г. Самара |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А65-19223/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Резон-Продукт" - представителя Алиуллова И.Р. (доверенность от 01.03.2021),
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Резон-Продукт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года по делу N А65-19223/2020 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Резон-Продукт", г.Казань (ОГРН 1021602833988, ИНН 1654028077)
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани",
о признании решения N 8918/КЗиО-ИСХ от 06.07.2020 незаконным,
об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подготовить и направить ООО "Резон-Продукт" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:012308:34 площадью 2035 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Резон-Продукт" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик) о признании решения N 8918/КЗиО-ИСХ от 06.07.2020 незаконным, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подготовить и направить ООО "Резон-Продукт" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:012308:34 площадью 2035 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года по делу N А65-19223/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лицо в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Резон-Продукт" на праве собственности принадлежит нежилое здание - нежилые помещения термического участка производственного цеха N 6 (здание N 147), кадастровый номер 16:50:000000:1737, общей площадью 597,2 кв.м., расположенное по адресу: г.Казань, ул.Меховщиков, инв.N 84/6, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АК 238329 от 23.08.2011 г.
Здание расположено на земельном участке, кадастровый номер 16:50:012308:34, общей площадью 2 035 кв.м., месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г.Казань, Вахитовский район, ул.Меховщиков, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
27.05.2020 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность по договору купли-продажи.
06.07.2020 г. ответчик письмом N 8918/КЗИО-ИСХ в ответ сообщил, что земельный участок расположен частично в проектных красных линиях, и со ссылкой на ст.85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой такие земельные участки приватизации не подлежат, рекомендовал заявителю представить соответствующее заявление о предоставлении запрашиваемого земельного участка в краткосрочную аренду.
Заявитель, полагая, что данный отказ ответчика противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Заявитель является собственником нежилого здания расположенного в г.Казань на ул.Меховщиков.
Однако, часть испрашиваемого земельного участка, на котором расположено указанное здание, находится на территории общего пользования - улице Меховщиков.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 г. N 5-38 утвержден Генеральный план городского округа Казань.
На момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность (27.05.2020 г. - дата обращения) действовал именно этот Генеральный план городского округа Казань.
Из представленных органом местного самоуправления фрагментов Генерального плана городского округа Казань 2020 года раздела II Графические материалы: Карты планируемого размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры местного значения, Карты функциональных зон, Карты природно-рекреационного комплекса (л.д.61-62), видно, что спорный земельный участок с принадлежащим заявителю на праве собственности зданием частично находится за чертой, обозначающей территорию общего пользования - улицу Меховщиков и в пределах красных линий.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимает территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку спорный земельный участок расположен на территории общего пользования, то в силу приведенной нормы Земельного Кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2017 года по делу N А65-26676/2016.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Генеральный план городского округа Казань утвержден решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 года, то есть после формирования и постановки на учет спорного земельного участка, судом не принимаются, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа ответчика от 06.07.2020 на обращение Общества от 27.05.2020 года. На момент обращения Общества с заявлением о предоставлении участка в собственность и на дату принятия оспариваемого отказа генеральный план городского округа Казань, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 года действовал, ответчик правомерно руководствовался его сведениями.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года по делу N А65-19223/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19223/2020
Истец: ООО "Резон-Продукт", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Третье лицо: МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани, Одинадцатый арбитражный апелляционный суд