г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А56-78138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Муравьев А.О. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Большанина М.А. по доверенности от 11.11.2020, Титус Д.Р. по доверенности от 02.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4431/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 по делу А56-78138/2020 (судья Захаров В.В.) принятое,
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600000 рублей.
Решением суда от 15.01.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 15.01.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не направило в адрес АО "РЭС" (податель заявки) переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения в срок до 27.02.2020, что свидетельствует о том, что в установленные законодательством сроки Общество не произвело переоформление документов о технологическом присоединении и не запросило дополнительную информацию по заявке, что является нарушением пункта 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и свидетельствует о наличии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
Определением суда от 27.04.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 01.06.2021 для представления Санкт-Петербургским УФАС доказательств из материалов административного дела (приложения к заявлению АО "РЭС" от 17.03.3030 N 07-02/45 (вх. N8804/2020 от 18.03.2020), заявки АО "РЭС" от 20.02.2020 N 20-503333 на переоформление документов о технологическом присоединении объекта со всеми приложениями; договора аренды электросетевого оборудования N 7-19/АЭСИ от 01.04.2019, письма АО "РЭС" от 20.03.2020 N ЛЭ/16-50/442), необходимых для правильного рассмотрения спора с учетом предмета заявленных требований. Запрошенные судом апелляционной инстанции документы представлены Управлением в суд 20.05.2021.
Поскольку указанные документы являлись предметом оценки Управления при вынесении оспариваемого постановления от 27.08.2020 по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020, суд апелляционной инстанции в целях правильного рассмотрения дела приобщил данные документы к материалам арбитражного дела.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Санкт-Петербургское УФАС поступило заявление АО "РЭС" на действия (бездействие) ПАО "Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил N 861 (вх. N16095 от 07.05.2020).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что АО "РЭС" обратилось в ПАО "Ленэнерго" с заявлением вх. N 20-503333 от 20.02.2020 на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 32, лит. А, пом. 8-Н, 9-Н.
В нарушение установленного пунктом 69 Правил N 861 срока переоформленные документы о технологическом присоединении Обществом в адрес АО "РЭС" не направлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18.08.2020 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Санкт-Петербургского УФАС от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020.
Исследовав материалы дела (с учетом дополнительно представленных документов), оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Раздел VII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в том числе в случае переоформленияе документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении определен пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, АО "РЭС" направило Обществу заявку (вх. N 20-503333 от 20.02.2020) на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 32, лит. А, пом. 8-Н, 9-Н.
В соответствии с пунктом 62 Правил N 861 к заявке были приложены копии следующих документов: договора аренды электросетевого оборудования от 01.04.2019 N 7-19/АЭСИ, акта приема-передачи от 01.06.2019, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 28.11.2012 N 80-НР, акта технологического присоединения от 06.06.2013 N114256, а также выписки из ЕГРН, подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства потребителей.
Соответственно, с учетом положений статьи 69 Правил N 861 сетевая организация (ПАО "Россети Ленэнерго") обязана была рассмотреть заявление АО "РЭС" и не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдать переоформленные документы о технологическом присоединении.
Исходя из установленного пунктом 69 Правил N 861 срока выдачи переоформленных документов (7 дней), следует, что решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе запрос дополнительных документов) должно быть принято сетевой организацией в 7-ми дневный срок.
Установленный Правилами N 861 порядок рассмотрения заявлений потребителей о переоформлении документов о технологическом присоединении действует и в отношении сетевых организаций.
Пункт 58 Правил N 861, на который ссылается Общество в своем заявлении, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Поскольку соглашение, предусмотренное пунктом 58 Правил N 861, сторонами не было заключено, то права и обязанности сторон являются не урегулированными. В такой ситуации, поскольку Правила N 861 не содержат запрета на применение к отношениям смежных сетевых организаций установленного разделом VIII Правил N 861 общего порядка восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, а также не предусматривают возможность отказа в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении при отсутствии соглашения между сетевыми организациями, следует признать, что установленный Правилами N 861 порядок обращения с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении и рассмотрения таких заявлений действует и в отношениях двух сетевых организаций.
Пункт 58 Правил N 861 не изменяет также срок, предусмотренный пунктом 69 Правил N 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение установленного пунктом 69 Правил N 861 семидневного срока (то есть до 27.02.2020) ПАО "Россети Ленэнерго" не направило в адрес АО "РЭС" переоформленные документы о технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 32, лит. А, пом. 8-Н, 9-Н, либо мотивированный отказ в переоформлении документов.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Санкт-Петербургского УФАС о нарушении Обществом пункта 69 Правил N 861 в части нарушения срока и уклонения от переоформления документов о технологическом присоединении по заявке ООО "РЭС", что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения его действия квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Выводы суда первой инстанции о недоказанности события правонарушения не соответствуют материалам административного дела и сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что доказательства переоформления документов о технологическом присоединении по заявке АО "РЭС" в материалы дела не представлены, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Нарушение обязанности в установленный пунктом 69 Правил N 861 срок рассмотреть заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении влечет ущемление интересов ООО "РЭС" в связи с правовой неопределенностью пользования арендованными объектами электросетевого хозяйства, ограничивает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600000 руб.). По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административным органом наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для снижения размера назначенного Обществу наказания, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным и отмены постановления Санкт-Петербургского УФАС от 27.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-816/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 15.01.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ПАО "Россети Ленэнерго" требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 января 2021 года по делу N А56-78138/2020 отменить.
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-816/2020 об административном правонарушении отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78138/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу