г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-245855/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2021 по делу N А40-245855/20
по заявлению ООО "Дом Солнца" (ОГРН: 1077763891490, ИНН: 7729590689)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Соболев С.В. по дов. от 05.12.2020; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дом солнца" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик) с требованием о признании недействительным решения от 18.11.2020 N КУВД-001/2020-11102435/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта - нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005013:3748, общей площадью 16 613,3 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Усачева, д.2, стр.1., об обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости нежилого помещения, с кадастровым номером 77:01:0005013:3748, общей площадью 16 613,3 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Усачева, д.2, стр.1 в соответствии со вступившим в законную силу Решением Московского городского суда от 17.10.2019 по делу N 3А-3784/2019, в редакции резолютивной части, установленной Апелляционным определением от 21.05.2020 по делу N 66а-444/2020, вступившему в законную силу 21.05.2020, а именно: установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005013:3748, общей площадью 16 613,3 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Усачева, д.2, стр.1, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 2 461 441 000 (два миллиарда четыреста шестьдесят один миллион четыреста сорок одна тысяча) рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал по доводам Управления, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Решением Московского городского суда от 17.10.2019 по делу N 3А-3784/2019, в редакции резолютивной части, установленной Апелляционным определением от 21.05.2020 по делу N 66а-444/2020, вступившим в законную силу 21 мая 2020 года, суд установил кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005013:3748, общей площадью 16 613,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 2, стр. 1, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 2 461 441 000 (два миллиарда четыреста шестьдесят один миллион четыреста сорок одна тысяча) рублей. Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19.06.2019 года.
Заявитель 10.08.2020 обратился в Управление с соответствующим заявлением.
Согласно описи документов (регистрационный номер MFC-0558/2020-186245-1 от 10.08.2020), принятых для оказания государственных услуг от 10.08.2020, ООО "ДОМ СОЛНЦА" через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Донской в числе приложений к заявлению были поданы: доверенность, апелляционное определение от 21.05.2020, Решение суда от 17.10.2019.
Из материалов дела следует, что 18.08.2020 N КУВД-001/2020-11102435/1, Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастровой учета, согласно которому основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужило, по мнению Управления, несоответствие судебного акта (Решения Московского городского суда от 17.10.2019) следующим нормативным правовым актам: Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36; Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N161.
При этом регистрирующий орган указал, что отсутствует штамп "копия", штамп о вступлении решения суда в законную силу - заклейка не соответствует форме 66 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36, а также нарушены требования к нумерации страниц.
Заявитель, действуя добросовестно и в целях ускорения процесса внесения изменений в государственный кадастровый учет, с целью исполнения судебного акта, а также минимизации предпринимательских необоснованных потерь, связанных с несением бремени налогообложения в отношении принадлежащего здания, 20.08.2020 согласно описи (регистрационный номер MFC-0558/2020-252553-1 от 20.08.2020), через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Донской повторно подало заявление о предоставлении дополнительных документов от 20.08.2020 г. N MFC-0558/2020-252553-1 с приложением Апелляционного определения от 21.05.2020 года по делу N 66А-444/2020, доверенности.
Однако, несмотря на устранении ранее заявленных причин приостановки Управление направило в адрес заявителя уведомление от 27.08.2020 N КУВД-001/2020-11102435/2, о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, указав опять те же самые причины несоответствия приложенных судебных актов подзаконным актам несмотря на то, что данные судебные акты были выданы и заверены судом его вынесшим.
В соответствии с Описью документов (регистрационный номер MFC-0558/2020-411550-1 от 17.09.2020), поданных Заявителем через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Донской, ООО "ДОМ СОЛНЦА" заявило о возобновлении государственной регистрации кадастровой учета и(или) государственной регистрации, ранее представленных в заявительном порядке с приложением доверенности на представителя Заявителя.
Уведомлением от 07.10.2020 года N КУВД-001/2020-11102435/3 Управление в очередной раз сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, не указывая самих причин приостановления.
Уведомлением от 18 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-11102435/4 Управление заявило об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что представленная копия судебного акта заверена судом, его вынесшим и имеет отметку о вступлении его в законную силу.
Суд пришел к выводу, что требование Управления о представлении иных видов решений суда, вступивших в законную силу, а равно иных форм, а также доводы о несоответствия вступившего в законную силу судебного акта, является незаконным, так как указанные документы представлены в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства, а доводы Управления, явившиеся причиной отказа в государственной кадастровом учете, изложенные в оспариваемом Уведомлении, фактически направлены на непризнание вступившего в законную силу судебного акта, то есть Управление при наличии всех необходимых реквизитов на переданном заинтересованному лицу судебном акте, фактически поставило под сомнение судебный акт, что является нарушением Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Кроме того, ответчик по настоящему делу был привлечен к участию в дело N 3А-3784/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, то есть Управление могло и должно было знать о законности вынесенного судебного акта и отсутствия оснований для постановки такого судебного акта под сомнение.
Управление является федеральным органом исполнительной власти, обязанным исполнять судебные акты и не наделенным полномочиями давать оценку форме судебных актов в силу установленных ему Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457, дискреционных полномочий.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель представил на регистрацию права собственности надлежащим образом оформленные и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы представителя Управления о том, что заявителем не было представлено апелляционное определение, опровергаются описью документов, принятых Управлением, согласно которой дополнительные документы приняты Управлением 20.08.2020 в 16ч.38 мин.
Таким образом, решение Управления от 18 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-11102435/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости не имеет под собой правового основания.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 по делу N А40-245855/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245855/2020
Истец: ООО "ДОМ СОЛНЦА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