город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2021 г. |
дело N А32-15332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Довженко А.А. по доверенности от 11.01.2021 (до перерыва),
от акционерного общества "Пансионат Лучезарный": представитель Чечерин Д.В. по доверенности от 31.07.2020 (до и после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-15332/2020 по иску Администрации города Сочи (ОГРН 1022302934367, ИНН 2320037148)
к обществу с ограниченной ответственностью "Маленький принц" (ОГРН 1022302961141, ИНН 2320085670), акционерному обществу "Пансионат Лучезарный" (ОГРН 1032310485371 ИНН 2318029534)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Ростовэнерго", Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о сносе самовольно возведенных строений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Маленький принц" (далее - общество), акционерному обществу "Пансионат "Лучезарный" (далее - пансионат) об освобождении самовольно занятого земельного участка путем сноса построек: объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0123019:1094 общей площадью 1089,8 кв.м, общей этажностью - 3, назначение: нежилое здание - спальный корпус N 3; объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0123019:1138 общей площадью 1423,3 кв.м; общей этажностью - 3, назначение: нежилое здание - спальный корпус N 4; объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0000000:4090 общей площадью 826,3 кв.м, общей, этажностью - 4, подземный этаж - 1, назначение: нежилое здание - столовая N 2; объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:49:023019:1144 обшей площадью 243,5 кв.м, общей, этажностью - 3, назначение: нежилое здание- коттедж N 6; объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:49:023019:1143 общей площадью 826,3 кв.м, общей этажностью. 4, количеством подземных этажей - 1, назначение: нежилое здание - коттедж N 5, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123019:4, по адресу: город Сочи, ул. Лучезарная (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Ростовэнерго" (далее - ОАО "Ростовэнерго", Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции 10.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что на момент осмотра велись строительные работы, произведена реконструкция зданий, осуществлено строительство новых объектов, за разрешением на строительство ответчики не обращались, земельный участок находится в муниципальной собственности, экспертиза неправомерно принята судом.
В отзыве на апелляционную жалобу пансионат просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.
В представленном в материалы дела отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо (департамент) в представленном в материалы дела отзыве поддерживает правовую позицию истца.
ООО "Маленький принц", третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Департамент в отзыве просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Маленький принц" и третьих лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель пансионата в судебном заседании заявил ходатайство об отложении судебного заседания; возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании, начатом 25.05.2021, объявлен перерыв до 01.06.2021 до 15 часов 00 минут.
Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда - http://15aas.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено 01.06.2021 с участием представителя пансионата, поддержавшего ранее заявленную правовую позицию по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4 площадью 32590 кв. м, расположенный по адресу: город Сочи, ул. Лучезарная находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2005 сделана запись государственной регистрации права N 23-23-46/031/2005- 229.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4 на основании постановления Главы администрации от 19.12.1997 N 914/1 предоставлен в пользование на условиях аренды ОАО "Ростовэнерго".
По договорам от 09.11.2005 N 7279/05 и N 7279/05 ОАО "Ростовэнерго" передало пансионату права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 08.01.1999 на земельные участки площадью 14 020 кв. м и площадью 32 590 кв.м, общей площадью 46 610 кв.м.
Договором о передаче прав и обязанностей от 25.03.2016 пансионат передал обществу права и обязанности арендатора части земельного участка общей площадью 14 020 кв. м по договору аренды земельного участка от 08.01.1999 N 4900001226.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4, расположенный по адресу: город Сочи, ул. Лучезарная, находится в совместном пользовании пансионата и общества.
На основании письма заместителя директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 07.02.2020 N 3662/02-05-13 проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4, расположенного по адресу: город Сочи, пос. Лоо, ул. Лучезарная.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также представленным фотоматериалам муниципального земельного контроля установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 расположены следующие строения: объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0123019:1094 общей площадью 1089,8 кв.м, общей этажностью - 3, назначение: нежилое здание - спальный корпус N 3; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0123019:1138 общей площадью 1423,3 кв.м, общей этажностью - 3, назначение: нежилое здание - спальный корпус N 4; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0000000:4090 общей площадью 826,3 кв. м, общей этажностью - 4, подземный этаж - 1, назначение: нежилое здание - столовая N 2; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:023019:1144 общей площадью 243,5 кв.м, общей этажностью - 3, назначение: нежилое здание - коттедж N 6; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0123018:1062 общей площадью 58 кв.м, общей этажностью 1, назначение: здание трансформаторной подстанции Д-160; объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:023019:1143 общей площадью 826,3 кв.м, общей этажностью - 4, количеством подземных этажей - 1, назначение: нежилое здание - коттедж N 5.
