г. Челябинск |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А07-24038/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер Подшипник Групп" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2021 г. по делу N А07-24038/2020.
В судебном заседании участвовали представители:
Башкортостанской таможни - Кунцевич Н.Н. (служебное удостоверение, доверенность N 01-07-16/16415 от 18.12.2020, диплом), Рыдаванов О.Ю. (служебное удостоверение N 01-07-22/01304 от 04.02.2021);
Приволжской электронной таможни - Кунцевич Н.Н. (служебное удостоверение, доверенность N 01-08-29/02122 17/02/2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Интер Подшипник Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным бездействия Башкортостанской таможни, выраженное в не рассмотрении сертификатов о происхождении товаров N А31101654 от 02.07.2020, N АЗ 1099087 от 02.07.2020 в 30-дневный срок; признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни и Приволжской электронной таможни, выраженные в невнесении изменений, в сведения, указанные в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 на основании сертификатов о происхождении товаров N АЗ 1101654 от 02.07.2020, N АЗ 1099087 от 02.07.2020; N А31099087 от 02.07.2020; обязать Приволжскую электронную таможню внести изменения в сведения, содержащиеся в графах N 16 в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, после выпуска товаров: сведения о стране происхождения товаров "Неизвестна" изменить на сведения "Таиланд".
Определением от 10.02.2021 суд привлек в качестве заинтересованного лица Приволжскую электронную таможню.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 05.03.2021) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Интер Подшипник Групп" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом не выяснено является ли Башкортостанская таможня таможенным органом, уполномоченным принимать новые сертификаты в соответствии с пунктом 12 Порядка N 289. По мнению подателя жалобы, уполномоченным органом может быть только Приволжская электронная таможня после предоставления ей заявителем всех документов в соответствии с пунктом 12 Порядка N 289.
Судом не установлена дата направления запроса о верификации, который мог бы приостановить 30-дневный срок рассмотрения новых сертификатов в соответствии с пунктом 16 Порядка N 289. Письмо Башкортостанской таможни от 30.07.2020 N 03-03-24/09903 в Приволжское таможенное управление "о проведении проверочных мероприятий" не отвечает признакам запроса о верификации, в нем не указаны обоснованные причины необходимости верифицировать сертификаты и нет информации, указывающей, какие сведения в новых сертификатах могут быть недостоверными.
Выводы суда о том, что Башкортостанская таможня своевременно уведомила заявителя о проведении таможенного контроля, не соответствуют обстоятельствам дела.
Судом не установлено, были ли признаки того, что новые сертификаты не выдавались или содержат недостоверные сведения. Ни один из признаков, на которые ссылается таможенный орган, не может считаться обоснованным для появления сомнений в подлинности новых сертификатов.
Считает, что Приказ ФТС России от 25.08.2009 N 1560 является инструкцией для таможенных органов, не может регулировать отношения между декларантом и таможенным органом и становиться основанием для принятия решения судом.
В арбитражный апелляционный суд от Башкортостанской таможни, Приволжской электронной таможни поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых отклонены доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Общество "Интер Подшипник Групп" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представители таможни против доводов апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения контракта от 28.09.2018 N 32, заключенного с "NMB-MINEBEA-GMBX" (Германия), Обществом с ограниченной ответственностью "Интер Подшипник Групп" (Россия) на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ N 10418010/150119/0006398, N 10418010/010219/0022616, N 10418010/210219/0041330 ввезены следующие товары:
По ДТ N 10418010/150119/0006398 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.
1. Подшипник качения шариковый "DDL-520W02MTRA5P58L01", внешний диаметр 5 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB- и MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG217, модель: Щ DDL-520W02MT, количество: 10000 шт.
2. Подшипник качения шариковый "DDL-730W03SD56RA5P58L01M, внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB- MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG219, модель: DDL-730W03SD56, количество: 10000 шт.
3. Подшипник качения шариковый "DDL-730MTRA5P13L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LP273, модель: DDL- 730МТ, количество: 10000 шт.
