г. Владимир |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А79-5170/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автовокзалы и автостанции" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.02.2021 по делу N А79-5170/2020,
по иску индивидуального предпринимателя Жукова Владимира Вениаминовича (428012, Чувашская Республика, г. Чебоксары,) к акционерному обществу "Автовокзалы и автостанции" (428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Мира, д. 78 "д")
об обязании заключить договор,
при участии представителей: от истца - Смирнов Ю.И., доверенность от 18.01.2020 сроком действия на три года, диплом от 01.07.1994 сер. ЭВ N 224122;
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жуков Владимир Вениаминович (далее - Предприниматель, ИП Жуков В.В., перевозчик, истец) обратился в суд исковым заявлением, к акционерному обществу "Автовокзалы и автостанции" (далее -АО "АвтоВАС", Общество, ответчик) о понуждении заключить договор N 042/п от 21.02.2020 на пользование услугами, оказываемыми на объектах транспортной инфраструктуры с протоколом разногласий от 02.03.2020.
Требование основано на статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил принять спорные условия договора в следующей редакции:
"1. Предмет договора.
1.1 По настоящему договору Общество обязуется оказывать на автовокзалах, автостанциях, диспетчерско-кассовых пунктах Общества (далее в тексте - автовокзал) на единых условиях с другими перевозчиками комплекс услуг по организации перевозки пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах Перевозчика в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, а Перевозчик обязуется своевременно оплачивать оказанные услуги.
1.2 исключить.
1.3 Условия настоящего договора регулируют отношения Общества и Перевозчика, связанные с перевозкой пассажиров и багажа по маршрутам Перевозчика, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала. Сведения об автовокзалах, автостанциях, диспетчерско-кассовых пунктах Общества представлены в приложении к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью.
2.Обязанности и права Общества.
2.1 Общество обязуется:
2.1.1 Производить продажу билетов на проезд пассажиров и квитанций на провоз ручной клади и багажа через кассы автовокзала Общества и в сети интернет (электронных билетов) на автобусы Перевозчика по установленным тарифам, осуществлять возврат пассажирам стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном и пригородном сообщениях в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также резервирование мест, доставку билетов и т.п. Именные билеты оформляются в установленных законодательством случаях на основании документа, удостоверяющего личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет -свидетельства о рождении).
2.1.2 Начать продажу билетов на проезд пассажиров по маршрутам Перевозчика за 10 суток до отправления автобуса, по тарифам, утверждённым Перевозчиком или соответствующими государственными органами. Продажа билетов заканчивается за 5 минут до отправления автобуса.
2.1.3 исключить.
2.1.4 Применять измененные по инициативе Перевозчика значения тарифа на перевозку пассажиров и провоз багажа, не позднее чем через 10 дней после получения Обществом от Перевозчика соответствующего уведомления.
2.1.5 Применять расписание движения автобусов на маршруте Перевозчика, измененное в установленном порядке, не позднее чем через 10 дней после получения Обществом от Перевозчика соответствующего уведомления.
2.1.6 Осуществлять необходимые действия по организации перевозки пассажиров и багажа по новому маршруту Перевозчика (внести в систему АСУ сведения о маршруте, наименование остановочных пунктов на маршруте, расписание по каждому остановочному пункту, стоимость проезда пассажиров и провоза багажа между остановочными пунктами, сведения об автобусах на маршруте, оформление постоянных пропусков на автобусы и на водителей и др.) в течение 10 дней после получения Обществом от Перевозчика соответствующего уведомления.
2.1.7 Формировать и выдавать Перевозчику ведомость продажи билетов на каждое отправление (рейс) автобуса по маршрутам регулярных перевозок Перевозчика, отражая в ней сведения о проданных пассажирам билетах и оплаченных мест багажа.
2.1.8 Осуществлять в соответствии с нормативными актами по транспортной безопасности учет следующих регистрируемых операций о пассажирах Перевозчика с именными билетами: при продаже билета в кассе автовокзала или в сети Интернет, при бронировании проездного документа (билета), при возврате пассажиром билета в кассу автовокзала, при регистрации и посадке пассажира на транспортное средство на территории автовокзала, при изменении и прекращении перевозки
2.1.9 Производить в установленном порядке передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортного средства (далее - АЦБПДП) сведений о пассажирах Перевозчика с именными билетами, по учтенным регистрируемым операциям (п.2.1.8. договора), при наличии у Перевозчика идентификатора поставщика информации. Передачу сведений о пассажирских перевозках в отношении иных регистрируемых операций обеспечивает Перевозчик, если иное не предусмотрено настоящим договором.
2.1.10 Предоставлять Перевозчику при выполнении им заявленных рейсов по маршрутам регулярных перевозок перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов, перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, площадку для межрейсового отстоя (стоянки) автобусов.
2.1.11 Производить совместно с водителями Перевозчика своевременную и безопасную посадку пассажиров и погрузку багажа в автобусы с посадочных платформ (площадок) автовокзала Общества. При этом перронный контролер Общества погашает билеты на проезд и квитанции на провоз багажа, делает отметку в ведомости продажи билетов на автобус о фактическом количестве пассажиров, времени отправления автобуса, ставит в ней свою подпись, передает водителю ведомость продажи билетов и дает указание водителю на отправление автобуса в рейс.
2.1.12 Не допускать пассажиров в салон автобуса при отсутствии у них проездных билетов, а также при предъявлении проездных билетов, не соответствующих установленным требованиям или проданных не уполномоченными Перевозчиком лицами.
2.1.13 исключить.
2.1.14 Производить диспетчеризацию перевозки пассажиров, контролировать выполнение расписания движения автобусов, требовать и принимать от водителей автобусов, прибывших на автовокзал (автостанцию), путевую документацию, производить в путевых листах водителей отметки о фактическом времени прибытия автобусов на автовокзалы, автостанции, диспетчерско-кассовые пункты и отправления их в рейс, вести диспетчерские журналы.
2.1.15 Предоставлять водителю Перевозчика услуги комнаты отдыха, пункта медицинской помощи (при наличии), пунктов питания, туалета.
2.1.16 Информировать водителей Перевозчика о ставшем ему известном временном ограничении движения или прекращении движения транспортных средств на автобусных маршрутах, проходящим по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального и местного значения.
2.1.17 Информировать в установленном порядке пассажиров по всем вопросам, касающимся перевозки автобусами Перевозчика на маршрутах, включая расписание движения на маршрутах, тарифы на перевозки, правилах хранения, обработки и перевозки багажа и ручной клади, пользования залом ожидания, комнатами отдыха, камерой хранения багажа, комнатой матери и ребенка, пунктом медицинской помощи, пунктами общественного питания, туалетами и т.п., а также в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
2.1.18 исключить.
2.1.19 В течение трех рабочих дней по заявлению Перевозчика в установленном порядке выдавать постоянный пропуск для въезда его маршрутных автобусов в перевозочный сектор Пригородного автовокзала и Центрального автовокзала г. Чебоксары на безвозмездной основе под ответственность перевозчика, а также карты доступа для въезда маршрутных автобусов в зону транспортной безопасности Центрального автовокзала г. Чебоксары.
2.1.20 Своевременно производить расчеты с Перевозчиком.
Общество вправе:
2.1.21 Получать вознаграждение от Перевозчика за оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.1.22 исключить.
2.1.23 исключить.
2.1.24 Информировать Перевозчика о направлении им в рейс автобуса с выявленными нарушениями требований к санитарному состоянию и экипировке автобуса.
2.1.25 исключить.
2.1.26 Информировать контрольно-надзорные органы о допущенных нарушениях со стороны Перевозчика.
2.1.27 Не ставить отметку в путевом листе о прибытии автобуса без заезда автобуса на территорию автовокзала.
2.1.28 Не ставить отметку в путевом листе о прибытии/отправлении автобуса в случае несоответствия номера, марки и принадлежности транспортного средства данным, указанным в сопроводительных документах.
2.1.29 При получении информации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти и (или) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об отмене маршрута регулярных перевозок, а также в случае истечения срока действия разрешительных документов, в день получения такой информации разместить ее на автовокзале и прекратить (или приостановить) обслуживание данного маршрута.
3. Обязанности и права Перевозчика.
3.1 Перевозчик обязуется:
3.1.1 В целях эффективного выполнения Обществом своих функций по настоящему договору предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в надлежащем санитарном состоянии, по типам, маркам и количеству, обеспечивающим выполнение рейсов по расписанию. Автобусы по конструкции, техническому состоянию и оформлению (экипировке) должны соответствовать установленным законодательством требованиям.
3.1.2 исключить.
3.1.3 Не допускать продажу пассажирам проездных билетов и багажных квитанций работниками Перевозчика в местах, где организована Обществом кассовая продажа билетов.
3.1.4 Обеспечить каждого водителя путевым листом и расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок.
3.1.5 Производить высадку пассажиров, а также стоянку автобусов в межрейсовое время в установленных местах.
3.1.6 Производить посадку пассажиров в автобусы только на посадочных площадках (перронах отправления) автовокзала Общества.
3.1.7 Информировать диспетчерскую службу автовокзала Общества при задержках на маршруте и опоздании прибытия автобуса на автовокзал более чем на 30 мин. для своевременного информирования пассажиров и встречающих.
3.1.8 исключить.
3.1.9 Производить в максимально короткие сроки замену автобуса на маршруте, у которого выявлены технические неисправности или организовать пересадку пассажиров в другое транспортное средство.
3.1.10 Не позднее, чем за 10 дней до даты изменения расписания движения автобусов, направить Обществу уведомление и новое расписание, согласованное или утвержденное в установленном законодательством порядке, с указанием наименования, регистрационного номера маршрута, времени прибытия и отправления автобусов по всем остановочным пунктам маршрута.
3.1.11 При получении права осуществлять регулярные перевозки пассажиров по новому маршруту регулярных перевозок, не позднее чем за 10 дней до начала перевозки направить Обществу уведомление с указанием наименования и регистрационного номера маршрута, вида регулярных перевозок, даты начала продажи билетов, а также документов, подтверждающих право Перевозчика осуществлять регулярные перевозки пассажиров по новому маршруту, расписание движения автобусов с указанием времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту маршрута, таблицу установленной стоимости на проезд пассажира и провоз багажа между остановочными пунктами маршрута, документы для оформления постоянных пропусков на автобусы и на водителей.
3.1.12 Уведомлять Общество о принятии в соответствии с действующим законодательством решения об изменении тарифов на перевозку пассажиров или платы за провоз ручной клади и багажа, не позднее, чем за 10 дней до даты применения нового тарифа, путем представления Обществу утвержденной Перевозчиком таблицы стоимости билета на перевозку пассажиров и провоз багажа между остановочными пунктами по конкретному маршруту.
3.1.13 Не нарушать санитарное состояние привокзальной или пристанционной территории Общества, в том числе не осуществлять выброс мусора в неустановленных местах, мойку автобусов и т.д.
3.1.14 исключить.
3.1.15 Не допускать случаев недобросовестной конкуренции при организации и осуществлении пассажирских перевозок, не совершать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение права пассажира на выбор рейса и лица, осуществляющего перевозку (навязывание контрагента по договору перевозки или "зазывание" пассажиров на определенный рейс). Стороны определили, что под "зазыванием" пассажиров понимается голосовое сообщение работников Перевозчика о выполняемых им автобусных рейсах.
3.1.16 Предоставить Обществу сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности Перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и незамедлительно информировать Общество в случае изменения страховых реквизитов
3.1.17 Соблюдать порядок движения транспортных средств через пост контроля транспортных средств Центрального автовокзала г. Чебоксары АО "АвтоВАС", оборудованный системой ParkTek autocontrol с автоматическими шлагбаумами
3.1.18 Обеспечить своевременное, до выполнения первого рейса, получение в установленном порядке постоянного пропуска для въезда автобуса в перевозочный сектор автовокзала и карты доступа для въезда в зону транспортной безопасности автовокзала "Центральный г. Чебоксары" в необходимом количестве для выполнения запланированного количества рейсов, сохранность н использование их по прямому назначению
3.1.19 Не передавать постоянный пропуск и карту доступа другому перевозчику или лицу, не указанному в реестре пользователей, не применять карту доступа неустановленного образца, изготовленную самостоятельно или третьими лицами, не использовать карту доступа, выданную для маршрутного автобуса, для проезда через шлагбаум на другом транспортном средстве.