Согласно пункту 3.3 Постановления Главы администрации города Сочи от 19.12.1997 N 914/1 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123019:4 площадью 32 590 кв. м, расположенном по адресу: город Сочи, ул. Лучезарная запрещено возведение новых строений, а также реконструкция и изменение функционального назначения существующих зданий и сооружений без дополнительных согласований с администрацией.
Ссылаясь на то, что пансионат и общество за разрешением на строительство не обращались, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками произведена реконструкция существующих объектов, что не привело к созданию новых объектов капитального строительства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно с части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 ГК РФ в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Напротив, согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В предмет доказывания по иску о признании постройки самовольной и ее сносе входят следующие обстоятельства: создание объекта недвижимости на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этих целей; строительство объекта без получения необходимых разрешений либо с существенным нарушением градостроительных норм и правил, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, наличие у истца права на обращение в суд с требованием о сносе самовольной постройки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 24 постановления N 10/22 и абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подпункта 2 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В пункте 28 постановления N 10/22 разъяснено, что положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно определил, что по результатам судебной экспертизы не установлено возведение ответчиками новых капитальных объектов, имеющих признаки самовольной постройки.
Так, согласно заключению строительно-технической экспертизы N 41 от 12.12.2020 экспертами установлены характеристики спорных объектов, их местоположение, а также отступы, однако в части соблюдения отступов обследуемых объектов капитального строительства от красных линий экспертом не производится в связи с тем, что распоряжением администрации от 30.10.2018 N412-р "Об актуализации сведений обеспечения градостроительной деятельности города Сочи в части красных линий" красные линии, установленные по справочнику "Исходные данные для проектирования красных линий города Сочи" проектного института "Южпроекткоммунстрой" 2001 года исключены из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Сочи.
По состоянию на текущую дату сведения об утверждении проектной документации по установлению красных линий в г. Сочи на официальном сайте администрации г. Сочи в свободном доступе отсутствует.
Процент застройки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 спорными объектами капитального строительства составляет 5,3 %.
Спорные объекты капитального строительства имеют следующие индивидуальные технические характеристики спорных объектов.
Объект с кадастровым номером 23:49:0123019:1094. - Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул.Лучезарная, 1. - Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект - 23:49:0123019:4. - Назначение: нежилое здание. - Фактическое использование - по назначению. - Число этажей надземной части - 3. Число этажей подземной части - 0. - Общая площадь объекта для целей кадастрового учета - 1 089,8 кв. м. - Площадь застройки - 427,14 кв. м. - Высота обследуемого объекта недвижимости для целей кадастрового учета -12,5 м. - Материал стен - прочие материалы (монолитный железобетонный каркас, заполнение каркаса - блок Т-19, витражное остекление). - Кровля - плоская неэксплуатируемая.
Объект с кадастровым номером 23:49:0123019:1138. Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Лучезарная, 1. - Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект - 23:49:0123019:4. - Назначение: нежилое здание. - Фактическое использование - по назначению. - Число этажей надземной части - 3. - Число этажей подземной части - 0. - Общая площадь объекта для целей кадастрового учета - 1 423,3 кв. м. - Площадь застройки - 574,22 кв. м. - Высота обследуемого объекта недвижимости для целей кадастрового учета -10,0 м. - Материал стен - прочие материалы (монолитный железобетонный каркас, заполнение каркаса - блок Т-19, витражное остекление). - Кровля - плоская неэксплуатируемая.
Объект с кадастровым номером 23:49:0000000:4090. - Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Лучезарная, 1. - Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект - 23:49:0123019:4. - Назначение: нежилое здание. - Фактическое использование - по назначению. - Число этажей надземной части - 3. - Число этажей подземной части - 1. - Общая площадь объекта для целей кадастрового учета - 876,6 кв. м. - Площадь застройки - 307,49 кв. м. - Высота обследуемого объекта недвижимости для целей кадастрового учета -12,5 м. - Материал стен - прочие материалы (монолитный железобетонный каркас, заполнение каркаса - блок Т-19, витражное остекление). - Кровля - плоская неэксплуатируемая.
Объект с кадастровым номером 23:49:0123019:1144. Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Лучезарная, 1. - Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект - 23:49:0123019:4. - Назначение: нежилое здание. - Фактическое использование - по назначению. - Число этажей надземной части - 3. - Число этажей подземной части - 0. - Общая площадь объекта для целей кадастрового учета - 243,5 кв. м. - Площадь застройки - 96,77 кв. м. - Высота обследуемого объекта недвижимости для целей кадастрового учета -10,4 м. - Материал стен - прочие материалы (монолитный железобетонный каркас, заполнение каркаса - блок Т-19, витражное остекление). Кровля - плоская неэксплуатируемая.
Объект с кадастровым номером 23:49:0123019:1143. - Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул.Лучезарная, 1. - Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект - 23:49:0123019:4. - Назначение: нежилое здание. - Фактическое использование - по назначению. - Число этажей надземной части - 3. - Число этажей подземной части - 1. - Общая площадь объекта для целей кадастрового учета - 826,3 кв. м. - Площадь застройки - 307,52 кв. м. - Высота обследуемого объекта недвижимости для целей кадастрового учета -12,6 м. Материал стен - прочие материалы (монолитный железобетонный каркас, заполнение каркаса - блок Т-19, витражное остекление). - Кровля - плоская неэксплуатируемая.
Правообладателем обследуемых объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143, 23:49:0123019:1138, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123019:4, занимаемом комплексом зданий и сооружений пансионата по ул. Лучезарной в Лазаревском районе и предоставленном в пользование на условиях аренды по договору N 1226 от 08.01.1999 является пансионат.
Сопоставительным анализом результатов проведенного исследования, результатов натурных осмотров и инструментальных обследований, экспертом сделан вывод о том, что технико-экономические показатели объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143, 23:49:0123019:1138 соответствуют сведениям об их технических характеристиках, внесенных в единый реестр недвижимости.
Объекты капитального строительства, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0123019:1138, 23:49:0000000:4090, 3:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143 по состоянию на дату проведения исследования соответствуют требованиям безопасности зданий сооружений, установленным Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СВОДА ПРАВИЛ 14.13330.2018 (актуализированная редакция СНиП П-7-81* "Строительство в сейсмических районах"), СВОДА ПРАВИЛ 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1-4), санитарным и противопожарным нормам и правилам.
Примененные конструктивные решения и строительные материалы соответствуют требованиям СВОДА ПРАВИЛ 14.13330.2018 (актуализированная редакция СНиП II-7- 81* "Строительство в сейсмических районах").
При сплошном обследовании конструктивных элементов спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0123019:1138, 23:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143, дефектов, повреждений, трещин с раскрытием более допустимых значений выявлено не было, техническое состояние - работоспособное.
Прочность несущих конструктивных элементов спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0123019:1138, 3:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143, при заданном пределе огнестойкости R 90 мин обеспечена.
При возведении обследуемых объектов капитального строительства (на момент строительства) учтены требования и положения необходимых технических регламентов, строительных норм и правил, противопожарных норм и правил, санитарно- эпидемиологических норм и правил.
Объекты капитального строительства, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0123019:1138, 23:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123019:4 соответствуют требованиям градостроительного регламента города Сочи, параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, генеральным планом муниципального образования город Сочи.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4 с расположенными на нем обследуемыми объектами недвижимости, в соответствии с градостроительными нормативами, введенными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, по состоянию на текущую дату расположены в территориальной зоне рекреационно-оздоровительного назначения, в то же время часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 расположена в зоне ограничений от техногенных динамических источников, санитарный разрыв вдоль железнодорожной магистрали.
В связи с отсутствием технической возможности проведения инструментального обследования участка Северо-Кавказской железной дороги (Туапсе - Лазаревская - Сочи - Веселое - граница Абхазии), расположенного в районе обследуемых объектов недвижимости, определить границу санитарного разрыва при проведении настоящего обследования не представляется возможным.
Технические сведения, содержащиеся в материалах дела о спорных объектах капитального строительства, носят разноречивый характер и достоверно определить временной период проведения технических изменений спорных объектов не представляется возможным.
Вероятный временной период проведения работ по изменению технических параметров спорных объектов капитального строительства, согласно произведенному расчету, 1990-1991 годы.
Сохранение (эксплуатация) объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0123019:1094, 23:49:0123019:1138, 23:49:0000000:4090, 23:49:0123019:1144, 23:49:0123019:1143 не создает угрозу жизни и здоровью граждан и третьих лиц, принятые производителем работ решения по основным конструктивным элементам и объемно- планировочным решениям спорных объектов капитального строительства обеспечивают устойчивость всей конструкции зданий в целом при воздействии нагрузок и их сочетаний, обеспечивают надежность и безопасность зданий в существующем техническом состоянии.
Судебное экспертное заключение администрацией в рамках состязательности арбитражного процесса не оспорено, о назначении повторной либо дополнительной экспертизы истец в суде первой инстанции не ходатайствовал.
Само по себе отражение в актах осмотра и фотоматериале иных обстоятельств, связанных, по мнению истца, с осуществлением ответчиками нового строительства, не опровергает выводов судебной экспертизы.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что акт не содержит сведений о возведении на участке новых объектов недвижимости. Кроме того, специалист управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи Карпенко И.Е., проводивший осмотр земельного участка, не обладает специальными познаниями в области строительства и, как следствие, имеет достаточную квалификацию для того, чтобы определить, какие именно изменения (ремонт, капитальный ремонт, реконструкция и т.д.) проводились ответчиком в отношении спорных построек на дату осмотра земельного участка. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
Следовательно, администрацией не доказано, что в настоящее время ответчиками проводится строительство новых объектов на спорном земельном участке, которые являются самовольными в соответствии со статьей 222 ГК РФ, в то время как судебной экспертизой установлено, что реконструкция объектов осуществлена в 1990-1991 годах, а в последующим была произведена их реконструкция, не повлекшая создание новых капитальных объектов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.01.2012 N 12048/11 по делу N А65-26122/2010, понятие "самовольная постройка", предусмотренное статьей 222 ГК РФ, применимо в отношении зданий, строений, сооружений, не являющихся индивидуальными жилыми домами, начиная с 01.01.1995, то есть после введения в действие части первой ГК РФ (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ). Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.
Вместе с тем, факт существования спорных построек в измененном виде стал достоверно известен администрации не позднее 1999 года, так как 08.01.1999 администрация передала в аренду ОАО "Ростовэнерго" земельный участок, на котором располагались спорные постройки (в пункте 1.1 договора аренды земельного участка от 08.01.1999 N 1226 указано, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 46 610 кв.м., занимаемый комплексом зданий и сооружений пансионата "Лучезарный" по ул. Лучезарной в Лазаревском районе).
Следовательно, положения ГК РФ о самовольной постройке не применимы к объектам, возведенным до введения в действие ГК РФ.
У ответчиков отсутствовала обязанность по получению в уполномоченном органе разрешения на строительство, так как такого строительства ими не производилось.
Кроме того, в соответствии с техническими паспортами на объекты от 12.07.2012: здание литер И - коттедж N 6 возведено в 1975 году, здание литер Б - спальный корпус N 4 возведено в 1976 году, здание литер Z - спальный корпус N 3 возведено в 1961 году, здание литер Ж - столовая N 2 возведено в 1974 году, здание литер В - коттедж N 5 возведено в 1976 году.
Согласно правовой позиции пансионата, после 01.01.1995 он лишь произвел капитальный ремонт спорных построек с целью улучшения технических характеристик здания, повышения комфортности пребывания и улучшения внешнего вида, не связанный с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройкой, перестройкой, расширением объектов капитального строительства, а также полной заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности соответствующих зданий при капитальном ремонте не нарушены. Данные обстоятельства подтверждаются содержащимся в деле заключением специалиста ООО "СтройНадзор" Нам М.В. от 08.07.2020 N 09/2020, подготовленным по итогам обследования спорных построек, что администрацией не оспорено.
Также администрацией не доказано, каким образом произведенная реконструкция нарушает ее права и законные интересы, поскольку судебной экспертизой установлено, что данные объекты угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц не создают.
Само по себе нахождение земельного участка в муниципальной собственности не свидетельствует об обратном, так как в настоящее время арендные правоотношения не прекращены.
Указание апеллянтом на некорректность выводов экспертов, не является основанием для отмены решения, поскольку расхождения в площади вызваны технической ошибкой, в исследовательской части заключения указаны верные характеристики объектов.
Определение нахождения спорных построек в границах санитарного разрыва вдоль железной дороги не имеет значения для разрешения настоящего спора о признании спорных построек самовольными и их сносе, так как границы соответствующего санитарного разрыва установлены после завершения строительства (реконструкции) спорных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска ввиду недоказанности администрацией признаков самовольной постройки в отношении спорных объектов, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-15332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15332/2020
Истец: Администрация г. Сочи
Ответчик: АО Пансионат Лучезарный, ООО Маленький принц
Третье лицо: Департамент по надзору в строительной сфере КК по г. Сочи, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ОАО Ростовэнерго
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17044/2023
25.08.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15332/20
15.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9107/2021
03.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7080/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15332/20