г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-242476/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-242476/20 (21-1651)
по заявлению ООО "Медконцепт"
к Московской областной таможне
о признании незаконным и недействительным решение,
при участии:
от заявителя: |
Акулов К.В. по дов. от 01.12.2020; |
от ответчика: |
Орехова Е.С. по дов.от 30.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медконцепт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган) о признании незаконным решения от 30.09.2020 "О внесении изменений (дополнений), в сведения, заявленные в декларации на товары" с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений таможенного органа.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 28.09.2020 ООО "Медконцепт" подана декларация на товары 10013160/280920/0530419 в Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) с целью таможенного оформления товаров -Система управления операционной интегрированная OpenOR over IP в количестве - 3 (три) комп. Указанные товары были приобретены у компании производителя Merivaara Corp. по контракту N 1004/2020/С26 от 10.04.2020.
Согласно регистрационного удостоверения N РЗН 2018/7011 от 06.04.2018, медицинское изделие "Система управления операционной интегрированная OpenOR" производителя Merivaara Corp. допущено к обращению на территории Российской Федерации (приказ Росздравнадзора от 06.04.2018 N 2154) и классифицировано по коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности -32.50.50.000.
В соответствии со ст.ст 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации(далее по тексту НК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее также- постановление Правительства N1042), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054 "О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация, которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения), налогом на добавленную стоимость" ввоз на территорию Российской федерации изделий классифицированных по коду 32.50.50.000 не облагается налогом на добавленную стоимость.
Согласно п.31 утвержденного порядка заполнения декларации, на товары утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 17.12.2019) "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения "графа 33. "Код товара" заполняется в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 20.10.2020) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского Союза).
Учитывая изложенное в графе 33 Декларации на товары 10013160/280920/0530419 был указан код ТН ВЭД 8471490000, так как в соответствии с п. 18 Постановления Правительства 1042 от 30.09.2015 товар "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек 94 5200 (термостаты электрические; установки стоматологические универсальные" с кодом ОКПД2 32.50.50.000 относится к группе ТН ВЭД 8471.
В связи с этим при подаче декларации на товары 10013160/280920/0530419 в графе 36 (преференция) в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (ред. от 21.04.2020) "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" и руководствуясь порядком заполнения декларации на товары (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 17.12.2019) "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения") был указан код 0000-ХТ(Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
С декларацией на указанные товары, с целью подтверждения имеющихся сведений, предоставлены следующие документы: регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7011 от 06.04.2018, контракт N 1004/2020/С-26 от 10.04.20, спецификация N1 от 17.04.20, дополнительное соглашение к контракту N БН от 10.09.20, инвойс N 20ML01260 от23.09.20, упаковочный лист N 20ML01260 от 23.09.20, декларация о соответствии N РОСС RU, Д-FI.HX37.B.02615/20 от 24.09.20, сведения о включении радиоэл. средств в реестр NRU0000003191 от 19.06.18, нотификация N RU0000031763 от 09.06.17, нотификация N RU0000007421 от 08.09.11 12, нотификация NRU0000041377 от 06.02.19, техническое описание N БН от 28.09.20, письмо о серийных номерах NБН от 25.09.20, ТСД NБН от 28.09.20, а также иные сведения, связанные с транспортировкой товара и установочные данные представителя.
Несмотря на то, что ввозимые товары относятся к льготной категории, решением таможенного органа со ссылкой на п. 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. N 289 от 30.09.2020 г., декларанту было указано на необходимость внесения изменений в графы 36, 47 декларации на товары, а именно: по товару 1 и 2 указанный в графе 36 показатель изменить на 0000-00, т.е. отсутствие преференции, в графе 47 по товару 1 изменить показатель на 5010-4190263.71, по товару 2 на 5010-2548511.45.
В связи с необходимостью скорейшего выпуска товара общество было вынуждено скорректировать ДТ и уплатить сумму таможенных платежей в размере 6 738 775,16 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Медконцепт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в таможенный орган были представлены документы на товар подтверждающие, что он классифицируется как медицинское изделие по коду ОКПД2 32.50.50.000, вид медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением 129610 (Система информационная аудиовизуальная для операционной) входящего в перечень товаров освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость.
