г. Москва |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А41-76545/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ООО "ТЕКСТИЛЬ М" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2021 по делу N А41-76545/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "ТЕКСТИЛЬ М" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЕКСТИЛЬ М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 50312028600036800004 от 30.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТЕКСТИЛЬ М" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.04.2019 ООО "ТЕКСТИЛЬ М" представило отчет о движении денежных средств по счету N 375000000000377819 в банке "VTB BANKA A.D. BEOGRAD" (республика Сербия) за 1 квартал 2019 в ИФНС России по г. Ногинску.
Вместе с тем, в нарушение п. 4 и п. 5 Правил, отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках, представленный ООО "ТЕКСТИЛЬ М" не отражает сведений, предусмотренных Приложением к Правилам, а именно: не отражена детализация операций по графе 2 "Код вида валютной операции" и графе 3 "Наименование операции" с указанием кодов операций, наименование операций, сумм и цифрового кода. Отчет не соответствует форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
ООО "ТЕКСТИЛЬ М" не представило банковские документы, подтверждающие сведения, отраженные в представленные отчете за период с первого числа по последнее число отчетного квартала по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, а именно: копии банковских выписок представлены не за весь период, а только за 18.02.2019, 27.02.2019, 28.02.2019, не представлены документы, подтверждающие сведения об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Во исполнение положений п. 10 Правил Инспекцией в адрес ООО "ТЕКСТИЛЬ М" направлено уведомление о необходимости предоставления исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов N б/н от 16.08.2019.
Указанное уведомление направлено по ТКС и получено ООО "ТЕКСТИЛЬ М" 16.08.2019.
Таким образом, срок предоставления ООО "ТЕКСТИЛЬ М" исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов истекал 30.08.2019.
Вместе с тем, исправленные отчеты с приложением надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов представлены ООО "ТЕКСТИЛЬ М" лишь 20.09.2019, т.е. с нарушение срока установленного п. 10 Правил.
По факту установления в действиях ООО "ТЕКСТИЛЬ М" достаточных признаков правонарушения, составлен Протокол от 27.10.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административных материалов, уполномоченным должностным лицом налогового органа, в отношении ООО "ТЕКСТИЛЬ М" вынесено постановление от 30.10.2020 N 50312028600036800004, о назначении административного наказания, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок предусмотрена влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ Обществу вменяется нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 утверждены "Правила представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила предоставления отчетов).
Из пункта 1 Правил предоставления отчетов следует, что настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
На основании п. 3 Правил предоставления отчетов отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Исходя из п. 4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Согласно п. 5 Правил предоставления отчетов подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом-резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 Правил предоставления отчетов).
Из материалов административного дела следует и обоснованно установлено судом, что Обществом нарушен порядок предоставления отчета, а именно не отражена детализация по графе 2 "Код вида валютной операции", графе 3 "Наименование операции" и графе 5 "Цифровой код используемой валюты", с указанием кодов операций, наименование операций, сумм и цифрового кода. Кроме того, ООО "Текстиль М" не предоставило банковские документы, подтверждающие сведения, отраженные в предоставленном отчете за период с первого числа по последнее число отчетного квартала по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, а именно копии банковских выписок представлены не за весь период, а только за один день отчетного периода (28.01.2019), не представлены документы, подтверждающие сведения об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Таким образом, Общество к первичному отчету о движении денежных средств за 1 квартал 2019 года представленному 24.04.2019 обязано было представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Уведомление налогового органа о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов направлено по каналам ТКС, и получено Обществом - 16.08.2019.
Соответственно, Обществу в срок не позднее 30.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Таким образом, установление срока для представления запрашиваемых документов и информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Кроме того, увеличение срока представления исправленного отчета не освобождает заявителя, совершившего административное правонарушение от ответственности.
Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в установленном порядке прямо предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку факт несоблюдения резидентом порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, установлен по материалам рассматриваемого дела, арбитражный суд полагает о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, Общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется, Обществом не представлено.
Резидент является юридическим лицом и обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности налоговым органом в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению N 50312028600036800004 от 30.10.2020 в ходе рассмотрения административного дела налоговым органом обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен в минимальном размере - 40 000 руб.
Назначение обществу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом соблюдены.
Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Таким образом, постановление Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области N 50312028600036800004 от 30.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено налоговым органом при наличии достаточных оснований с соблюдений процедуры привлечении к административной ответственности, следовательно, подлежит признанию законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены постановления ИФНС по г. Ногинску Московской области N 50312028600036800004 от 30.10.2020, также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2021 по делу N А41-76545/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76545/2020
Истец: ООО "Текстиль М"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ГОРОДУ НОГИНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ГОРОДУ НОГИНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