4. Подшипник качения шариковый "608 ZZM3MTA5LY683", внешний диаметр 22 мм, серия 60, материал изготовления - хромированная сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LS787, модель: 608 ZZ, количество: 50000 шт.
По ДТ N 10418010/210219/0041330 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.
1. Подшипник качения шариковый "DDL-520W02MTRA5P58L01", внешний диаметр 5 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB- MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG217, модель: DDL-520W02MT, количество: 15000 шт.
2. Подшипник качения шариковый "DDL-730W03SD56RA5P58L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB- MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG219, модель: DDL-730W03SD56, количество: 20000 шт.
3. Подшипник качения шариковый "DDL-730MTRA5P13L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LP273, модель: DDL- 73 0MT, количество: 10000 шт.
4. Подшипник качения шариковый "608 ZZM3MTA5LY683",внешний диаметр 22 мм, серия 60, материал изготовления - хромированная сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LS787,модель: 608 ZZ, количество: 50000 шт.
По ДТ N 10418010/010219/0022616 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.
1. Подшипники шариковые "608X7ZZSD87CV4M2MTA5LY745H" - 30000 штук, наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента; производитель: N MB - MIN EBEA THAI LTD. товарный знак: N MB, количество: 30000 шт.
2. Подшипники шариковые "626ZZ M3MTLY218" - 128000 штук; наружный диаметр 19 мм; материал изготовления - сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента;, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. товарный знак: N MB, количество: 128000 шт.
3. Подшипники шариковые "DDR-2280HHMT R А5 P24LY212T" - 4000 штук, наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - нержавеющая сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента; производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. товарный знак: N MB, количество: 4000 шт.
4. Подшипники шариковые "DDR-2280DD R А1 P25LY121" - 1000 штук; наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - нержавеющая сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента, производитель: N MB-MIN EBEA THAI LTD. товарный знак: N MB, количество: 1000 шт.
Декларирование указанного товара осуществлялось на Приволжском таможенном посту (Центр электронного декларирования).
В качестве документа подтверждающего происхождение товара представлены сертификаты общей формы от 22.11.2018 N А18567943 (по ДТ 10418010/150119/0006398 и ДТ N 10418010/210219/0041330), от 24.01.2019 А19662449 (по ДТ N 10418010/010219/0022616) выданные Федеративной Республикой Германия, в графе 3 которых указано, что страной происхождения является Таиланд.
На основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) у ООО "Интер подшипник групп" Башкортостанской таможней с 10.02.2020 проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном контроле по ДТ N N 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 в части правильности определения страны происхождения товаров; соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки проведена проверка сертификатов происхождения товаров на соответствие установленным законодательством требованиям. В связи с чем, Башкортостанской таможней был составлен акт N 10401000/208/120320/А0005 от 12.03.2020.
В графе 33 указанных ДТ в отношении товара заявлен классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 8482 10 100 9: "Подшипники шариковые или роликовые: - подшипники шариковые: - наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм: - прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 10%.
В графе 16 указанных ДТ страной происхождения товара заявлен Таиланд. В качестве документа, подтверждающего происхождение товара, декларантом представлены сертификаты общей формы от 22.11.2018 N А18567943 (по ДТ NN 10418010/150119/0006398,10418010/210219/0041330), от 24.01.2019, N А19662449 (по ДТ N 10418010/010219/0022616), выданные Федеративной Республикой Германия, в графе 3 которых указано, что страной происхождения товара является Таиланд.
Приволжским ЦЭД осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Впоследствии Башкортостанской таможней в период с 10.02.2020 по 12.03.2020 на основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка документов и сведений, представленных ООО "Интер Подшипник Групп" при таможенном декларировании по вышеуказанным ДТ, по вопросу правильности определения происхождения товаров; соблюдения порядка и условий представления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки таможенным органом установлено, что в представленных сертификатах о происхождении товара общей формы от 22.11.2018 N А18567943, от 24.01.2019 N А19662449 в графе 5 отсутствуют реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара.
