Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2021 г. N Ф10-3096/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А36-719/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст.272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.04.2021 по делу N А36-719/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (межрайонное), г.Липецк к Обществу с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР", г.Липецк о взыскании финансовой санкции в сумме 36 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период 2019 год, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, УПФР в г. Липецке, заявитель) 02.02.2021 обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР" (далее - ООО "ЦЕНТР", страхователь) о взыскании финансовой санкции в сумме 36 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе за следующие отчетные периоды: 9 000 рублей - за 2019 год, 500 рублей - за декабрь 2019 года, 7 500 рублей - за январь 2020 года, 7 500 рублей - за февраль 2020 года, 7 500 рублей - за март 2020 года, 4 000 рублей - за апрель 2020 года.
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 14.04.2021 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "ЦЕНТР" в пользу УПФР в г. Липецке взыскана финансовая санкция в общей сумме 35 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе за следующие отчетные периоды: 9 000 рублей - за 2019 год, 7 500 рублей - за январь 2020 года, 7 500 руб. - за март 2020 года, 4 000 рублей - за апрель 2020 года, 7 500 руб. - за февраль 2020 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований УПФР в г. Липецке отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований УПФР в г. Липецке о взыскании с ООО "ЦЕНТР" финансовых санкций за ДЕКАБРЬ 2019 года в размере 500 рублей, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что в рассматриваемом случае были представлены не уточненные (исправленные, сведения в отношении конкретного застрахованного лица, которые уже были представлены в исходной форме СЗВ-М за ДЕКАБРЬ 2019 года, а имело месте несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-М.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Возражений не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦЕНТР" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес УПФР в г. Липецке представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 18 застрахованных лиц - 08.07.2020.
Управлением 24.07.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованных лиц 24.07.2020 Управлением составлен акт N058S18200003806 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанный акт направлен страхователю 31.07.2020.
По итогам рассмотрения акта N058S18200003806 Управлением принято решение от 08.09.2020 N058S19200004557 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N27-ФЗ в виде штрафа в сумме 9 000 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.10.2020 N058S01200004288, с установлением срока его исполнения до 03.11.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 16.10.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
15.06.2020 ООО "ЦЕНТР" представило в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за январь 2020 года: тип формы "исх" на 15 застрахованных лиц.
Управлением 30.07.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица 30.07.2020 Управлением составлен акт N 058S18200004009 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанный акт направлен ООО "ЦЕНТР" 06.08.2020.
По итогам рассмотрения акта N058S18200004009 Управлением принято решение от 14.09.2020 N058S19200004714 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 7 500 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.10.2020 N 058S01200004422, с установлением срока его исполнения до 11.11.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 23.10.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
15.06.2020 ООО "ЦЕНТР" представило в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за февраль 2020 года в отношении 15 застрахованных лиц.
Управлением 30.07.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица 30.07.2020 Управлением составлен акт N 058S18200004013 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанный акт направлен ООО "ЦЕНТР" 06.08.2020.
По итогам рассмотрения акта N058S18200004013 Управлением принято решение от 14.09.2020 N058S19200004712 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 7 500 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.10.2020 N 058S01200004420, с установлением срока его исполнения до 11.11.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 23.10.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
15.06.2020 ООО "ЦЕНТР" представило в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2020 года в отношении 15 застрахованных лиц.
Управлением 30.07.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица 30.07.2020 Управлением составлен акт N 058S18200003997 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанный акт направлен ООО "ЦЕНТР" 06.08.2020.
По итогам рассмотрения акта N 058S18200003997 Управлением принято решение от 14.09.2020 N 058S19200004711 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 7 500 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.10.2020 N 058S01200004424, с установлением срока его исполнения до 11.11.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 23.10.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
15.06.2020 ООО "ЦЕНТР" представило в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за апрель 2020 года в отношении 18 застрахованных лиц.
Управлением 30.07.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица 30.07.2020 Управлением составлен акт N 058S18200003996 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанный акт направлен ООО "ЦЕНТР" 06.08.2020.