Выражая несогласие с такими выводами суда первой инстанции, таможенный орган в обоснование доводов апелляционной жалобы, руководствуясь письмом ФТС России N 05-17/10390 от 07.03.2014, полагает, что в случае если во ввозимом медицинском товаре заявлены принадлежности в количестве большем, чем указано в регистрационном удостоверении, такой товар не может быть освобожден от взимания налога на добавленную стоимость, так как на него не распространяется действие постановления Правительства N 1042. В связи с изложенным, таможенный орган указывает, что действия в принятии решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации по ДТ 10013160/280920/0530419 являются законными и обоснованными.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Медконцепт" требований.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст 46, п. 4 ст. 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате.
Согласно статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов, (п. 3 ст. 49 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий). Данными правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинские изделия (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие"). Согласно подпунктам "а" и "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз, которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Ссылку таможенного органа на письмо ФТС России от 07.03.2014 N 05-17/10390 "О направлении информации", что в случае если при представлении регистрационного удостоверения, в котором поименованы принадлежности без указания количества единиц каждого наименования, но при этом наименование каждой принадлежности указано в единственном числе и позволяет идентифицировать их с фактически декларируемым товаром, возможно применение порядка льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса в отношении ввозимого с принадлежностями изделия медицинской техники, в случае ввоза поименованных в регистрационном удостоверении принадлежностей в единственном экземпляре к одному изделию медицинской техники, невозможно признать обоснованным доводом для отказа в представлении преференции.
В письме Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения" разъяснено, что в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему), может быть указан состав, комплект изделия и(или) принадлежности к нему. Указание при регистрации терминов "в составе" или "в комплекте" влечет обязательность представления при таможенном декларировании всех указанных в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющих изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
При написании в регистрационном удостоверении "с принадлежностями" в приложении к регистрационному удостоверению указывается максимально возможный перечень принадлежностей к данному изделию (которые прошли все необходимые испытания, связанные с процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения) и ввозиться же на территорию Российской Федерации, совместно с самим изделием, может любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей, которое формируется в соответствии с требованиями заказчика (медицинского учреждения), для которого ввозится данное изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники).
При этом в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Соответственно, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п.п. 1,2 ст.3 НК РФ).
Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
Представленное ООО "Медконцепт" регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7011 от 06.04.2018 подтверждает регистрацию товара в качестве изделия медицинского назначения (изделие медицинской техники), следовательно, на территорию Российской Федерации, совместно с самим изделием, может ввезено любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей применительно к потребностям конкретного заказчика (медицинского учреждения).
Так наличие указанного количества принадлежностей к товарам, заявленным в ДТ 100131360/280920/0530419, обусловлено требованиями заказчика - ФМБА (Федерального медико-биологического агентства) России, исходя из технического задания к государственному контракту N 92/МО-П по оснащению здания Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства (в рамках капитального строительства). Указанный контракт был заключен по результатам электронного аукциона N N 0173100009119000217, документация по которому, в том числе проект контракта, техническое задание, проектная документация и прочее официально размещены на портале https://zakupki.gov.ru.
Согласно представленного ответа компании Merivaara Corp., комплектация Систем управления операционной интегрированная ОрепОК оуег 1Р в количестве - 3 (три) комп. (серийные номера: 200309-500069, 200309-500070, 200309-500071) приобретенных ООО "Медконцепт" по контракту N 1004/2020/С-26 от 10.04.2020, была сформирована с учетом требований заказчика ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства".
Согласно технического задания заказчика оснащению системами управления операционной подлежат З (три) операционных блока. Соответственно количество принадлежностей к системам было рассчитано, исходя из указанных условий с учетом регистрационного удостоверения.
Все указанные в декларации на товары принадлежности к системам управления операционными входят в комплект и являются их неотъемлемыми частями необходимыми для функционирования системы управления в том варианте исполнения, которое требуется заказчику.
Ссылка таможенного органа на письмо ФТС России от 07.03.2014 N 05-17/10390 "О направлении информации", также является несостоятельной в силу п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, поскольку федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следовательно, указанным письмом ФТС России не вправе ограничивать предоставленное НК РФ право общества на льготу по НДС при ввозе медицинских изделий, в том числе посредство установления дополнительных условий предоставления льготы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования согласно ч.2 ст.201 АПК РФ подлежат удовлетворению в полном объеме с обязанием таможенного органа в силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Медконцепт".
Доводы, изложенные таможенным органом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные таможенным органом в апелляционной жалобе, не подтверждают законность оспариваемого отказа, а также не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-242476/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242476/2020
Истец: ООО "МЕДКОНЦЕПТ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