г. Чита |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А19-1150/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года по делу N А19-1150/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области (ОГРН 1023802140130, ИНН 3819011201, далее - УПФР в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области, управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кирюхиной Елены Дмитриевны (ОГРНИП 304381230800195, ИНН 381900057843, далее - предприниматель, страхователь, ИП Кирюхина Е.Д.) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года по делу N А19-1150/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что предоставление в территориальный орган ПФР индивидуальных сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на Кирюхину Ирину Олеговну за период с сентября 2019 года по март 2020 года только 23 апреля 2020 года свидетельствует о наличии состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет" 20 апреля 2021 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении ИП Кирюхиной Е.Д. проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за отчетный период с сентября 2019 г. по март 2020 г.
По результатам проверки должностным лицом Пенсионного фонда составлены акты от 25.04.2020 N 048S18200010470, N 048S18200010471, N 048S18200010472, N 048S18200010473, N 048S18200010474, N 048S18200010475, N 048S18200010476 на основании которых приняты решения от 29.05.2020 г., N 048S19200014249, N 048S19200014248, N 048S19200014247, N 048S19200014246, N 048S19200014245, N 048S19200014244, N 048S19200014243 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Требованиями от 08.06.2020 г. N 048S01200013216, N 048S01200013215, N 048S01200013214, N 048S01200013213, N 048S01200013212, N 048S01200013211, N 048S01200013210 ИП Кирюхиной Е.Д предложено уплатить финансовые санкции в срок до 26.06.2020 г.
В связи с неисполнением ИП Кирюхиной Е.Д. требований об уплате финансовых санкции Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника финансовой санкции в размере 3500 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.12.2020 г. по делу N А19-22222/2020 заявителю было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
Отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа и неисполнение ИП Кирюхиной Е.Д. требований об уплате финансовых санкции явились основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ИП Кирюхина Е.Д является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу преамбулы Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 настоящего Закона предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено решениями управления от 29.05.2020 г., N 048S19200014249, N 048S19200014248, N 048S19200014247, N 048S19200014246, N 048S19200014245, N 048S19200014244, N 048S19200014243, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М должны быть представлены в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за сентябрь 2019 не позднее 15.10.2019, октябрь 2019 - 15.11.2019, ноябрь 2019 - 16.12.2019, декабрь 2019 - 15.01.2019, январь 2020 - 17.02.2020, февраль 2020 -16.03.2020, март 2020 года - 15.04.2020 (с учетом выходных дней).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии с приложением к Постановлению N 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н, действовала до 27.07.2020, утратила силу в связи с утверждением Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н новой "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах"), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
На основании пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к Постановлению).
В соответствии с данным приложением акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Вопреки утверждению апеллянта, из материалов дела следует, что исходные сведения СЗВ-М на застрахованных лиц представлены страхователем в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота за сентябрь 2019 - 01.10.2019, октябрь 2019 - 11.11.2019, ноябрь 2019 - 11.12.2019, декабрь 2019 - 27.12.2019, январь 2020 - 11.02.2020, февраль 2020 -10.03.2020, март 2020 года - 02.04.2020, т.е. в установленный законом срок, что подтверждается извещениями о доставке и Пенсионным фондом при рассмотрении дела в суде первой инстанции по существу не оспаривалось.
23.04.2020 в связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях, страхователем в УПФР в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области посредством электронного документооборота представлена отчетность (дополняющая) за сентябрь 2019 - март 2020 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого в исходной форме сведения отражены не были.
Страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, согласно которой такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, постольку суд первой инстанции обоснованно отказал во взыскании финансовых санкций за сентябрь 2019 - март 2020 года в размере 3 500 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют о неправильном понимании Фондом приведенных норм права и свидетельствуют лишь о несогласии с обжалуемым решением.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года по делу N А19-1150/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1150/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области
Ответчик: Кирюхина Елена Дмитриевна