г. Вологда |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А05-13948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мирного на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13948/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрации Мирного (ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316; адрес: 164171, Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 33; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1, далее - управление) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-5964880/2, а также о возложении обязанности на управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности городского округа Архангельской области "Мирный" на объект недвижимости (КПП), расположенный по адресу: Российская Федерация, 164173, Архангельская область, город Мирный, улица Лесная, дом 1 корпус 1,
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, 03.06.2020 администрация обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (КПП), расположенный по адресу: 164173, Архангельская область, г. Мирный, ул. Лесная, дом 1 корпус 1.
Управление, проверив представленные документы, приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 21.09.2020 на основании пунктов 2, 5, 7, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), известив об этом заявителя уведомлением от 19.06.2020 N КУВД-001/2020-5964880/1.
В уведомлении указано, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Ввиду неустранения заявителем причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, администрации на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ направлено уведомление от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-5964880/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости
Не согласившись с названным отказом, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Исходя из положений пунктов 2, 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Законом порядке, утвержденная в установленном Законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ определено, что государственная регистрация права включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 10 статьи 40 того же Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Исходя из части 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении спорного объекта отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него.
Администрация в качестве основания возникновения права на спорный объект ссылается на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2020 года по делу N А56-42510/2016/ход.5, которым на администрацию на основании статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возложена обязанность принять перечисленное в данном судебном акте имущество должника - АО "ПетроСтройТрест", не реализованное на торгах и не востребованное кредиторами должника, - объекты движимого и недвижимого имущества, в том числе два КПП, одно общей площадью 5,0 кв. м., а второе - 8,0 кв.м., расположенные по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. Лесная, д.1, корп.1.
Также администрацией в управление представлен акт приема-передачи имущества от 20.02.2020, согласно которому АО "ПетроСтройТрест" в лице конкурсного управляющего передало, а городской округ Архангельской области "Мирный" в лице главы Мирного принял ряд объектов, в том числе названные выше КПП.
Суд первой инстанции верно учел, что расположенный по указанному выше адресу спорный объект, за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав в отношении которого обратилась администрация, имеет площадь 20,8 кв.м.
Какие-либо документы, подтверждающие наличие у АО "ПетроСтройТрест" прав на КПП с площадью 20,8 кв. м, в управление не представлены.
Право собственности АО "ПетроСтройТрест" на спорный объект не зарегистрировано, соответствующая запись в ЕГРН отсутствует. Доказательств иного не имеется.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ обязательным и необходимым условием для государственной регистрации перехода к приобретателю права собственности на объект недвижимого имущества является регистрация такого права в ЕГРН за отчуждателем.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, спорный объект имеет характеристики, не позволяющие достоверно соотнести его с каким-либо из объектов, принадлежащих АО "ПетроСтройТрест", и переданных администрации.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
Согласно части 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее - Требования N 953),
Согласно пункту 20 Требований N 953 сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В данном случае в качестве основания для постановки объекта на кадастровый учет представлен технический план здания от 29.05.2020, подготовленный в связи с созданием объекта, на основании декларации об объекте. Каких-либо документов, свидетельствующих о возможности использования декларации (а именно, подтверждающих, что в отношении спорного здания не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешительных документов и проектной документации), в состав технического плана не включено и в управление не представлено.
Таким образом, данные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соответствии представленного технического плана требованиям действующего законодательства, и о возможности проведения на его основании учетных действий.
Ссылка администрации на возникновение права собственности на спорный объект в связи с внесением сведений о нем в реестр муниципального имущества подлежат отклонению.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
По данному делу из материалов дела усматривается, что спорный объект, на кадастровом учете не состоял, права на него за АО "ПетроСтройТрест" не зарегистрированы, документы, свидетельствующие о законности его возведения с получением необходимых разрешительных документов, администрацией управлению не предъявлены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие администрации с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13948/2020
Истец: Администрация Мирного
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу