г. Вологда |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А66-8870/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от акционерного общества "Кордиант" Завихоновой К.И. по доверенности от 21.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу Смоленской Таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2021 года по делу N А66-8870/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кордиант" (ОГРН 1027600842972, ИНН 7601001509; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Советская, дом 69; далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тверскому таможенному посту (центр электронного декларирования) Тверской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713; адрес: 214032, Смоленская область, город Смоленск, улица Лавочкина дом 105; далее - Таможня) о признании незаконным решения Тверского таможенного поста (ЦЭД) Тверской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 12.07.2019 N 10115070/170419/0026570, вынесенного 01.08.2019 и об обязании осуществить возврат излишне поступивших в бюджет пени в размере 892 руб. 57 коп. (с учетом уточнения).
Определением от 01.12.2020 произведена замена ответчика по делу - Тверской таможни на Смоленскую таможню - в порядке процессуального правопреемства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2021 года по делу N А66-8870/2020 исковые требования удовлетворены.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что несоблюдение условия о документальном подтверждении соответствующих расходов лишает декларанта права на применение вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Считает, что обществом не представлены документально подтвержденные сведения о величине расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС, в связи с чем таможенная стоимость проверяемых товаров должна быть определена без вычета указанных расходов из цены товаров. Полагает, что у таможенного органа имелись достаточные основания для корректировки таможенной стоимости товаров и ее определения исходя из полной стоимости товаров, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таможенный оран, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения представителя общества, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Кордиант" в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" на Тверском таможенном посту (ЦЭД) по ДТ N 10115070/170419/0026570 в рамках контракта от 01.11.2016 N MF.1/16 (далее - Контракт), заключенного с компанией "R1 Delta CIS Pte. Ltd" (Сингапур), на условиях поставки DAP - Ярославль, задекларировало товары - каучук натуральный.
Таможенная стоимость указанного товара определена Обществом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с заявлением в графе 22 раздела "В" декларации таможенной стоимости вычета расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза в сумме 246 850 руб. 72 коп.
В обоснование сведений, указанных в ДТ N 10115070/170419/0026570, Общество представило в Тверской таможенный пост (ЦЭД) следующие документы: коносамент от 28.02.2019 N DJA0452406, железнодорожные накладные от 10.04.2019 N 11301298, 11301299, контракт от 01.11.2016 N MF.1/16, дополнения к контракту от 02.02.2019 N 8, от 01.03.2019 N 93, инвойс от 01.03.2019 N R1D/S-01417D/242681DD, счета-фактуры от 18.02.2019 NN М0/00051, М0/00052, договор транспортной экспедиции от 19.06.2017 N MR-01/001/2017, биржевые котировки, пояснительные письма, иные документы.
При проверке достоверности сведений о таможенной стоимости товаров Тверским таможенным постом (ЦЭД) выявлены признаки, указывающие на возможность заявления недостоверной таможенной стоимости либо на документальную неподтвержденность заявленных сведений.
В этой связи в адрес декларанта направлен запрос документов и сведений от 17.04.2019, которым предложено представить необходимые документы и сведения, подтверждающие заявленные к вычету из таможенной стоимости товаров расходов по их транспортировке (перевозке), осуществляемой после их прибытия на территорию ЕАЭС; установлен срок представления документов и сведений - до 15.06.2019.
В ответ на указанный запрос Общество в установленный срок представило в таможенный орган дополнительные документы и пояснения.
По результатам проверки документов и сведений Тверским таможенным постом (ЦЭД) принято решение от 12.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10115070/170419/0026570.
В связи с корректировкой таможенной стоимости товаров декларантом уплачены таможенные платежи в сумме 35 012 руб., пени в сумме 892 руб. 57 коп.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости, Общество оспорило его в Тверскую таможню (жалоба от 11.10.2019 N 07-12/2023).
Решением Тверской таможни от 19.11.2019 N 06-20/26 в удовлетворении жалобы Обществу отказано, решение Тверского таможенного поста оставлено без изменения.
Решения Тверского таможенного поста и Тверской таможни обжалованы Обществом в ЦТУ ФТС (жалоба от 17.02.2020 N 07-07/345). Решением ЦТУ ФТС от 06.04.2020 N 83-13/85 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлены главой 5 ТК ЕАЭС и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК ЕАЭС для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 12 статьи 38 Кодекса применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", далее - постановление Пленума N 49).
С учетом этих положений статья 39 ТК ЕАЭС устанавливает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 3).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории Союза уменьшают стоимость сделки, если они входят в цену товара.
Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.
В связи с этим понятие "расходы на перевозку (транспортировку)" имеет автономное значение для целей главы 5 "Таможенная стоимость товаров".
ТК ЕАЭС и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.
Выделение "расходов на перевозку (транспортировку)" из "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар" по смыслу положений пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 постановления Пленума N 49).
Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.