По итогам проверки Башкортостанской таможней составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.03.2020 N 10401000/208/120320/А0005, в котором сделан вывод о том, что сертификаты о происхождении товаров от 22.11.2018 N А18567943, от 24.01.2019 N А19662449 не могут являться основанием для подтверждения происхождения товаров, в связи с чем в отношении товара "подшипники шариковые", декларированного по ДТ NN 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, подлежит уплате антидемпинговая пошлина в размере 41,5% от таможенной стоимости товара.
Башкортостанской таможней приняты решения от 18.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/150119/0006398, N 10418010/010219/0022616, N 10418010/210219/0041330. Указанные решения направлены в адрес ООО "Интер Подшипник Групп" письмом Башкортостанской таможни от 18.03.2020 N 03-03-26/03600.
Письмом от 06.07.2020 N 49 Общество, с целью подтверждения заявленных при декларировании сведений о стране происхождения товара, представило новые непреференциальные сертификаты о происхождении товара от 02.07.2020 N АЗ 1099087, N АЗ 1101654, выданные торговой палатой Федеративной Республики Германии.
Башкортостанской таможней 07.07.2020 открыта проверка в соответствии с Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденным приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2009 N 15262) (далее - Порядок N 1560).
В ходе проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что в представленных оригиналах сертификатов о происхождении товаров в графе 5 указаны следующие реквизиты документов:
- N А31099087 от 02.07.2020 - "RefereNce No. С02018-0180755, 0139780, 0129622, 0147547, 0120064, 0179222, 0114392, 0125078, 0182944, 0175002, 0112618, СО-2019-0008051, 0008050, 0008783";
- N А31101654 от 02.07.2020 - "RefereNce No. С02018-0167514, 0168501, 0163430, 0068763, 0105066, 0088876, 0101105, 0112619, 0128930, 0119382, 0173208,0119381,0134690, 0113974, 0101105".
Письмом Башкортостанской таможни от 08.07.2020 N 03-03-26/08861 "О предоставлении копий документов о происхождении товара" у декларанта запрошены копии документов, заявленных в графе 5 вновь представленных сертификатов.
Общество направило запрос поставщику товаров компании N MB-MiN ebea-GmbH (Германия). Компания N MB-MiN ebea-GmbH ответила Обществу, что запрашиваемые документы верифицированы Торгово-Промышленной палатой Оффенбах на Майне и что в соответствии с Правилами UN CTAD (ЮНКТАД) и международными торговыми обычаями повторная верификация таких документов не требуется. Так же указанные документы, как документы содержащие конфиденциальную информация и коммерческую тайну, не могут быть переданы третьим лицам, без запроса официальных органов Федеративной Республики Германии.
Общество письмом N 57 от 01.09.2020 просило восстановить тарифные преференции на сумму 4 738 450, 95 рублей, уплаченные по платежным поручениям N 363 и N 362 от 28.05.2020.
Башкортостанская таможня данные требования не удовлетворила.
В письме N 03-03-26/11788 от 09.09.2020 Башкортостанская таможня указала, что проводится проверка сертификатов на предмет подтверждения происхождения товара.
Полагая свои права нарушенными, ООО "Интер Подшипник Групп" обратилось в суд с данными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспоренных решений незаконными.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего до 01.01.2018 и подлежащего применению к рассматриваемым отношениям, установлено, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей данной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из статьи 29 ТК ЕАЭС следует, что в целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров.
Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В случае, если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Из статьи 314 ТК ЕАЭС следует, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров таможенные органы проверяют документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Требований к сертификату в случае если сертификат выдан страной ввоза товаров, в сертификате происхождения должны быть указаны реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара.
Как указывалось, согласно положениям подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
В связи с отсутствием в первоначально представленных ООО "Интер Подшипник Групп" сертификатах о происхождении товаров от 22.11.2018 N А 18567943, от 24.01.2019 N А19662449 сведений о реквизитах документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, подпункта 7 пункта 5 Требований к сертификату, указанные сертификаты о происхождении товаров не могли быть рассмотрены таможенным органом в качестве документа о происхождении товара.
В соответствии с пунктом 107 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение N 8 к Договору), антидемпинговая мера применяется по решению Евразийской экономической комиссии.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза" в отношении подшипников, классифицируемых, в том числе кодом 8482 10 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС применяется антидемпинговая пошлина в размере 41,5%.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о происхождении товаров и об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (об их ставках и суммах).
Из вышеизложенного следует, что в силу подпункта 3 пункта 5 и подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС сведения о происхождении товаров и об исчислении таможенных платежей в ДТ N N 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 заявлены неверно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (далее - Порядок N 289).
Пунктом 11 Порядка N 289 предусмотрены случаи изменения (дополнения) сведений, заявленных в ДТ. Одним из таких случаев согласно подпункта "к" пункта 11 Порядка N 289 является исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применение иных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в случае, если происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров.
Согласно пункту 21 Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N1 к Порядку N 289.
Таким образом, при наличии оснований, установленных подпунктом "к" пункта 11 Порядка N 289, таможней правомерно приняты решения от 18.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, в части происхождения товаров и исчисления антидемпинговой пошлины.
Пунктом 17 Порядка N 289 предусмотрено проведение таможенным органом таможенного контроля в связи с поступлением обращения декларанта.
Согласно пункту 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля.
Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, порядок проведения которой утвержден Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2009 N 15262) (далее - Порядок N 1560).
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС указанная форма таможенного контроля может проводиться как до, так и после выпуска товаров и в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка N 1560 может осуществляться с целью правильности определения страны происхождения товаров.
В связи с представлением ООО "Интер Подшипник Групп" письмом от 06.07.2020 N 49 новых сертификатов о происхождении товара от 02.07.2020 NА31099087, N А31101654 Башкортостанской таможней 07.07.2020 в соответствии со статьями 324, 326 ТК ЕАЭС и Порядком N 1560 открыта проверка документов и сведений после выпуска товаров. Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС.
Положениями пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
Аналогичные права таможенных органов по запросу документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, закреплены подпунктом 2 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС.
Таким образом, на основании пункта 1 статьи 326, подпункта 2 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС, с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом сертификатах о происхождении товаров от 02.07.2020 N A3 1099087, N A31101654, Башкортостанской таможней письмом от 08.07.2020 N 03-03-26/08861 "О предоставлении копий документов о происхождении товара" у ООО "Интер Подшипник Групп" правомерно запрошены копии документов, заявленных в графе 5 указанных сертификатов. Обществом документы представлены не были.
Башкортостанской таможней была проведена проверка сертификатов о происхождении товаров 02.07.2020 N А31099087, N А31101654 на сайте уполномоченного органа, но в связи с отсутствием кода для верификации информация о выдаче данных сертификатов отсутствовала.
Учитывая данные обстоятельства, Башкортостанской таможней письмом от 30.07.2020 N 03-03-24/09903 был инициирован запрос в Приволжское таможенное управление с целью проверки рассматриваемых непреференциальных сертификатов.
В настоящее время таможенный контроль происхождения товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, не завершен, в связи с этим и учитывая вышеизложенное, бездействия таможенных органов не находят своего подтверждения, основания для внесения изменений в вышеуказанные ДТ отсутствуют.
Относительно довода о том, что Башкортостанская таможня не является уполномоченным органом по рассмотрению сертификатов о происхождении товаров, суд отмечает следующее.
Общество письмом от 06.07.2020 N 49 представило в Башкортостанскую таможню новые непреференциальные сертификаты о происхождении товара от 02.07.2020 NA31099087, A31101654 с целью подтверждения заявленных при декларировании сведений о стране происхождения товаров, сведения о которых заявлены в ДТ NN 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330.
Согласно пункту 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля.
Объектами таможенного контроля являются, в том числе, таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 ТК ЕАЭС).
Таким образом, Башкортостанская таможня является уполномоченным органом по рассмотрению сертификатов о происхождении товаров, представленных заявителем после выпуска товаров с целью подтверждения страны происхождения товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330.
Заявитель указывает, что судом не выяснена дата направления запроса о верификации сертификатов о происхождении товара от 02.07.2020 N N A31099087, A31101654.
