г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А42-242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.,
при участии:
от истца (заявителя): Беличенко Н.И., по доверенности от 11.01.2021 (онлайн);
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12060/2021) публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.03.2021 по делу N А42-242/2021, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество, сетевая организация, ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - административный орган, Управление, УФАС) об оспаривании постановления от 14.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 051/04/9.21-799/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления от 14.12.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ПАО "МРСК Северо-Запада" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 12.08.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нарушение сроков технологического присоединения обусловлено независящими от Общества обстоятельствами.
Податель жалобы считает, что поскольку датой правонарушения является 16.10.2019, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ к моменту вынесения оспариваемого постановления от 14.12.2019 истек, что исключает производство по делу об административном правонарушении. Обществом не нарушены положения пункта 3 Правил N 861, поскольку мероприятия по осуществлению ТП выполнялись, но с нарушением сроков, установленных Правилами N 861 и договором.
23.04.2021 УФАС представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, по основаниям изложенным в отзыве.
УФАС извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.04.2019 между Обществом (Сетевая организация) и Тимофеевым К.В. (Заявитель) заключен договор N 43-0010141/19 (далее - договор) по условиям которого, Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (далее - технологическое присоединение). Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта - дом, расположенного: г. Мурманск, ул. Судоремонтная, ЗУ 51:20:0001607:120 (пункты 1, 2 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в Приложении.
В силу пункта 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Согласно пункту 23 договора, настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного Заявителем экземпляра настоящего договора в Сетевую организацию.
Подписанный Заявителем экземпляр договора, получен Сетевой организацией 15.04.2019.
По результатам поступившего обращения Тимофеева К.В. (вх. N 4854ЕПГУ от 01.09.2020), содержащего сведения о неисполнении Обществом обязательств по Договору N 43-0010141/19 от 10.04.2019 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, УФАС, установив в ходе рассмотрения приложенных в обоснование обращения документов (Договор N 43-0010141/19 от 10.04.2019; технические условия от 05.04.2019; сообщение от 30.04.2019 N МР2/4-42/20/13378 о проведении проверки выполнения технических условий; претензия от 21.11.2019; ответ от 04.12.2019 N МР2/4-42/01-02/4349 о выполнении работ по договору), а также полученных по запросам административного органа документов и письменных пояснений Общества, наличие обстоятельств, изложенных в обращении Заявителя, а именно: нарушение сетевой организацией пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выраженное в длительном невыполнении (уклонении от выполнения) ПАО "МРСК Северо-Запада" мероприятий по технологическому присоединению объекта Тимофеева К.В., в отношении Общества, в присутствии представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" по доверенности, с учетом наличия сведений о повторности привлечения сетевой организации к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление УФАС от 27.02.2019 по делу N 051/04/9.21-34/2019), составлен протокол N 051/04/9.21-799/2020 от 26.11.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 14.12.2020 по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-799/2020, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Одновременно Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено представление, которым ПАО "МРСК Северо-Запада" предписано совершить действия, направленные на прекращение выявленного нарушения Правил N 861, для чего следует установить обоснованный срок исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада" N 43-0010141/19 от 10.04.2019 и принять меры по фактическому исполнению обязательств; информацию о принятых мерах представить в Мурманское УФАС в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 02.03.2021 в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
В пункте 2 указанных правил установлено, что их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил N 861).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) (абзац первый пункта 15 Правил N 861, действовавший в спорный период).
Как следует из материалов дела, 15.03.2019 Тимофеев К.В. (Заявитель) подал в Общество заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя - ВРУ для электроснабжения дома на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001607:120, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Судоремонтная. 10.04.2019 между Обществом и Тимофеевым К.В. подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 договора, Общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного Заявителем экземпляра договора в Сетевую организацию. С учетом этого, мероприятия по технологическому присоединению в рамках Договора должны были быть выполнены не позднее 15.10.2019.
Письмом от 24.04.2019 Тимофеев К.В. уведомил сетевую организацию о выполнении им технических условий по договору и просил организовать проверку выполнения технических условий, оформить необходимые акты к договору
Доказательства, свидетельствующих о выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего гражданину Тимофееву К.В. Обществом не представлено.
ПАО "МРСК Северо-Запада" ссылается на отсутствие своей вины в совершении вмененного административного правонарушения, указывая, что прилагало все возможные усилия для скорейшего технологического присоединения энергопринимающих устройств Тимофеева К.В., в частности, продолжительное время предпринимало неудачные попытки проведения торгово-закупочных процедур, отбора подрядной организации для выполнения необходимых работ, а затем приступило к разработке проектной документации силами группы проектирования филиала, предпринимая длительные попытки согласования строительства с ММБУ "УДХ".
Как следует из писем N МР2/4/06-02/6678 от 16.09.2020, N МР2/4/06-02/7561 от 19.10.2020 для выполнения обязательств по договорам с заявителями, земельные участки которых расположены в районе улицы Судоремонтной г. Мурманска, Мурманским филиалом создан инвестпроект N 002-41-2-03.32-0905 (договор ТП N 43-0010141/19 от 15.04.2019 с Тимофеевым К.В., договор ТП N 43-043941/17 от 23.11.17 с Губилит Н.В.; договор с Тимофеевым КВ. был включен в инвестпроект после заключения).
В целях выполнения обязательств по договорам ТП сетевая организация провела торгово-закупочные процедуры (ТЗП) в 2017 году, которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия участников.
По итогам повторных ТЗП в феврале 2018 года заключен договор подряда N 41/20-01-2018/3 на выполнение полного комплекса проектных и строительно-монтажных работ "под ключ" с ООО "Трансэнергосервис".
20.11.2018 в связи с неисполнением подрядной организацией обязательств по договору в адрес ООО "Трансэнергосервис" было направлено уведомление об отказе от исполнения договора подряда.
В 2019 году сетевая организация дважды проводила ТЗП на закупку работ по инвестиционному проекту N 002-41-2-03.32-0905, которые не состоялись по причине отсутствия участников.
Общество приступило к разработке проектной документации силами группы проектирования филиала. Ппоскольку свободные участки вдоль улицы Судоремонтной, по сторонам которой расположены объекты заявителей, отсутствуют, в адрес ММБУ "УДХ" письмом от 05.04.2019 N МР2/4/13-04/2462 был направлен запрос о согласовании использования опор существующей линии освещения для прокладки провода СИП для технологического присоединения заявителей. На указанное обращение был получен отказ (письмо от 08.04.2019 N 15/1835).
В 2020 году в целях технологического присоединения заявителей действия, Мурманским филиалом в ММБУ "УДХ" были направлены запросы о согласовании. На обращение от 27.07.2020 N МР2/4/13/5332 был получен ответ о рассмотрении такой возможности, при условии принятия необходимых локальных нормативных актов.
В 2020 году Мурманским филиалом проводились ТЗП на электронной площадке. Срок проведения процедур был продлен в связи с выходом на торги менее двух участников.
Таким образом торгово-закупочные процедуры, процедуры по согласованию работ велись Сетевой организацией уже в 2020 году (крайний срок выполнения обязательств по договору N 43-0010141/19 от 10.04.2019 - 15.10.2019).
То есть, необходимые мероприятия, направленные на осуществление технологического присоединения Тимофеева К.В., к моменту обращения гражданина в антимонопольный орган велись уже около 17 месяцев, причем с длительными перерывами между отдельными действиями.
Как правильно указал суд первой инстанции, приведенные заявителем обстоятельства (меры по поиску подрядной организации, по согласованию строительства и проведению разрешительных процедур принимаемые Обществом на протяжении длительного времени и с существенными перерывами в отсутствие каких-либо уважительных причин) не могут быть приняты в качестве достаточного обоснования отсутствия вины Общества в длительном (более 1,4 лет) невыполнении возложенных на сетевую организацию публично-правовых обязанностей. Обстоятельств объективной невозможности выполнения сетевой организацией соответствующих обязанностей не было установлено.
Выявленное длящееся невыполнение Обществом мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя (Тимофеева К.В.) нарушает императивное требование пункта 3 Правил N 861.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление N 051/04/9.21-34/2019 от 27.02.2019), совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество полагает, что длящееся уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Тимофеева К.В. необходимо квалифицировать как нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
В рассматриваемом случае вмененное Обществу правонарушение (нарушение пункта 3 Правил N 861) выражено не в нарушении предусмотренного в Правилах N 761 и договоре срока технологического присоединения объекта, а в длящемся уклонении от выполнения технологического присоединения энергопринимающих устройств Тимофеева К.В. (длящееся правонарушение).
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности исчисления Управлением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с даты возбуждения административного производства (26.11.2020).
В отзыве на жалобу УФАС указало НАТО, что вмененное ПАО "МРСК Северо-запада" нарушение Правил N 861 состояло не в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта Тимофеева К.В. в срок, установленный в договоре и Правилах (правонарушение не является длящимся), а в длящемся уклонении от выполнения технологического присоединения энергопринимающих устройств Тимофеева К.В. (длящееся правонарушение).
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом первой инстанции правомерно не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Поскольку событие вмененного Обществу правонарушения и вина самого Общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то антимонопольный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал Обществу представление от 14.12.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.03.2021 по делу N А42-242/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-242/2021
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА", ПАО "МРСК Севоро-Запада" - Мурманский ф-л
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