город Омск |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А75-19363/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4372/2021) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2021 по делу N А75-19363/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555, 628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, корп. 1) к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600508188, ИНН 8601004332, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 31) о признании незаконным приказа от 28.08.2020 N 641 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 10%,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" - Филатоваой Оксаны Алексеевны по доверенности от 01.10.2019 N 2832-Д
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - заявитель, ПАО "Сургутнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Фонд страхования) о признании незаконным приказа от 28.08.2020 N 641 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 10%.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2021 по делу N А75-19363/2020 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным приказ от 28.08.2020 N 641 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год ПАО "Сургутнефтегаз" в размере 10%. Этим же решением с Фонда страхования в пользу ПАО "Сургутнефтегаз" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд страхования обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то. что суд первой инстанции неверно отразил в обжалуемом решении позицию Фонда страхования об учете в 2019 году группового несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего в в УВСИНГ ПАО "Сургутнефтегаз" 13.07.2018, ссылаясь при этом на обстоятельства проведения Фондом страхования экспертизы наступления страхового случая; несчастный случай, произошел с работниками заявителя 13.07.2018, но в силу объективных причин и в соответствии с действующим законодательством учтен как в ПАО "Сургутнефтегаз", так и в Региональном отделении в 2019 году.
Податель жалобы считает, что заключениями от 11.03.2019 N 2-1 (7). N 2-2 (7). N 2-3 (7), N 2-4 (7). N 2-5 (7). N 2-6 (7). N 2-7 (7) филиалом N 2 регионального отделения Фонда страхования установлено, что несчастный случай на производстве, произошедший с работниками заявителя, является для Фонда страхования страховым и влечет последствия по выплате пострадавшим работникам и их иждивенцам (в случае смерти работников) предусмотренных Законом N 125-ФЗ выплат и пособий. Никто из членов комиссии не обладает компетенцией и правом по установлению вины предполагаемых виновников произошедшего несчастного случая, акт расследования несчастного случая от 28.02.2019 N 86/12-1638-19-И не является процессуальным документом, устанавливающим вину причинителя вреда.
В письменном отзыве Фонд страхования не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Сургутнефтегаз" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Фонд страхования, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
28.08.2020 филиалом N 2 Фонда Страхования принят приказ от 28.08.2020 N 641 об установлении обществу надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 10 %.
Основанием для установления надбавки к указанному тарифу послужили сведения о групповом несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем 13.07.2018 в структурном подразделении общества - Управлении по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа.
Не согласившись с указанным приказом и полагая, что надбавка к страховому тарифу в связи с несчастным случаем на производстве страхователя установлена в нарушение пункта 6 (1) Правил установления страхователя скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), поскольку установлена вина третьих лиц, а не страхователя, ПАО "Сургутнефтегаз" обратилось в арбитражный суд соответствующим забвением.
10.03.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается( абзац 2 данной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила) размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тысячу работающих;
с) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
В соответствии с пунктом 6 Правил, скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 данных Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Согласно пункту 6 (1) Правил при наличии в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страховщик рассчитывает страхователю надбавку на очередной финансовый год с учетом количества погибших.
В соответствии со статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, на основании собранных материалов комиссией, проводившей расследование указанного несчастного случая, установлены обстоятельства и причины несчастного случая, а также лица, допустившие нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
Согласно пунктам 5.1, 6.1, 6.2. акта N 86/12-1638-19-И о расследовании несчастного группового случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) комиссия пришла к выводу, что причиной несчастного случая явилась недостаточная надежность оборудования, выразившаяся в возникшем нештатном (неконтролируемом) протекании электрохимической реакции, лежащей в основе функционирования элемента питания ER34615M, установленного на батарее "FPLT-524" (предприятие-изготовитлеь ООО "Квазар", г. Томск), которое произошло вследствие скрытого заводского брака единичного элемента питания ER34615M, вызвавшего аварийную ситуацию. Сопутствующей причиной явилась неудовлетворительная организация производства работ при работе с пожароопасными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами со стороны подрядной организации АО "Транснефть-Диаскан".
Согласно пункту 6 акта ответственными за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая, являются ООО "Квазар", которое нарушило требования пункта 2.1.1 ПОТ РО-14000-002-98. Положение "Обеспечение безопасности производственного оборудования" (утверждено Минэкономики РФ 20.01.98); АО "Транснефть-Диаскан", которое нарушило требования пункта 142 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, и п.2.1.39 ПОТ РО-14000-002-98.
Таким образом, комиссионным расследованием причины группового несчастного случая со смертельным исходом работника общества установлено, что указанный страховой случай произошел по вине третьих лиц.
Следовательно, с учетом содержания пункта 6 (1) основания у филиала N 2 для установления Обществу надбавки к страховому тарифу отсутствовали, учитывая, что сведения о наличии несчастных случае в предшествующем году отсутствуют.
Отклоняя довод Фонда страхования о том, что в решении некорректно отражена позиция Фонда об учете в 2019 году группового несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего 13.07.2018 в УВСИНГ общества, суд апелляционной инстанции сходит из того, что в рассматриваемом случае
предметом спора является установления надбавки в связи с наличие несчастного случая, происшедшего в 2018, поэтому учет несчастного случая в Фонде страхования в 2019 году, не имеет значения.
В апелляционной жалобе указано на то, что заключениями от 11.03.2019 N 2-1 (7). N 2-2 (7). N 2-3 (7), N 2-4 (7). N 2-5 (7). N 2-6 (7). N 2-7 (7) филиалом N 2 регионального отделения Фонда страхования установлено, что несчастный случай на производстве, произошедший с работниками заявителя, является для Фонда страхования страховым и влечет последствия по выплате пострадавшим работникам и их иждивенцам (в случае смерти работников) предусмотренных Законом N 125-ФЗ выплат и пособий. Никто из членов комиссии не обладает компетенцией и правом по установлению вины предполагаемых виновников произошедшего несчастного случая.
При этом податель жалобы, ссылаясь на статьи.212, 214 Трудового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о виновности работодателя и работников УВСИНГ в несчастном случае.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с доводами Фонда страхования, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 229.2 ТК РФ, пунктом 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение), статьей 14 Федерального закона N 125-ФЗ причины несчастного случая, а также лица, допустившие нарушения требований охраны труда, устанавливаются комиссией по расследованию несчастного случая, а не Фондом страхования при экспертизе наступления страхового случая.
Лица, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, могут быть признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного часть 2 статьи 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Между тем, уголовное дело по факту данного несчастного случая возбуждено в отношении неустановленных лиц и прекращено органами расследования в связи с отсутствием события преступления, в связи с чем обвинительный приговор не выносился.
Из заключения эксперта от 22.02.2019 N 003/02/2019 "Техническое исследование обстоятельств взрыва дефектоскопа, находившегося в помещении РМЦ N 2 УВСИНГ ПАО "Сургутнефтегаз" следует, что комиссия по расследованию несчастного случая пришла к выводу, что ответственными за допущенные нарушения законодательных, иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая являются ООО "Квазар" и АО "Транснефть-Диаскан", что прямо следует из пунктов 5, 6 Акта.
В состав лиц, допустивших нарушения требований охраны труда в данном несчастном случае, ни работники УВСИНГ, ни общество не входят.
Отсутствие обвинительного приговора в отношении работников ООО "Квазар" и АО "Транснефть-Диаскан" не может свидетельствовать, что несчастный случай произошел не по вине третьих лиц. Доказательств вины работников общества в данном несчастном случае Фондом страхования не представлено.
Довод Фонда страхования о том, что акт расследования несчастного случая от 28.02.2019 N 86/12-1638-19-И не является процессуальным документом, устанавливающим вину причинителя вреда, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку как следует из пункта 4 статьи 15 Федерального законп N 125-ФЗ, одним из документов, необходимым для назначения обеспечения по страхованию, является акт о несчастном случае на производстве по форме N Н-1 (форма утверждена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
Таким образом, приказ Фонда страхования от 28.08.2020 N 641 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 10%. не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на общество обязанность по уплате надбавки к страховому тарифу в завышенном размере.
Таким образом, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Фонд страхования при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2021 по делу N А75-19363/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19363/2020
Истец: ПАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ-ЮГРЕ