В то же время представляемые документы во всяком случае должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
По условиям заключенного компанией "R1 Delta CIS Pte. Ltd" (продавец) и АО "Кордиант" (покупатель) контракта от 01.11.2016 продавец продавал покупателю натуральный каучук на условиях DAP место назначения, Россия либо FAS порт отгрузки (Инкотермс 2010). Место поставки и условия поставки фиксируются сторонами в коммерческих спецификациях к Контракту.
Условия поставки товара по ДТ N 10115070/170419/0026570 - DAP Ярославль определены в приложении от 01.03.2019 N 93 к контракту.
Согласно пункту 6.1 контракта продавец отправляет грузополучателю вместе с грузом следующие документы: коммерческий инвойс - 1 оригинал/копия, упаковочный лист - 1 оригинал/копия, океанский/фидерный коносамент - 1 оригинал/копия, транспортная накладная - 1 оригинал, транзитная декларация - 1 оригинал. В соответствии с п. 6.2 Контракта продавец обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней после завершения отгрузки передать Покупателю по факсу или электронной почте копии следующих документов: коммерческий инвойс, упаковочный лист, сертификат/гарантия качества, тест/анализ-сертификат, сертификат происхождения, фито-санитарный сертификат (если оформлялся), фумигационный сертификат (если оформлялся), коносамент, копию страхового полиса.
В силу пункта 6.6.1 контракта для осуществления таможенных вычетов продавец обязуется предоставить покупателю копии следующих документов: договор(ы) c транспортной/экспедиторской(ыми) компанией(ями) (если таковой заключался), счет/счет-фактуру от транспортно-экспедиторской компании, организующей перевозку товара, о понесенных расходах внутри территории Таможенного Союза.
Предоставление покупателю иных документов, подтверждающих величину расходов на перевозку (транспортировку) товаров, в контракте и дополнительных соглашениях к нему стороны не предусмотрели.
В подтверждение заявленных расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза по ДТ N 10115070/170419/0026570 декларантом представлены: приложение N 93 от 01.03.2019 к Контракту, коммерческий инвойс N R1D/S-01417D/242681DD от 01.03.2019 с указанием стоимости перевозки от границы РФ до ст. Приволжье (г. Ярославль): 2725,00 долларов США за 5 контейнеров; упаковочный лист от 01.03.2019 с указанием номеров 5 спорных контейнеров, коносаменты NN DJA0452406, FAR-93/44871 с указанием номеров 5 спорных контейнеров; инвойс N М0/00051 от 18.02.2019 с указанием стоимости перевозки от границы РФ ж ост. Приволжье (Ярославль): 2725 долларов США за 5 контейнеров по курсу 64,2422 руб., что составило 175 060 руб. и с пояснениями поставщика - компании R1 Delta CIS Pte. Ltd о том, что оплата по нему включает только транспортировку натурального каучука, а также с подтверждением его оплаты; железнодорожные накладные N N 11301298, 11301299 от 10.04.2019 и счета-фактуры к ним с указанием номеров 6 контейнеров, в том числе - 5 контейнеров, перевозимых по спорной ДТ; инвойсы NN М0/00051, М0/00052 от 18.02.2019 с указанием стоимости доставки товара до границы РФ; пояснения компании R1 Delta CIS Pte. Ltd от 27.03.2019 о включении в расходы на перевозку до границы РФ стоимости перевозки, погрузочно-разгрузочных работ на иностранной территории, перевалку в портах перевалки, оформление транспортных документов; поясняющее письмо R1 Delta CIS Pte. Ltd от 02.04.2019 о невозможности предоставления калькуляции расходов за транспортные услуги на перевозку натурального каучука из Индонезии до Ярославля ввиду конфиденциальности информации перевозчиков; пояснения поставщика от 05.04.2019, от 20.04.2019, от 21.03.2019; договор транспортной экспедиции N MR-01/0001/2017 от 19.06.2019, заключенный между компаниями Marisco Logistic Solutions PTE. LTD и Обществом с ограниченной ответственностью "НафтаТранс" (далее - ООО "НафтаТранс") с заявкой на перевозку от 07.01.2019, иные документы.
Таким образом, инвойсы содержат необходимую информацию о расходах по перевозке (транспортировке) товара после их прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза. Декларант отразил расходы по перевозке (транспортировке) товара по территории Российской Федерации на основании документально подтвержденной информации и в соответствии с требованиями законодательства.
Как указано в пункте 8 постановления Пленума N 49, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Ввиду изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом представлены достаточные документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов расходов на перевозку.
Указанная позиция согласуется позицией арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 20.05.2021 по делу N А66-1884/2020.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2021 года по делу N А66-8870/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленской Таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8870/2020
Истец: АО "Кордиант"
Ответчик: Смоленская таможня
Третье лицо: ТВЕРСКАЯ ТАМОЖНЯ