Как следует из материалов дела, таможенным органом в материалы дела приобщены следующие документы: письмо Башкортостанской таможни от 30.07.2020 N 03-03-27/09903 "О проведении проверочных мероприятий";
Письмо Приволжского таможенного управления от 18.08.2020 N 03-05-17/13011 "О подтверждении происхождения товаров "подшипники"; письмо ФТС России от 09.11.2020 N 16-72/62819 "Об оказании содействия".
Пунктом 16 Порядка N 289 предусмотрено, в случае если для рассмотрения обращения и документов, предусмотренных пунктом 12 Порядка N289, необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, течение срока, предусмотренного Порядком, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно).
Учитывая, что Башкортостанской таможней 30.07.2020 был направлен запрос в Приволжское таможенное управление с целью верификации рассматриваемых сертификатов о происхождении товаров, то срок проводимого таможенного контроля, в связи с поступлением обращения Общества, был приостановлен в соответствии с пунктом 16 Порядка с 30.07.2020.
В соответствии с пунктом 5.66 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, ФТС России осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
В связи с этим, Приволжское таможенное управление 18.08.2020 обратилось в ФТС России с целью оказания содействия в части получения подтверждения подлинности сертификатов о происхождении товара от 02.07.2020 N N A31099087, A31101654.
Запрос в уполномоченный орган Федеративной Республики Германии, в том числе по рассматриваемым сертификатам, был направлен ФТС России 09.11.2020.
Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса (в соответствии с пунктом 30 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила)).
Таким образом, срок для ответа на запрос о верификации - не истек, таможенный контроль в настоящее время не завершен, следовательно, и основания для внесения каких-либо изменений в сведения, содержащиеся в графе 16 в ДТ N N 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 отсутствуют.
По мнению заявителя, письмо Башкортостанской таможни от 30.07.2020 N 03-03-27/09903 "О проведении проверочных мероприятий" не отвечает требованиям запроса о верификации.
В соответствии с пунктом 29 Правил к запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара и указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
Согласно содержанию вышеуказанных писем таможенных органов, в них указана причина направления запроса о верификации - подтверждение подлинности сертификатов о происхождении товаров и содержащихся в них сведений. К запросу также были приложены копии соответствующих сертификатов.
Таким образом, запрос о верификации соответствует требованиям, установленным пунктом 29 Правил.
Также общество указывает, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: были ли признаки того, что новые сертификаты не выдавались или содержат недостоверные сведения.
Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании пункта 2 Требований к сертификату, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом. В сертификатах от 02.07.2020 N A3 1099087, N A31101654 присутствует информация на немецком языке.
Согласно подпункту 5 пункта 5 Требований к сертификату сертификат должен содержать информацию об описание товара, позволяющее произвести его идентификацию. В ходе анализа графы 8 сертификатов установлено, что наименование артикула является не полным, отсутствует информация о марке товара.
Согласно подпункту 7 пункта 5 Требований к сертификату сертификат должен содержать реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара). Данные сведения указываются в графе 5 сертификата. Указанные в графе 5 документы подлежат анализу при подтверждении заявленных требований о происхождении товара. Данные документы не были представлены таможенному органу.
Учитывая, что общество не смогло представить копии документов, заявленных в графе 5 сертификатов о происхождении товара от 02.07.2020 N N A31099087, A31101654, и то, что сам грузоотправитель в лице компании NMB-Minebea GmbH сообщил о том, что данные документы содержат конфиденциальную и коммерческую тайну и не могут быть переданы без запроса официальных органов Федеративной Республики Германии, у таможенного органа имелись все основания для направления запроса о верификации.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии бездействия таможен и оснований для признания его незаконным.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2021 г. по делу N А07-24038/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер Подшипник Групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24038/2020
Истец: ООО "ИНТЕР ПОДШИПНИК ГРУПП"
Ответчик: БАШКОРТОСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "ИНТЕР ПОДШИПНИК ГРУПП", Приволжская электронная таможня