г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А42-3948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца: Андрос Е.И. по доверенности от 19.11.2018 г.
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11996/2021) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2021 по делу N А42-3948/2020 (судья Е.С.Камалова), принятое
по иску акционерного общества "Электротранспорт города Мурманска"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области
3-е лицо: Министерство финансов Мурманской области; Администрация города Мурманска; Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска; Комитет по тарифному регулированию Мурманской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в марте 2020 года в размере 2 101 257,14 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области (далее - Министерство финансов), администрация города Мурманска (далее - Администрация), Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска (далее - Комитет по развитию городского хозяйства), Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет по тарифному регулированию).
Решением суда от 05.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд не дал оценку указаниям Министерства на недоказанность заявленного истцом объема убытков и посчитал такие убытки установленными на основании простого тематического расчета. Ссылается на недоказанность противоправности поведения Министерства, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
В судебном заседании представитель истца просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Министерство и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров и муниципальных контрактов (подписаны усиленным квалифицированным сертификатом электронной подписи на электронной торговой площадке), заключенных с Администрацией (договор N 6-2014 от 15.09.2014 (автобусный маршрут N 4); договор N 01-2015 от 31.08.2015 (автобусные маршруты N 25, 29); договор N 1-2016 от 08.01.2016 (автобусный маршрут N 7т) и с Комитетом по развитию городского хозяйства (закупка N 0849300004919000387 (автобусный маршрут N 1); закупка N 0849300004919000328 (автобусные маршруты NN 5, 10, 18); закупка N 0849300004919000386 (автобусный маршрут N 11); закупка N 08493000049190003875 (автобусный маршрут N 19); закупка N 0849300004919000388 (автобусный маршрут N 24); закупка N 084930000491900199 (автобусный маршрут N 27); закупка N 0849300004918001096 (автобусный маршрут N 33); закупка N 0849300004919000334 (автобусные маршруты NN 3т, 4т, 6т) истец осуществляет перевозку пассажиров и багажа по городским регулярным троллейбусным и автобусным маршрутам, согласно утвержденным паспортам и схемам маршрутов, а также расписанию.
Между АО "Электротранспорт" (Получатель) и Министерством транспорта (Главный распорядитель средств областного бюджета) 13.01.2020 заключено соглашение N 1-эт (далее - Соглашение N 1-эт), предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов Получателя в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1).
Согласно пункту 3.1 Договора субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии. На цели указанные в разделе 1 Соглашения, при представлении Получателем Главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих факт произведенных Получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных в приложениях N 1 и N 2 к настоящему соглашению.
В пункте 3.2 соглашения предусмотрено, что перечисление субсидии осуществляется один раз в месяц на счет получателя, не позднее десятого рабочего дня с дат подписания приказа о выделении средств.
С письмом от 06.04.2020 N 724/10 АО "Электротранспорт" направило Министерству транспорта документы на предоставление субсидии за март 2020 года. Объем недополученных доходов в марте 2020 года составил 7 883 220 руб. 14 коп.
Платежным поручением N 615979 от 10.04.2020 ответчик перечислил истцу 5 781 963 руб. Недополученная сумма за спорный период составила 2 101 257 руб. 14 коп.
Направленная в адрес Министерства транспорта претензия от 25.02.2020 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
Закон Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО) на территории Мурманской области регулирует отношения в сфере установления цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Статьей 15 Закона N 220-ФЗ установлено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО государственные полномочия Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования переданы органу местного самоуправления муниципального образования город Мурманск.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск на 2020 год" установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт города Мурманска" на 2020 год в размере 37 руб. 49 коп.
Постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 901-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены государственными полномочиями Мурманской области по обеспечению предоставления обучающимся льготного проезда в границах муниципального образования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме такси), осуществляющем перевозки в городском и пригородном сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с предоставленными полномочиями постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 стоимость месячного льготного проездного билета для обучающихся в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск с 01.01.2020 установлена в размере 825 рублей.
Правила расходования средств, предоставляемых в виде субвенции, установлены Постановление Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП "Об утверждении правил расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из федерального бюджета, собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета" (далее - Постановление N 261-ПП).
Пунктом 4 Постановления N 261-ПП Муниципальные районы (городские округа) Мурманской области, получающие субвенции, возмещают перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ указанное возмещение производится за счет средств субвенции в форме субсидии соответствующему перевозчику в порядке, установленном постановлением администрации города Мурманска от 27.02.2018 N 481.
При этом субсидия предоставляется в пределах субвенции, поступившей из областного бюджета на реализацию Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области.
Иных источников финансирования возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципального образования город Мурманск не установлено. Teм самым финансирование данной льготы относится к расходным обязательствам публично-правового образования Мурманская область.
Судом первой инстанции установлено, что убытки у Общества возникли из-за разницы между экономически обоснованным тарифом в размере 37 рублей 49 копеек и примененной Министерством для расчета субсидии провозной платой за разовую поездку, провоз багажа в размере 33 рубля.
В соответствии со статьей 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Из положений статей 15, 16.1, 1069 ГК РФ следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, причиненных законными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Обязанность публично-правового образования Мурманская область по возмещению соответствующих убытков истца обусловлена фактом предоставления истцом льготного проезда обучающимся на основании Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО.
Оценив представленные доказательства, с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в рамках настоящего дела истец доказал наличие всех обстоятельств необходимых для применения ответственности в виде возмещения убытков.
Истцом подтвержден факт предоставления права льготного проезда обучающимся в марте 2020 года на муниципальных маршрутах на основании актов публично-правового образования; объем перевозок обучающихся в марте 2020 года на основании данных АСУОП; представлен расчет убытков, которые не были возмещены ему при перевозке обучающихся в марте 2020 года.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что возможность компенсации ущерба, причиненного имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов (статья 16.1 ГК РФ) предусмотрена пунктом 5 статьи 790 ГК РФ.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 16 и пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки ответчика на порядок формирования (расчета) начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на том основании, что правоотношения в сфере закупок в настоящем деле не рассматриваются.
Убытки истца возникли из осуществления публично-правовым образованием Мурманская область своих властных полномочий по установлению льгот по оплате проезда в городском общественном транспорте обучающихся путем издания ряда нормативных актов.
Вопреки мнению ответчика, суд первой инстанции правомерно со ссылкой на статьи 158, 86 БК РФ установил, что возмещение Обществу межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для потребителей производится за счет средств бюджета Мурманской области.
В связи с вышеизложенным, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 марта 2021 года по делу N А42-3948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3948/2020
Истец: АО "ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ ГОРОДА МУРМАНСКА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