г. Челябинск |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А07-30794/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баканова В.В., рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2021 г. по делу N А07-30794/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик, АО "РН-Транс") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 206 553 руб. 60 коп, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2020 по 02.10.2020 в размере 2 113 руб. 50 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 03.10.2020 по день фактической оплаты суммы долга в размере 206 553 руб. 60 коп. по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2021 (резолютивная часть от 24.02.2021) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, АО "РН-Транс" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что возникновение обязанности произвести оплату за нахождение вагонов грузовладельца на путях общего пользования, в силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), поставлено в зависимость от наличия такого обстоятельства, как нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузовладельца.
Податель жалобы утверждает, что в настоящем случае наличие факта простоя вагонов на станции назначения Бензин ОАО "РЖД" по причинам, зависящим от грузополучателя или и/или владельца пути необщего пользования, не доказано. Истец в обоснование своих требований не подтвердил с помощью первичных документов, что вагоны находились в ожидании подачи в связи с тем, что АО "РН-Транс" нарушало технологические нормы погрузки.
Согласно анализу занятости пути необщего пользования "Башнефть-УНПЗ", проведенному на основании памяток приемосдатчика на подачу/уборку ГУ-45 ВЦ, выявлено, что при наличии освобожденных мест погрузки/выгрузки перевозчиком (истцом) производилась несвоевременная подача вагонов, а также имелись нарушения в части уборки готовых вагонов более 5 часов, после получения письменного уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке ГУ-2бВЦ/Э согласно пункту 8 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1.
С позиции ответчика, истцом при наличии освобожденных мест погрузки/выгрузки производилась несвоевременная подача вагонов, а также имелись нарушения условий договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 в части уборки готовых вагонов в течение 5 часов после получения письменного уведомления, что привело к тому, что вагоны в "брошенном" поезде N 35359 индекс 5201-202-6549 задержаны в пути следования.
Податель жалобы считает, что задержка 66 порожних вагонов на станции Туймазы Куйбышевской железной дороги в составе поезда N 3535 индекс 5201-202-6549 с 03.07.2020 по 06.07.2020 неправомерна, следовательно, претензия ОАО "РЖД" от 07.08.2020 заявлена необоснованно.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ОАО "РЖД" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.11.2019 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "РН-Транс" (грузоотправитель (грузополучатель) заключен договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N АФТО-4/41/1.
29.06.2020 на промежуточной станции Туймазы Куйбышевской железной дороги по приказу N 1742 отставлен от движения поезд N 3535 (5201-202-6549) в количестве 66 вагонов по причине, зависящей от АО "PH-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей станции Бензин в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес АО "РН-Транс"). Извещение от 29.06.2020 N 134 о задержке поезда N 3535 (5201-202- 6549) передано представителю АО "РН-Транс" Ведешкину. 29.06.2020 оформлен акт общей формы N 6099 на промежуточной станции Туймазы, подтверждающий задержку вагонов в составе поезда N 3535 (5201-202-6549) в связи с неприемом станцией назначения Бензин по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов. 06.07.2020 поезд N 3535 (5201-202-6549) по приказу N 1681 поднят с промежуточной станции Туймазы и направлен на станцию назначения Бензин. 06.07.2020 на промежуточной станции Туймазы оформлен акт общей формы N 6354 на окончание задержки вагонов по причине, зависящей от АО "РН-Транс". Извещение от 06.07.2020 N 136 об отправлении поезда N 3535 (5201 - 202-6549) передано представителю АО "PH-Транс" Ведешкину. На станции назначения Бензин составлены акты общей формы от 07.07.2020 NN 1/2880, 1/2884, 1/2883, 1/2881, 1/2879, 1/2878, 1/2877, 1/2882 для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "РН-Транс". Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными NN ЭЖ129829, ЭЖ181123, ЭЖ150656, ЭЖ129859, ЭЖ129857, ЭЖ129844, ЭЖ129832, ЭЖ150036. Таким образом, АО "РН-Транс" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по вине грузополучателя по накопительным ведомостям NN 210707-210714 за период с 29.06.2020 по 06.07.2020 на общую сумму 206 553 руб. 60 коп. с НДС.
На основании заявления от 27.05.2019 N 55/ИВУ/КБШ АО "РН-Транс" присоединилось к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлению электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, связанных с организацией электронного документооборота, в том числе по подключению, сопровождению АС ЭТРАН. 07.08.2020 в адрес ответчика направлена претензия N Ю702/КБШТЦФТО (ТЦФТООП-20/249), которая осталась без удовлетворения. Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец сослался на статью 39 УЖТ РФ.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем начисление ОАО "РЖД" ответчику платы в размере 206 553 руб. 60 коп. за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным. Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами. Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, а доводы подателя жалобы подлежат отклонению в силу следующего. Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 УЖТ РФ следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 45 на станции назначения акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что на станции назначения допущена задержка вагонов, что подтверждается представленными актами общей формы. В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь общего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов, и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов. В актах причиной их составления указано: вагоны простаивают на выставочных путях общего пользования в ожидании приема грузополучателем АО "РН-Транс". На основании изложенного, истцом с ответчика правомерно взыскана плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в общей сумме 206 553 руб. 60 коп. Расчет платы произведен согласно тарифному руководству, ответчиком расчет не оспорен, доказательств уплаты указанной суммы в добровольном порядке не представлено.
С учетом изложенного, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на путях общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании платы в общей сумме 206 553 руб. 60 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на телефонограммы и уведомления о готовности приёма вагонов не состоятельна, поскольку данные обращения носят формальный характер и опровергаются анализом занятости путей необщего пользования и уведомлениями о завершении грузовой операции. Телефонограммы, указанные ответчиком содержат просьбу о снятии вагонов, указанных в актах общей формы, с ответственного простоя АО "РН-Транс", при этом не указывают причину для совершения указанного действия.
Из данных документов следует, что на момент направления телефонограмм и уведомлений о готовности приёма вагонов, места погрузки - выгрузки были заняты ранее поданными вагонами, на которые не были оформлены перевозочные документы.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ, при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно пункту 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утверждённой Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 г. N 333р., вагонный лист составляется на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем.
Ссылка ответчика на телефонограмму N 2 от 03.07.2020 об организации отправления грузового поезда N 3535 (5201-202-6549) со ст. Туймазы не состоятельна, поскольку данное обращение носит формальный характер и опровергается анализом занятости путей необщего пользования. Также в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств направления данного документа адресату.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что телефонограмма N 2 датирована 03.07.2020, а отстранение поезда N 3535 от движения произведено 29.06.2020. Ответчик не оспаривает правомерность действий перевозчика и подтверждает свою вину в нарушении технологических сроков оборота вагонов. Приложенное к отзыву планирование погрузки, выгрузки и организации маневровой работы на 03.07.2020 определяет график подачи ранее прибывших в адрес ответчика вагонов, и простаивающих на путях общего пользования станции Бензин в ожидании подачи на места погрузки/выгрузки.
Довод ответчика о том, что подпись приёмосдатчика в уведомлении о завершении грузовой операции подтверждает наличие оформленных перевозочных документов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку данная подпись подтверждает только получение уведомления.
Довод подателя жалобы о наличии освобождённых мест погрузки/выгрузки вагонов противоречит представленному им же анализу занятости путей необщего пользования.
Согласно представленному анализу ответчика за период с 29.06.2020 по 06.07.2020 на места погрузки - выгрузки было подано 3424 вагона, подано уведомлений о завершении грузовой операции на 1330 вагонов.
Так, 26.06.2020 в 14:10 час. по памятке приёмосдатчика N 3275 подано 35 вагонов, 27.06.2020 в 04:20 час. по памятке приёмосдатчика N 3288 подано 14 вагонов, 29.06.2020 в 14:15 час. по памятке приёмосдатчика N 3327 подано 17 вагонов, 30.06.2020 в 02:10 час. по памятке приёмосдатчика N 3333 подано 32 вагона, общее количество поданных вагонов составляет 98 шт.
При этом, часть вагонов в количестве 29 шт. была возвращена ответчиком по памятке приёмосдатчика N 3348 01.07.2020 в 08:45 час., остаток составил 69 вагонов.
01.07.2020 в 14:10 час. по памятке приёмосдатчика N 3349 подано 29 вагонов, 02.07.2020 в 01:39 час. часть вагонов в количестве 25 шт. была возвращена ответчиком по памятке приёмосдатчика N 336, 02.07.2020 в 05:20 час. остаток составил 4 вагона. 27.06.2020 в 22:37 час. по памятке приёмосдатчика N 3299 подано 28 вагонов, 28.06.2020 в 23:35 час. часть вагонов в количестве 24 шт. возвращена ответчиком по памятке приёмосдатчика N 3317, остаток составил 4 вагона. Таким образом, из анализа занятости путей необщего пользования видно, что ответчиком нарушается не только технологический срок оборота вагонов, но и условия договора N АФТО-4/41/1, согласно которого с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. Довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов несостоятелен, так как уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов. В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ, при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В данном случае Ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке.
Истцом также заявлялось о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2113 руб. 50 коп., с продолжением начисления с 03.10.2020 по день фактического исполнения обязательства.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Судом расчет истца проверен, признан арифметически верным, проценты за пользование чужими денежными средствами составляют 2 113 руб. 50 коп. и правомерно взысканы с ответчика.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование денежными средствами с 03.10.2020 по день фактической оплаты задолженности обоснованно удовлетворено судом.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2021 г. по делу N А07-30794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30794/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"