Перевозчик обязуется обеспечить:
3.1.20 Выполнение водителями автобусов на территории автовокзала требований, распоряжений и указаний администрации и диспетчерского персонала автовокзала Общества по вопросам перевозки пассажиров и обеспечения транспортной безопасности.
3.1.21 Неукоснительное исполнение водителями Перевозчика законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, ограничивающего курение табака, запретив им курение в салоне автобуса, в здании и помещениях автовокзала, а также на территории автовокзала, в местах не обозначенных для этих целей.
3.1.22 Информирование водителями автобусов работников диспетчерской службы автовокзала Общества о наличии свободных мест в автобусах.
3.1.23 Подачу водителями автобусов на посадочные платформы автовокзала Общества за 15 минут до отправления в рейс в междугородном сообщении и за 10 мин - в пригородном сообщении. Не допускать случаев задержки автобуса на перроне после завершения посадки пассажиров перронным контролером Общества
3.1.24 Предоставление водителями путевых листов, графика (расписания) движения автобуса по маршруту и билетно-учетного листа ответственным работникам автовокзала Общества для регистрации прибытия автобуса на автовокзал (уточнения маршрута перевозки, графика (расписания) движения автобуса по маршруту и вместимости автобуса, отметок фактического времени прибытия автобуса на автовокзал и отправления в рейс, проставления соответствующих штампов, отметок, подписей и др.). Регистрация прибытия автобуса, следующего по маршруту для которого автовокзал является начальным остановочным пунктом, должна быть завершена не позднее 20 минут до времени отправления в рейс по маршруту согласно расписанию, а для автобусов, для которых автовокзал является конечным остановочным пунктом, а также
транзитных - в течение 5 минут после заезда на территорию автовокзала
3.1.25 Участие водителя в осуществлении посадки пассажиров и погрузки багажа на автовокзале Общества. Осуществлять погрузку багажа в автобус только при предъявлении (приобретении) пассажирами багажной квитанции, подтверждающей оплату его провоза.
3.1.26 Заезд автобусов на все автовокзалы Общества, предусмотренные расписанием, подтверждением которого является штамп и подпись диспетчера автовокзала на путевом листе или расписании (графике) движения автобуса по маршруту.
3.1.27 Информирование Общества о ставшем ему известном при работе на маршруте временном ограничении движения или прекращении движения транспортных средств на участке автомобильной дороги, по которому проходит маршрут регулярных перевозок, о дорожно-транспортном происшествии с участием маршрутного автобуса и других форс-мажорных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему выполнению рейса по обслуживаемому маршруту.
3.1.28 Соблюдение водителями порядка движения транспортных средств через пост контроля при использовании карты доступа. Проезд транспортных средств через открытый шлагбаум допускается только в одиночном порядке Одновременный проезд транспортного средства следом за впереди стоящим, для которого открыт шлагбаум, категорически запрещается и может привести к повреждению автомобиля и шлагбаума.
4. Порядок и условия расчетов.
4.1 Полученные по настоящему договору доходы распределяются следующим образом:
20 (двадцать)% кассовой выручки от продажи билетов за проезд пассажиров по маршрутам Перевозчика и 50 (пятьдесят) % кассовой выручки за перевозку багажа по маршрутам Перевозчика получает Общество,
80% (восемьдесят)% кассовой выручки от продажи билетов за проезд пассажиров по маршрутам Перевозчика и 50 (пятьдесят) % кассовой выручки за перевозку багажа по маршрутам Перевозчика получает Перевозчик.
4.2 Перечисление Перевозчику денежных средств от продажи билетов и багажных квитанций на автовокзалах Общества за проезд пассажиров и перевозку багажа по маршрутам Перевозчика за вычетом своего вознаграждения производится Обществом не реже одного раза в 10 (десять) календарных дней Окончательный расчет производится не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, на основании подписанного сторонами акта выполненных работ за отчетный месяц.
Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, Общество направляет Перевозчику акт выполненных работ, реестр посадочных ведомостей с указанием кассовой выручки от продажи билетов и провоза багажа, количестве проданных билетов и багажных квитанций, реестр возврата билетов.
4.3-4.6 исключить.
4.7 Расчеты по настоящему договору производятся путем перечисления платежным поручением денежных средств на расчетный счет Перевозчика, указанный в разделе 8 "Реквизиты сторон" настоящего договора.
4.8 исключить.
4.9 За просрочку расчетов стороны уплачивают пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на момент просрочки платежа, от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.
4.10 исключить.
Раздел 5 исключить.
6 Урегулирование разногласий между сторонами.
6.1 При возникновении разногласий стороны обязуются предпринять все возможные действия, направленные на урегулирование спорных вопросов путем переговоров (досудебной порядок разрешения споров).
6.2 В случае недостижения взаимного согласия споры по исполнению обязательств по договору передаются на разрешение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
6.3 Соблюдение досудебного порядка разрешения любого спора, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора, является для сторон обязательным Сторона договора вправе обратиться за разрешением спора в Арбитражный суд Чувашской Республики только после отказа другой стороны от рассмотрения претензии по существу или получения отрицательного ответа на претензию, или не получения ответа на претензию в 30-ти дневной срок с момента отправления претензии.
7. Прочие условия.
7.1-7.2 исключить.
7.3 В случае изменения наименования, местонахождения и банковских реквизитов, Сторона, у которой произошли соответствующие изменения, обязана в разумные сроки сообщить другой стороне о произошедших изменениях, путем направления уведомления.
7.4 Стороны договорились, что документы, связанные с исполнением обязательств по настоящему договору, направленные по адресу, указанному в разделе 8 настоящего договора, считаются направленным надлежащим образом. Неявка стороны, которой направляется почтовое отправление, за почтовой корреспонденцией либо отметка о выбытии адресата не может являться основанием для дальнейшего заявления этой стороной о неполучении вышеуказанных документов.
7.5 Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон или по решению суда.
7.6 Настоящий договор вступает в силу с момента вступления решения суда в законную силу и действует до 31.12.2023.
7.7 исключить.
7.8 Подписывая настоящий договор, я, Жуков Владимир Вениаминович, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О персональных данных" даю своё согласие АО "АвтоВАС" (г.Чебоксары, пр.Мира, Д.78Д) на обработку своих персональных данных, включающих ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического проживания, паспорт (серия, номер, кем и когда выдан), номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика, которые указаны в разделе 8 "Реквизиты сторон" настоящего договора, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных; срок действия согласия на обработку персональных данных - с даты подписания настоящего договора до даты его расторжения; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано путем подачи мною письменного заявления.
7.9 Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой стороны.
8. Реквизиты и подписи сторон
Общество:
АО "АвтоВАС"
Адрес: 428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Мира, д.78д
ОГРН 1022101137233
ИНН 2126000549 КПП 213001001
Расчетный счет N 40702810300000000647 в АКБ "Чувашкредитпромбанк" г. Чебоксары БИК 049706725 к/с 30101810200000000725 Тел (8352)28-60-55, 28-65-82,
Факс (8352)28-62-83
E-mail: mail@avtovas.com
ОКПО 05151761 OKOHX 51121
Генеральный директор Перевозчик:
ИП Жуков Владимир Вениаминович Почтовый адрес: 428012, г. Чебоксары, ул. Равнинная, д. 40а_ паспорт 97 14 N 098760 выдан отделом
УФМС России по ЧР в Калининском
районе г. Чебоксары ОГРНИП 304212736501941,
ИНН 212707415728
Расчетный счет40802810175000004380
Чувашское ОСБ N 8613 ПАО Сбербанк России г. Чебоксары
БИК 049706609,
к/с 3010181033333333609
Тел. 89278662898
E-mail: 231685@mail.ru
ИП Жуков В.В.
Сведения об автовокзалах, автостанциях, диспетчерско-кассовых пунктах АО "АвтоВАС" принять в редакции Общества.
Решением от 12.02.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АвтоВАС" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части взыскания процентов.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что спорный договор следует квалифицировать как договор присоединения, который носит публичный характер, поскольку перевозчик - владелец транспортной инфраструктуры. Таким образом, редакция представленного АО "АвтоВАС" проекта договора соответствует требованиям законодательства и условиям размещенного на сайте типового договора, не нарушает прав его сторон. При этом как публичный договор он не может содержать в себе условия, устанавливающие преимущество отдельных контрагентов или оказывающие им предпочтение. АО "АвтоВАС" считает, что судом не учтен тот факт, что взаимоотношения сторон: перевозчик - владелец транспортной инфраструктуры регулируются нормативными документами и носят публичный характер. Следовательно, требование о предоставлении Предпринимателю индивидуальных условий нарушает права и законные интересы других перевозчиков, обслуживающих межрегиональные маршруты и противоречит положениям действующего законодательства. Порядок ценообразования в отношении услуг автовокзалов, оказываемых перевозчиками, действующее законодательство не содержит, следовательно, стоимость оказанных услуг, оказанных контрагентом по договору возмездного оказания услуг, должна определяться с учетом требований статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению заявителя жалобы, применение единого процента от дохода по продаже билетов может быть признано создающим дискриминационные условия для организаций перевозчиков вследствие того, что при реализации одинакового количества билетов за проезд пассажиров и провоз багажа автобусами разных перевозчиков автовокзалами и автостанциями оказывается равный объем услуг вне зависимости от расстояния поездки пассажира, но при этом из выручки удерживается различная сумма, что ведет к ущемлению прав перевозчиков, осуществляющих деятельность на маршрутах дальнего следования и создает необоснованные преимущества перевозчикам, осуществляющим деятельность на маршруте меньшей протяженности.
Заявитель полагает необоснованным исключение из договора всех положений о штрафных санкциях - неустойках (штрафах), устанавливаемые предприятием в договоре с перевозчиком.
Также заявитель жалобы обращает внимание на неправомерность исключения из договора положения об условиях обязательности исполнения перевозчиком принятых в одностороннем порядке внутренних актов АО "АвтоВАС".
Кроме того, заявитель полагает, что в рассматриваемом случае необходимо было привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены оспариваемого решения.
Представитель заявителя явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец осуществляет регулярные межрегиональные перевозки пассажиров по маршруту N 2707 АВ "Пригородный" г. Чебоксары - ОП п. Сосновка.
Истец направил ответчику для заключения договор N 042/п на пользование услугами, оказываемыми на объектах транспортной инфраструктуры АО "АвтоВАС" от 21.02.2020, подписанный с протоколом разногласий от 02.03.2020, а также два экземпляра протокола разногласий.
Поскольку ответчик в заключении договора истцу отказал, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
25.02.2020 АО "АвтоВАС" направило истцу на подписание два экземпляра договора N 042/п на пользование услугами, оказываемыми на объектах транспортной инфраструктуры АО "АвтоВАС". 30-дневный срок для рассмотрения истцом проекта договора и направления ответа истек.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии исходил из следующих норм материального права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Суд первой инстанции установил, что истец является перевозчиком по маршрутам, в состав которых включены объекты транспортной инфраструктуры, находящихся во владении ответчика.
На основании частей 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (часть 1 указанной нормы).
Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:
1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;
2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для АО "Автовокзалы и автостанции" в силу части 1 статьи 34 Закона N 220-ФЗ и призвано урегулировать отношения между владельцем объекта транспортной инфраструктуры и лицом, получившим в установленном данным Законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Судом установлено, что в рамках рассмотренного дела А79-14532/2017 по заявлению Общества о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 08.11.2017 по делу N 05/04-АМЗ-2017, решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2020, заявленные требования удовлетворены, судами установлены следующие обстоятельства.
Управление на основании полученных от АО "АвтоВАС" сведений в части установления стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков выявило, что в результате установленной АО "АвтоВАС" системы расчета платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты (к примеру, расходы на ГСМ) при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой, тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.
Суды указали, что аналитический отчет антимонопольного органа о состоянии конкурентной среды рынка услуг автобусных станций и автовокзалов в Чувашской Республике 2014 - 2015 годов не соответствует требованиям действующего законодательства, его выводы не могут подтвердить наличие доминирующего положения общества на рынке услуг автостанций и автовокзалов и создание дискриминационных условий на предоставление услуг автовокзала перевозчикам. Следовательно, выводы антимонопольного органа в решении от 08.11.2017 по делу N 05/04-АМЗ-2017, сделанные на основании данных указанного аналитического отчета, являются ошибочными. Недоказанность факта доминирования на товарном рынке влечет невозможность признания Общества нарушившим запреты, установленные законодательством защите конкуренции, в связи, с чем свидетельствует о незаконности принятого антимонопольным органом решения.
Кроме того, судами констатировано отсутствие доказательств того, что цена на услуги автовокзала является завышенной. Согласно вступившему в законную силу решению суда по делу А79-9575/2013 установленный в договорах с перевозчиками процент отчислений от кассовой выручки за услуги вокзала не превышает размер необходимого экономически обоснованного процента отчислений.
Учитывая, что в рассматриваемом случае стороны не достигли соглашения по имеющим для них существенное значение условиям договора, в том числе по цене услуг, правам и обязанностям сторон договора, они на основании статей 445, 446 ГК РФ вправе передать данные разногласия на рассмотрение суда. Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Разногласия сторон касающиеся квалификации спорного договора.
Истец настаивает на том, что спорный договор является договором возмездного оказания услуг. В свою очередь АО "АвтоВАС" считает спорный договор договором присоединения.
В соответствии с пунктами 1 статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, предметом договора возмездного оказания услуг является деятельность исполнителя, не приводящая к созданию вещественного результата, либо действия исполнителя.
Проанализировав предмет, условия, права и обязанности сторон спорного договора, приняв во внимание, что заключение договора направлено на совершение ответчиком действий для истца по оказанию услуг по сбору и передаче денежных средств последнему от физических лиц за проезд и провоз багажа, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данный договор является договором возмездного оказания услуг.
Доводы заявителя жалобы о необходимости квалификации рассматриваемого договора как договора присоединения рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Условия спорного договора ни одной из сторон не определены в формулярах или иных стандартных формах. Следовательно, оснований для квалификации спорного договора как договора присоединения не имеется.
Согласно ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта", утвержденному постановлением Госстандарта от 14.11.2001 N 461-ст, услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы: на услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке) и услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке (пункт 3.1).
В пункте 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 указано, что услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах материи ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.); предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.).
Как следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Устав автомобильного транспорта, Закон N 259-ФЗ) маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определяются в установленном порядке.
В соответствии с главой II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок N 112), расписание движения по регулярному маршруту является основополагающим документом, дающим право автовокзалам и автостанциям осуществлять предварительную (не менее чем за 10 суток) и текущую (за 5 минут до отправления автобуса) продажу билетов на перевозку пассажиров и провоз багажа.
В указанном расписании должно быть указано время прибытия на автовокзал и время отправления, поскольку это время после заключения агентского договора включается в станционное расписание и открывается предварительная продажа билетов за 10 дней до начала осуществления пассажирских перевозок по маршруту, указанному в расписании.
Пунктом 4 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Минтранса России от 29.12.2015 N 387 установлено, что в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются: перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы; перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов; билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов; зал ожидания; туалет и пр.
Осуществляемая автовокзалом деятельность помимо продажи билетов на междугородние маршруты перевозчика включает в себя оказание услуг по информированию пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородних перевозок (об отправлении/прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов, и др.); осуществлению отметок в путевых листах автотранспорта, принадлежащего перевозчику; обеспечению стоянки автотранспорта перевозчика; предоставлению заявок на дополнительные туристические услуги, и др.
Оценив содержание представленных сторонами проектов договоров, суд первой инстанции сделал вывод о том, что условия представленного АО "АвтоВАС" проекта более полно отражают существо правоотношений сторон, в связи с чем обоснованно разрешил спор на основании представленного им проекта.
Принимая во внимание, что приведенное в проекте договора описание предмета договора соответствует его содержанию, суд обоснованно счел необходимым изложить пункт 1.1 договора в редакции истца. Сведения о принадлежащих ответчику объектах транспортной инфраструктуры приводятся в приложении к договору.
Проанализировав пункт 1.2 договора об обязанности сторон соблюдать действующее законодательство, суд первой инстанции обоснованно исключил его как носящий декларативный характер и не регулирующий права и обязанности участников правоотношения.
Кроме того, вопреки доводам заявителя жалобы из всего текста договора правомерно исключены условия об обязательности для исполнения перевозчиком принятых в одностороннем порядке внутренних актов ответчика, контроле АО "АвиоВАС" за деятельностью перевозчика, поскольку приведенные полномочия АО "АвтоВАС" закон не предусматривает.
Судом правомерно включено в пункт 1.3 договора указание на то, что маршруты Перевозчика определяются на основании реестра маршрутов регулярных перевозок. В случае изменения маршрутов объем услуг будет определяться сторонами после соответствующего уведомления об этом Общества Перевозчиком; необходимость заключения при изменении маршрута дополнительного соглашения, как это указано в пункте 2.1.6. проекта договора ответчика, отсутствует. С учетом изложенного отсутствует также необходимость подписания отдельного приложения к договору с указанием маршрутов.
Также суд обоснованно пришел к выводу об исключении из раздела 3 проекта договора Общества обязанностей и ограничений прав Перевозчика, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством.
Пункт 2.1.14 договора, регулирующий предоставление ответчиком услуги по диспетчерскому управлению перевозками, суд правомерно изложил в редакции Перевозчика как более соответствующей существу данной услуги.
Возражения перевозчика в отношении необходимости получения карты доступа для въезда в зону транспортной безопасности автовокзала, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку данные действия обусловлены порядком функционирования объекта транспортной инфраструктуры. При этом, принимая во внимание отсутствие предусмотренных законом оснований, суд признал необоснованным взимание обществом залоговой суммы при выдаче указанных карт, и исключил из текста договора соответствующие условия.
Суд также обоснованно исключил из проекта договора пункт 2.1.22, предусматривающий право АО "АвтоВАС" самостоятельно определять способы продажи билетов, в частности при продаже билетов (электронных билетов) в соответствии с требованиями действующего законодательства заключать субагентские договоры, оставаясь ответственным перед перевозчиком за действия субагента, поскольку предложенный для утверждения договор не является агентским.
Также вопреки доводам заявителя жалобы суд первой инстанции правомерно исключил положения об ответственности за нарушение обязательств из раздела 5 договора и Приложение 3 к нему, поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ договорная неустойка может быть включена в договор только по обоюдному соглашению сторон, чего в данном случае не достигнуто.
Данное утверждение согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2000 N 56 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве", согласно которой арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее установления.
По изложенным основаниям суд разрешил разногласия в части срока окончательного расчета - до 10 числа месяца, следующего за отчетным и пришел к выводу, что стоимость услуг не может рассчитываться на основании представленных АО "АвтоВАС" Приложений N 2, 3 к договору.
Вместе с тем, поскольку у истца отсутствует возможность самостоятельного учета вырученных от продажи билетов сумм и, соответственно, расчета причитающихся ему денежных средств, суд верно принял редакцию истца об обязанности АО "Автовокзалы и автостанции" по предоставлению ему помимо акта выполненных работ реестра посадочных ведомостей с указанием кассовой выручки от продажи билетов и провоза багажа, количестве проданных билетов и багажных квитанций, реестра возврата билетов. При этом судом учтено, что в настоящее время АО "АвтоВАС" фактически предоставляет перевозчикам реестры посадочных ведомостей, в связи с чем включение в договор указанной обязанности лишь закрепит сложившиеся отношения в этой части.
Судом первой инстанции правомерно исключен пункт 4.6 о праве на передачу юридически значимых сообщений водителям Перевозчика, поскольку данное условие противоречит положениям гражданского законодательства о представительстве.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно урегулировал разногласия между Предпринимателем и Обществом в отношении условий рассматриваемого договора в редакции, изложенной в решении.
Довод заявителя жалобы о необоснованном не привлечении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит отклонению как несостоятельный.
Так в соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, основанием для привлечения к участию в деле третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, что обусловлено взаимосвязанностью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом. Из содержания приведенной нормы следует, что привлечение к участию в деле третьих лиц является правом, а не обязанностью суда. Необходимость участия в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, обусловлена тем, что судебный акт по делу может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.
В рассматриваемом случае из предмета заявленного иска не следует, что принятие решения по настоящему делу может повлиять на права и обязанности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики; обжалуемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях данного лица и не возлагает на него каких-либо обязанностей.
Все иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, также проверены коллегией судей и подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали окончательные выводы суда первой инстанции.
В данном случае обстоятельства дела и собранные по делу доказательства в совокупности исследованы судом первой инстанции, как то предусматривают статьи 67, 68, 71 АПК РФ.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.02.2021 по делу N А79-5170/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Автовокзалы и автостанции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5170/2020
Истец: ИП Жуков Владимир Вениаминович
Ответчик: АО "Автовокзалы и автостанции"
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд