город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2021 г. |
дело N А01-2797/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 26 февраля 2021 года по делу N А01-2797/2020
по иску Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105036300)
к ответчику: индивидуальному предпринимателю Геворгяну Самвелу Эдуардовичу (ИНН 010406942376),
при участии третьего лица: акционерного общества "Военторг-Юг",
о демонтаже некапитального объекта,
УСТАНОВИЛ:
Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Геворгяну Самвелу Эдуардовичу (далее - предприниматель, ответчик) об обязании демонтировать за свой счет некапитальный объект, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, 22А, а в случае неисполнения решения суда добровольно - осуществить демонтаж объектов принудительно с возложением расходов на ответчика.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. Земельный участок с кадастровым номером 01:08:0519043:10, площадью 728 кв.м., с видом разрешенного использования "для размещения магазина", расположенный по адресу Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шоссейная, 22А, принадлежит на праве собственности третьему лицу - АО "Военторг Юг".
На основании предварительного договора аренды земельного участка от 01.06.2020 АО "Военторг Юг" передало предпринимателю Геворгяну С.Э. в фактическое пользование часть указанного земельного участка, площадью 40 кв.м., для размещения нестационарного торгового объекта, что подтверждено актом приема-передачи недвижимого имущества.
Актом обследования земельного участка от 10.06.2020 сотрудником управления установлен факт нахождения на земельном участке по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, 22А, металлического сооружения.
Согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки МО "Город Майкоп", указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-ОЖ (зона средней и многоэтажной жилой застройки с размещением объектов общественно-делового назначения).
Полагая установку некапитального объекта противоречащей градостроительным нормам и правилам, письмом от 26.08.2020 N 3952 индивидуальному предпринимателю Геворгяну С.Э. было предложено принять меры к демонтажу объекта.
Неисполнение предпринимателем требований об освобождении земельного участка, явились основанием к обращению с иском в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.02.2021 по делу N А01-2797/2020 (далее - Решение) отказано в удовлетворении исковых требований заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что индивидуальный предприниматель Геворгян С.Э. использует земельный участок 01:08:0519043:10 (вид разрешенного использования - "для размещения магазина") для сооружения некапитального торгового объекта с согласия собственника, что не противоречит виду разрешенного использования участка и градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны. При этом, установка некапитального объекта торгового назначения, при допустимости размещения в зонах Ж-ОЖ магазинов (объектов капитального строительства, площадью до 5000 кв.м.), цели использования данного участка не нарушает, градостроительным нормам и правилам не противоречит. Входе рассмотрения дела истцом не предоставлено доказательств того, что спорный объект нарушает пожарно-охранные, санитарно-эпидемиологические, гигиенические и иные нормы и правила либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В своей апелляционной жалобе истец повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении, полагая, что размещение предпринимателем на арендованном земельном участке некапитального объекта нарушает нормы градостроительного законодательства, так как вид разрешенного использования указанного участка предполагает возведение на нем именно объектов капитального строительства.
Ответчиком не представлен отзыв на апелляционную жалобу, вместе с тем в адрес суда поступило ходатайство третьего лица -АО "Военторг Юг" о рассмотрение дела в отсутствии представителя акционерного общества.
Дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу пункта первого статьи 222 Земельного Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Также, в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Исходя из вышеприведенных положений представляется возможным применение норм Земельного кодекса в части, регулирующей порядок сноса самовольных построек, также и к нестационарным торговым объектам как к специфическому виду сооружений, приспособленных под цели осуществления предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 Кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства.
Согласно части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из представленных в материалы дела доказательств и пояснений участников процесса при рассмотрении дела в суде первой инстанции следует, что собственник земельного участка предоставил его часть для размещения нестационарного объекта торгового назначения предпринимателю по договору аренды земельного участка от 01 июня 2020 г. Возражений на установку некапитального объекта от общества в ходе судебного разбирательства от общества не поступало.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии легального правомочия у индивидуального предпринимателя Геворгяна С.Э на размещение нестационарного торгового объекта в отношении его прав и обязанностей как арендатора части земельного участка с кадастровым номером 01:08:0519043:10 площадью 40 кв.м при общей площади участка в 728 кв.м.
Вместе с тем, как изложено в абзацах 1 и 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Также, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.
Согласно статье 4 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Согласно статье 12 указанного Закона территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Из вышеуказанных норм следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующий орган местного самоуправления. Поэтому управление на основании Положения, утвержденного решением Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" от 29.01.2014 N 29-рс, имеет право на обращение с иском о демонтаже построек, возведенных нарушениями градостроительного законодательства, при наличии к тому фактических и правовых оснований.
Исходя из разъяснений, данных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.03.2013 N 13021/12 по делу N А28-5093/2011, на орган публичной власти возлагается бремя доказывания к установлению факта угрозы жизни и здоровью в отношении самовольных построек.
Однако истцом в материалы дела не представлено каких бы то ни было сведений о том, что спорный нестационарный торговый объект нарушает пожарно-охранные, санитарно-эпидемиологические, гигиенические и иные нормы и правила либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Так как, в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии доказанности фактов нарушения вышеназванных законодательных нормативов и ограничений.
Управлением в материалы дела представлен акт осмотра земельного участка от 10.06.2020, согласно которому в результате визуального осмотра установлено, что на земельном участке, сформированном под размещение магазина, размещен некапитальный объект. Указанный земельный участок отнесен в соответствии с Правилами землепользования и застройки к зоне Ж-ОЖ, где не предусмотрено размещения нестационарных объектов торгового назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Представителями сторон в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что территориальные зоны Ж - "Зона застройки средне и многоэтажными жилыми домами" и ОЖ - "Общественного жилого назначения" выделены для размещения жилых домов и формирования многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки.
Согласно части 5 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Как было ранее указано, предприниматель использует земельный участок 01:08:0519043:10, с видом разрешенного использования "для размещения магазина", для сооружения некапитального торгового объекта с согласия собственника, что не противоречит виду разрешенного использования участка и градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Пунктами 1-3 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанных выше выше норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует вывод о диспозитивном, свободном выборе собственников земельного участка к размещению либо неразмещению в его пределах объектах капитального строительства, что следует из использования соединительного союза "и" между терминами "виды разрешенного использования" - "объекты капитального строительства". Прямого запрета на использование земельного участка без присутствия на нем объекта капитального строительства законодателем также не установлено.
В связи с этим, правовая позиция Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" о обязательности использования земельного участка исключительно для целей возведения на нем объектов капитального строительства отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащая действующим положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Установка некапитального объекта торгового назначения, при допустимости размещения в зонах Ж-ОЖ магазинов (объектов капитального строительства, площадью до 5000 кв.м.), цели использования участка не нарушает, градостроительным нормам и правилам не противоречит.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26 февраля 2021 года по делу N А01-2797/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2797/2020
Истец: Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп"
Ответчик: Геворгян Самвел Эдуардович
Третье лицо: АО "ВОЕНТОРГ-ЮГ"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9829/2021
07.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6417/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2797/20
27.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16119/20