г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А56-68548/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковой И.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бойко К.Б.
при участии:
от истца (заявителя): Чайка Д.А. - доверенность от 01.02.2021
от ответчика (должника): Лебедев Р.Н. - доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9912/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 по делу N А56-68548/2020(судья Сурков А.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058; далее - истец, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (ОГРН: 1089847242320; далее - ответчик) о взыскании 9 214 060,63 руб. задолженности по установке узлов учета тепловой энергии, в том числе 8 387 575,53 руб. основного долга за установленные узлы учета и 826 485,10 руб. процентов за предоставление рассрочки.
В материалы дела от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором он просил взыскать с ответчика 9 068 291,62 руб. задолженности по установке узлов учета тепловой энергии, в том числе 262 118,33 руб. задолженности, 806 173,29 руб. процентов за предоставление рассрочки.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда от 11.03.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что 01.10.2017 между истцом, ответчиком и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" заключено трехстороннее соглашение, в соответствии с которым ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" включает в квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, плату за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, на основании документов, предоставленных Ресурсоснабжающей организацией, осуществляет сбор и перечисление собранных денежных средств напрямую на расчетный счет истца.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "РосЭнергоСистемы" (подрядчик) и Ресурсоснабжащей организацией заключены договоры на установку узлов учета тепловой энергии в МКД.
Работы по установке узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) выполнены подрядчиком, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных проектных работ, актами о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Цена Договоров установлена разделом 4 и определяется как стоимость работ по Договору п. 4.1 и суммы процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, предоставляемой согласно п. 4.3 Договора на 5 лет (60 месяцев), в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора (8,25 %).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 08.05.2020 N 4982 содержащая требование о возмещении расходов, понесенных Ресурсоснабжающей организацией, в связи с установкой УУТЭ в МКД, управление которыми осуществляется Обществом.
Оставление ответчиком без удовлетворения претензии истца послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности указанная обязанность возложена на соответствующие ресурсоснабжающие организации, которые в срок до 01.07.2013 обязаны оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск соответствующих ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, если это потребовало от соответствующих ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; пункты 24, 26 Правил N 491).
Таким образом, только управляющая компания, которая осуществляет в соответствии с законом управление многоквартирным домом, обладает возможностью по включению расходов по оплате установки приборов учета в состав обязательных платежей, следовательно, несет обязанность по возмещению расходов по установке приборов учета с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по смыслу названного закона признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, то есть, применительно к настоящему делу, таким лицом является управляющая компания.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпункты "и", "к" пункта 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, среди прочего, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
С учетом изложенного следует признать, что мероприятия по энергосбережению, в том числе действия по установке общедомовых приборов учета должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, с оплатой соответствующих понесенных расходов собственниками помещений.
В силу закона об энергоснабжении, 47 узлов учета тепловой энергии установлены в МКД по вышеуказанным адресам и введены в эксплуатацию в 2015 г., что подтверждается Актами первичного допуска в эксплуатацию УУТЭ, подписанный представителем ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" без каких либо замечаний.
01.10.2017 г. между истцом, ответчиком и ГУЛ ВЦКП "Жилищное хозяйство" заключено трехстороннее соглашение N 233/1-2/09, в соответствии с которым ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" включает в квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, плату за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, на основании документов, предоставленных Ресурсоснабжающей организацией, осуществляет сбор и перечисление собранных денежных средств напрямую на расчетный счет истца.
Согласно пункту 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше.
Аналогичные положения содержит пункт 3 статьи 522 ГК РФ, предусматривающей, что исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством платежи, поступившие без указания назначения платежа или без указания периода оплаты задолженности, подлежат отнесению на более ранний период задолженности в хронологическом порядке.
Вступившими в законную силу решениями арбитражного суда по делу N А56-37927/2018 и N А56-37931/2018 с ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района" в пользу ООО "Петербургтеплоэнерго" взыскана стоимость работ по установке 47 узла учета тепловой энергии в том числе по вышеуказанным адресам, за период с мая 2015 г. по январь 2018 г.
Следовательно, ввиду наличия у ответчика задолженности за предыдущие периоды, в том числе подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, а также отсутствие в Соглашении указания на то с какого момента оно подлежит применению, денежные средства, поступающие на счет истца от ГУП "ВЦКП" в рамках заключенного трехстороннего Соглашения, подлежат зачислению в счет погашения ранее образовавшейся задолженности.
Таким образом, при наличии у ответчика задолженности за предыдущий период, денежные средства, поступающие на счет истца, в первую очередь должны зачисляться в счет погашения ранее образовавшейся задолженности.
Кроме того, ссылка ответчика на решение суда по делу N А56-10922/2017 не может принята судом во внимание, так как, задолженность по указанному решению взыскана истцом за совершенно другие адреса установки 26-ти узла учета.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Поскольку наличие задолженности подтверждено материалами дела и требование заявлено обоснованно, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 по делу N А56-68548/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68548/2020
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА"