город Томск |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А45-32122/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (N 07АП-2850/2021) на решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32122/2020 (судья Полякова В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЫСОТА" (ИНН 7136037480 ОГРН 1197154013000, 301053, пос.Санталовский, ул.Зеленая, д.6, пом.2) к департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН 5406418091, ОГРН 1075406048112, 630099, г.Новосибирск, Красный проспект, д.34) о признании отказа в выдаче разрешения на использование земель от 04.09.2020 N 30/05.4/14109 незаконным, решения об отказе в использовании земель недействительным (заявление от 27.08.2020 N 1873).
без участия лиц, участвующих в деле.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - заявитель, общество, ООО "Высота") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - Департамент) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использование земель от 04.09.2020 N 30/05.4/14109.
Решением от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на использование земель для размещения сооружения связи с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на использование земель может обратиться юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности, общество с ограниченной ответственностью ВЫСОТА таковым не является. А также апеллянт указывает на то, что заявителем не представлены доказательства того, что планируемое к размещению сооружение включено в перечень, утвержденный Постановлением N 1300.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, отклоняя доводы жалобы, просит оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Высота" обратилось к Департаменту с заявлением N 1873 от 27.08.2020 о выдаче разрешения на использование земель в целях размещения сооружения связи, не требующего получения разрешения на строительство. Письмом от 04.09.2020 N 30/05.4/14109 департамент сообщил, что Федеральным законом "О связи" установлены правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, определены права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности. Статьей 10 данного закона предусмотрено, что предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользованиями ими устанавливается земельным законодательством Российской Федерации. Статьей 2 определено, что организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.09.2020 основной вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору, осуществляемой ООО "Высота" - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом". Учитывая изложенные обстоятельства, выдача разрешения на использование земель для размещения сооружения связи ООО "Высота", не осуществляющему деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности, не представляется возможной, так как противоречит положениям Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи". Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на использование земель для размещения сооружения связи с соответствующим заявлением может обратиться юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.
Полагая решение Департамента N 30/05.4/14109 от 04.09.2020 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого решения незаконным и нарушающим права заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Виды вышеуказанных объектов указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее по тексту - Постановлением N 1300).
Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Новосибирской области установлен Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269 - п "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Новосибирской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 N 20-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области" получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется в случаях строительства или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи.
Из приведенных правовых норм следует, что размещение сооружений связи на территории Новосибирской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вопреки мнению Департамента, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Кроме того, Постановление Правительства РФ N 1300 и Земельный кодекс РФ не устанавливают необходимого критерия для размещения линейных объектов принадлежностью их именно организациям связи. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" также не предусматривает таких ограничений.
Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Новосибирской области установлены Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.02.2019 N 607 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в установленных Земельным кодексом Российской Федерации случаях (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией. Процедура предоставления муниципальной услуги от имени мэрии осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии. Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляет отдел инженерной и транспортной инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - разрешение); принятие решения об отказе в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 2.14 административного регламента.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа (пункт 2.3 Административного регламента).
Согласно пункту 2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) представляет следующие документы:
1) заявление по образцу согласно приложению 1 к административному регламенту с обязательным указанием: фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства заявителя, реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо);
наименования юридического лица, места нахождения, организационно - правовой формы, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (в случае если заявителем является юридическое лицо);
фамилии, имени, отчества (при наличии) представителя заявителя, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия (в случае если с заявлением обратился представитель заявителя);
почтового адреса, адреса электронной почты, номера телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
предполагаемых целей использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
кадастрового номера земельного участка (в случае если планируется использование всего земельного участка или его части);
срока использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
3) копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя).
4) схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
5) документы, подтверждающие получение согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
В пункте 2.14 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 административного регламента; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
К своему заявлению от 27.08.2020 ООО "Высота" приложило следующие документы:
1. Копию паспорта представителя заявителя;
2. Копию доверенности на представителя заявителя;
3. Копию схемы границ предполагаемых к использованию земель;
4. Копию типового проекта антенной опоры, предполагаемой к размещению;
5. Копию информационного письма;
6. Копию письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ N МШ-П19-070-9583 от 16.04.2020.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем при указании необходимых сведений в заявлении представлены все требуемые к приложению документы.
При этом такое основание для отказа в выдаче разрешения на использование земель как отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об основном виде деятельности по ОКВЭД в области связи законом не предусмотрено и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земель для размещения сооружения связи.
Довод Департамента о том, что разрешение на использование земель для размещения сооружения связи может быть выдано только юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности, апелляционный суд отклоняет исходя из следующего.
Действительно, в силу положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.
Между тем, заявитель обратился не за предоставлением земельного участка, а за выдачей разрешения на использование земель без предоставления земельного участка.
Принимая настоящее решение, суд верно отметил, что в соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - классификатор) утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Приказ).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральным законом иные правила по сравнению с Примечанием 2 к данному Приказу не установлены, что означает допустимость размещения антенномачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу и указанных разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение сооружения связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не требует дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, размещение спорного объекта возможно не только на землях связи.
Подлежит отклонению и довод апеллянта о том, что заявителем не подтверждено обстоятельство включения планируемого к размещению объекта в перечень, утвержденный Постановлением N 1300, поскольку этот мотив не являлся основанием для отказа в выдаче разрешения. Департамент при рассмотрении заявления отклонил его по формальным основание и не ссылался не то, что типовой проект антенной опоры, предполагаемой к размещению, не соответствует условиям, предусмотренным Постановлением N 1300.
С учетом вышеизложенного, поскольку закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения определен Административного регламента, а наличия какого-либо из таких оснований органом государственной власти не доказан и судом первой инстанции не установлен, решение Департамента об отказе в выдаче разрешения обоснованно признанно судом первой инстанции не соответствующим закону и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при заявлении, в том числе требования о признании решения либо действия (бездействия) незаконными, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что право заявителя может быть восстановлено посредством обязания департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска выдать обществу с ограниченной ответственностью "Высота" разрешение на использование земель в соответствии с заявлением N 1873 от 27.08.2020.
Между тем, судом не учтено следующее.
При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.
Учитывая, что Департамент отказал в выдаче разрешения по формальным основания, и не выяснял соответствие технических характеристик антенной опоры, предполагаемой к размещению, условиям, предусмотренным Постановлением N 1300, судебная коллегия считает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя при рассмотрении настоящего спора будет являться возложение обязанности на департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Высота" от 27.08.2020 N 1873 о выдаче разрешения на использование земель в течение 25 дней с момента принятия настоящего постановления. Названный срок суд считает разумным и соответствующим сроку, определенному в Административном регламенте.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судебный акт подлежит изменению в части выбора правовосстановительной меры, как принятый в результате неполно выясненных обстоятельств дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32122/2020 изменить в части возложения на департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Высота" (ИНН 7136037480) путем выдачи разрешения на использование земель в соответствии с заявлением N 1873 от 27.08.2020, изложив в следующей редакции.
Обязать департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Высота" от 27.08.2020 N 1873 о выдаче разрешения на использование земель в течение 25 дней с момента принятия настоящего постановления.
В остальной части решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32122/2020 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32122/2020
Истец: ООО "Высота"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: ИП Степанов С.Ю., Седьмой арбитражный апелляционный суд