Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 г. N 08АП-4057/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А46-22555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4057/2021) крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-22555/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по исковому заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" (ИНН 5520000616, ОГРН 1025501719847, адрес: 646045, Омская область, Марьяновский район, пос. Москаленский, ул. Мира, 1, А) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, 3), Федеральному казначейству (ИНН 7710568760, ОГРН 1047797019830, адрес: 101000, г. Москва, пер. Большой Златоустинский, д. 6, стр. 1) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684, адрес: 107139, г. Москва, пер. Орликов, д. 1/11) о взыскании вреда в размере 4 640 735 руб. 67 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское фермерское хозяйство "Земледелец" (далее - истец, хозяйство, КФХ "Земледелец") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - ответчик 1, Минсельхозпрод Омской области), Федеральному казначейству (далее - ответчик 2, Казначейство России) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - ответчик 3, Минсельхоз России) о взыскании вреда в размере 4 640 735 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-22555/2020 в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Земледелец" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на несогласие с принятым решением, не приводя доводов по существу.
В письменных отзывах Казначейство России, Минсельхозпрод Омской области, Минсельхоз России просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, от Минсельхоза России поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между КФХ "Земледелец" и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" заключен кредитный договор от 16.09.2015 N 150903/0023, по условиям которого КФХ "Земледелец" предоставлен кредит в размере 14 516 907 руб. 87 коп. на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования: Комбайн Challenger СН670В в комплекте. Актом приема-передачи к договору купли-продажи от 19.09.2014 N SA/2014/069/AM, заключенному с ООО "АгроМашинери", приобретенная сельскохозяйственная техника и оборудование переданы КФХ "Земледелец" 26.05.2015. Согласно ответу ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" от 10.10.2018 N 009/03 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 КФХ "Земледелец" уплачены проценты по графику за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 в размере 4 640 735 руб. 67 коп.
Постановлением Правительства Омской области от 20.03.2013 N 49-п утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Положение N 49-п).
Истец, полагая, что на основании Положения N 49-п ему должна быть предоставлена государственная поддержка в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов во исполнение кредитного договора от 16.09.2015, обратился в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о выплате названной субсидии.
Минсельхозпродом Омской области в комиссию по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Минсельхоза России направлена заявка на участие в отборе инвестиционных проектов на приобретение техники, в том числе по кредитному договору от 16.09.2015 (письмо от 15.01.2016).
Ответ на указанную заявку в Минсельхозпрод Омской области не поступал, информация о результатах ее рассмотрения также не была направлена в адрес КФХ "Земледелец" (денежные средства в качестве субсидий не выплачены, не сообщено о причинах отказа в выплате субсидии).
Полагая, что незаконным бездействием ответчиков нарушено право КФХ "Земледелец" на получение меры поддержки в размере 4 640 735 руб. 67 коп., КФХ "Земледелец" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
26.02.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются па безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
На основании пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Омской области от 20.03.2013 N 49-п утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29,12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", далее - Закон N 264-ФЗ).
Частью 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Согласно представленному в дело отзыву Минсельхоза России, перечисление субсидий из федерального бюджета в бюджет Омской области в 2016 году осуществлялось Минсельхозом России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Госпрограмма), в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460), в пределах бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 2 Правил N 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (займам).
Перечисление субсидий из федерального бюджета в Омскую область обеспечивается на основании соглашения, заключенного между Минсельхозом России и Правительством Омской области, и дополнительных соглашений к нему, в которых предусматриваются направления и объемы субсидий из федерального и регионального бюджетов.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1460 распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждалось Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
Так, согласно итоговому Распределению субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным абзацами третьим, четвертым и шестым - четырнадцатым подпункта "в", абзацем вторым подпункта "г", подпунктом "д" и абзацем вторым подпункта "д" пункта 2 Правил N 1460, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 N 2732-р, Омской области из федерального бюджета, было выделено 171 440 900 руб.
На основании заключенного между Минсельхозом России и Правительством Омской области соглашения от 29.01.2016 N 37/17-с в редакции дополнительного соглашения N 8 от 28.12.2016 N 1538/17-с субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (пункт 17 Перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия Приложения N 1 дополнительного соглашения N 8) в размере 171 440 900 руб., утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 N 2732-р, были перечислены Минсельхозом России в доход бюджета Омской области, что подтверждается расходными расписаниями от 14.03.2016 N 082/0082/0225 (КБК 08204052510450390521) на сумму 154 485 700 руб., от 15.07.2016 N 000/0082/0920 на сумму 8 943 500 руб., от 22.12.2016 N 000/0082/3135 на сумму 8 011 700 руб.
При этом распределение и выплата субсидий конкретным получателям субсидии осуществлялись уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами N 1460 на основании нормативного-правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям и перечень документов, необходимых для получения субсидий, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.
Так, в соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (редакция от 12.10.2016) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", действовавшим в 2016 году, КБК 08204052510450390521 относится к субсидиям на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
В соответствии со статьей 78 БК РФ в целях реализации государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, Правительством Омской области утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (Положение N 49-п).
Положение N 49-п определяет цели предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - российские кредитные организации), и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - субсидии), категории получателей субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 49-п целью предоставления субсидий является возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, в сроки и на период, указанные в пункте 2 Правил N 1460 предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно абзацу третьему подпункта "г" пункта 2 Правил N 1460 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по кредитам, направленным на осуществление инвестиционных расходов, в том числе, на приобретение техники, оборудования и изделий автомобильной промышленности (далее - инвестиционный проект).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1460 и пунктом 10 Положения N 49-й сельхозтоваропроизводителям Омской области субсидии на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предоставляются только по инвестиционным проектам, прошедшим отбор в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядок отбора инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в очередном финансовом году, утвержден приказом Минсельхоза России от 18.07.2013 N 285 (далее - Порядок N 285). Отбор инвестиционных проектов с целью оказания государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по полученным кредитам осуществлялся Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия АПК) на основании заявок на участие в отборе инвестиционных проектов, предоставленных субъектами Российской Федерации.
Минсельхозпродом Омской области на рассмотрение Комиссии АПК заявкой на участие в отборе инвестиционных проектов на приобретение техники от 15.01.2016 N ИСХ-16/МСХ-108 представлены инвестиционные проекты, в том числе проект истца по кредитному договору от 16.09.2015 N150903/0023.
При осуществлении отбора инвестиционных проектов Комиссией АПК учитывались критерии, установленные пунктами 12, 20(7) Правил N 1460 и пунктом 2.11 Порядка N 285, в том числе, соответствие целей инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в котором реализуется инвестиционный проект, целесообразность реализации инвестиционного проекта с учетом федерального и регионального балансов производства сельскохозяйственной продукции, достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, экономическая эффективность инвестиционного проекта.
В рамках Госпрограммы в 2016 году к приоритетным мероприятиям относились развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство, плодоводство, в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны.
Согласно пункту 2 протокола заседания Комиссии АПК Минсельхоза России от 28.12.2016 N ИК-17-107 отбор осуществлен по инвестиционным проектам, относящимся к развитию мясного, молочного скотоводства, тепличного овощеводства и инвестиционным проектам, реализуемым на территории Дальневосточного федерального округа.
Инвестиционный проект истца на приобретение техники по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 с учетом установленных критериев отбора и ограниченности бюджетных средств не был отобран Комиссией АПК.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 285 отбор инвестиционных проектов осуществляется в пределах средств, определенных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и направляемых на цели развития подотраслей растениеводства, животноводства и мясного скотоводства.
Соответственно, инвестиционные проекты на приобретение техники, поступившие на отбор в Комиссию АПК в указанный период времени, в том числе инвестиционный проект истца, не были отобраны по причине недостаточности бюджетных средств на данные пели.
Отбор инвестиционных проектов сверх установленных лимитов бюджетных ассигнований Минсельхоз России осуществлять не вправе.
Перечисляемые в субъекты Российской Федерации бюджетные ассигнования рассчитаны для субсидирования инвестиционных кредитов, направленных на реализацию прошедших отбор инвестиционных проектов.
Сельхозтоваропроизводитель не может являться получателем субсидии за счет средств федерального бюджета по рассматриваемому направлению, если его инвестиционный проект не был отобран в установленном порядке, поскольку денежные средства из федерального бюджета выделяются только под отобранные проекты.
Протокол заседания Комиссии АПК Минсельхоза России от 28.12.2016 N ИК-17-107, в том числе в отношении сельхозтоваропроизводителей Омской области, размещен на официальном сайте Минсельхоза России. Иных процедур индивидуального оповещения заявителей (заемщиков), претендующих на получение субсидий, Правилами N 1460 не предусмотрено.
В 2017 - 2018 годах решений о проведении отбора инвестиционных проектов Минсельхозом России не принималось, соответственно, отбор не осуществлялся.
В настоящее время оказание государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 N 1063 (далее - Постановление N 1063).
Постановление N 1063 предусматривает предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31.12.2016 включительно, до дня полного погашения обязательств заемщика в соответствии с кредитным договором (договором займа).
В этой связи инвестиционные проекты, не прошедшие отбор на Комиссии АПК, субсидированию не подлежат.
Объем ежегодной государственной поддержки ограничивается лимитами бюджетных обязательств и не может превышать суммы доведенных бюджетных ассигнований. Предоставление субсидий сверх утвержденных лимитов бюджетным законодательством не допускается.
Таким образом, поскольку инвестиционный проект истца не был отобран Комиссией АПК для субсидирования, право на получение субсидий у него не возникло. При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования КФХ "Земледелец" о взыскании с Минсельхозпрода Омской области, Минсельхоза России 4 640 735 руб. 67 коп. ущерба.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 утверждено Положение о Федеральном казначействе (далее - Положение N 703). Казначейство России согласно пункту 1 указанного Положения является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
В соответствии с пунктом 5 Положения N 703 Казначейство России доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.
Функции Казначейства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета согласно пункту 5.17 Положения N 703 ограничены целями содержания Федерального казначейства и реализации возложенных на него функций. Полномочий по субсидированию хозяйствующих субъектов в определенной сфере, в частности, в области сельского хозяйства за соответствующим федеральным органом исполнительной власти не закреплено.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Казначейства России полномочий главного распорядителя в отношении средств, выделяемых для субсидирования сельскохозяйственной отрасли, в связи с чем Казначейство России надлежащим представителем Российской Федерации по заявленным истцом в рамках настоящего дела требованиям не является, и, как следствие, основания для удовлетворения исковых требований, заявленных к Казначейству России, не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-22555/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22555/2020
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4125/2021
10.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4057/2021
01.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4057/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-22555/20