По итогам рассмотрения акта N058S18200003996 Управлением принято решение от 14.09.2020 N058S19200004715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N27-ФЗ в виде штрафа в сумме 4 000 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.10.2020 N058S01200004425, с установлением срока его исполнения до 11.11.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 23.10.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
09.01.2020 ООО "ЦЕНТР" в адрес управления представило отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2019 года в отношении 18 застрахованных лиц.
01.07.2020 ООО "ЦЕНТР" в адрес управления представило отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за декабрь 2019 года в отношении 01 застрахованного лица.
Управлением 06.08.2020 в адрес ООО "ЦЕНТР" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица 06.08.2020 Управлением составлен акт N 058S18200004192 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: в дополняющей форме представлены сведения в отношении 1 физического лица, по которому не были указаны сведения в исходной форме.
Указанный акт направлен ООО "ЦЕНТР" 13.08.2020.
По итогам рассмотрения акта N 058S18200004192 Управлением принято решение от 21.09.2020 N 058S19200004915 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральный закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.10.2020 N 058S01200004613, с установлением срока его исполнения до 30.10.2020.
Указанное требование направлено ООО "ЦЕНТР" 02.11.2020, сведения о его доставке заявителем не представлено.
В связи с неисполнением указанных требований, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 36 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период 2019 год, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года.
Неисполнение указанных требований в добровольном порядке явилось основанием обращения Управления в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании санкции с организации в сумме 36 000 руб.
21.12.2020 арбитражным судом вынесен судебный приказ о взыскании с ООО "ЦЕНТР" финансовой санкции в сумме 36 000 руб.
Определением суда от 22.01.2021 судебный приказ отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
02.02.2021 Управление обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению ввиду следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица
Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Кроме того, сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
В отношении требования о привлечении ООО "ЦЕНТР" к ответственности за нарушение срока предоставления сведений в отношении 1 физического лица за декабрь 2019 года путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая" судом верно учтено следующее.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Предусмотренный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ перечень сведений является исчерпывающим.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального Закона N27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального Закона N27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального Закона N27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как следует из материалов дела, исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2019 года были представлены организацией в установленный законом срок, а неполнота изначально представленных сведений за декабрь 2019 года (доп.) самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Частью 5 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Кроме того, пунктом 37 Инструкции N 766н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Форма уведомления утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N1058п (приложение N 5).
Как усматривается из материалов дела, уведомление было направлено 06.08.2020 по указанному выше проверяемому периоду.
При этом из содержания этих уведомлений не следует, что пенсионный орган предлагал ООО "ЦЕНТР" в 5-дневный срок устранить выявленные нарушения, в уведомлении указано на необходимость получения актов проверки.
Указанное свидетельствует о выявлении неполноты представленных сведений пенсионным органом уже после ее обнаружения и исправления самим страхователем.
Более того, пенсионным органом не было направлено уведомление, предусмотренное пунктом 37 Инструкции 766н, с предложением добровольного устранения ошибок в 5-дневный срок, что свидетельствует о существенном нарушении Управлением процедуры проверки, что исключает привлечение ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона 27-ФЗ.
Самостоятельное выявление и устранение неполноты данных в представленных сведениях формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии вины страхователя во вменяемом ему правонарушении.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод содержится и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 N 306-КГ18-17679, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Ссылка заявителя на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N211н, верно отклонена судом области, поскольку указанная Инструкция действует с 27.07.2020, обратной силы не имеет.
Кроме того, ее содержание противоречит вышеизложенным позициям Конституционного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении УПФР в г. Липецке о взыскании с ООО "ЦЕНТР" финансовой санкции за нарушение сроков предоставлений сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за декабрь (доп) 2019 года.
С учетом вышеизложенного, суда апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения в обжалуемой части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.04.2021 по делу N А36-719/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-719/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: ООО "ЦЕНТР"