г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А21-8123/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца: Алхименкова М.Э. по доверенности от 26.10.2020 (онлайн)
от ответчика: Образцов А.Д. по доверенности от 15.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13897/2021) ГКУ КО "УДХ КО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2021 по делу N А21-8123/2020, принятое
по иску Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к ГКУ КО "УДХ КО"
об обязании возместить вред
УСТАНОВИЛ:
Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ОГРН: 1073905021838, адрес: 236022, г.Калининград, ул. Кирова, д. 15; далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об обязании Государственного казённого учреждения Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области" (ОГРН: 1053900208922, адрес: 236003, г. Калининград, пр-кт Московский, д. 188; далее - ГКУ КО "УДХ КО", Учреждение, ответчик) возместить ущерб, нанесенный водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в результате выполнения "Реконструкции моста через реку Ульяновка на автомобильной дороге Калининград (от Борисово) - Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман км 159+254", выпустить 5 858 экз. молоди сига в Куршский залив, за период с 2013 года по 2020 год.
Решением от 05.03.2021 суд первой инстанции обязал ГКУ КО "УДХ КО" возместить компенсационный ущерб, нанесенный водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате выполнения "Реконструкции моста через реку Ульяновка на автомобильной дороге Калининград (от Борисово) - Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман км 159+254", выпустить 5 858 экз. молоди сига в Куршский залив, за период с 2013 года по 2020 год; взыскал с ГКУ КО "УДХ КО" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6000 руб.
Не согласившись с решением суда, ГКУ КО "УДХ КО" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на неисполнимость решения суда, указывает на необходимость замены натурального способа возмещения вреда (искусственное воспроизводство) на денежную компенсацию, поскольку ответчик не осуществляет деятельность по воспроизводству водных биоресурсов. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что Управлением не представлено доказательств реального причинения вреда (ущерба). Учреждение также ссылается на представленный им в материалы дела контррасчет, согласно которому ущерб водным биологическим ресурсам является незначительным - 9,46 кг, и не требует проведения восстановительных мероприятий.
В судебном заседании представитель ГКУ КО "УДХ КО" поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств в материалы дела (Выдержка из проектной документации Раздел 5 проект организации строительства 930-с-ПОС Том 4 Проект организации строительства; Фотоматериалы и скриншоты), представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, решением Управления от 04.03.2013 N 06/20/283 ОАО Институт "Запводпроект" согласован проект "Реконструкция моста через реку Ульяновка на автомобильной дороге Калининград (от Борисово) - Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман км 159+254", с условием компенсации ущерба водным биологическим ресурсам, наносимого в результате реализации проекта.
Заказчиком - застройщиком указанного проекта выступало ГКУ КО "УДХ КО".
ФГБУ "Запбалтрыбвод" выполнил расчеты ущерба по всем негативным факторам. В соответствии с методикой оценки вреда (ущерба), наносимого рыбным запасам, итоговая оценка вреда (ущерба) принимается по максимальной из рассчитанных величин потерь от гибели рыб или от гибели кормовых организмов, суммирование их не допускается. Максимальной из рассчитанных величин потерь, при реализации данного проекта, является потеря от гибели кормовых организмов.
Расчет произведен в соответствии с положениями главы II Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 N 1166.
В качестве компенсационных мероприятий предлагается частичное погашение стоимости вложений на искусственное воспроизводство сига на Экспериментальном рыбоводном цехе ФГБУ "Запбалтрыбвод" в пос. Лесной Зеленоградского района, либо осуществление разового выпуска рыбоводной продукции (сига, щуки) без мероприятий, требующих капитальных вложений. Разовый выпуск молоди сига и/или щуки в Куршский залив в качестве компенсационных мероприятий может выполнить Экспериментальный рыбоводный цех ФГБУ "Запбалтрыбвод".
Поскольку в настоящее время необходимость в расширении или модернизация существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение указанных выше мероприятий, в том числе необходимость реконструкции (модернизации) экспериментального рыбоводного цеха ФГБУ "Запбалтрыбвод" в пос. Лесной Зеленоградского района, отсутствует, то направление средств на данные мероприятия невозможно и не отвечает принципам целесообразности.
Согласно расчетам размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания по проекту "Реконструкция моста через реку Ульяновка на автомобильной дороге Калининград (от Борисово) - Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман км 159+254" от 11.02.2013, утвержденного начальником ФГБУ "Запбалтрыбвод", водным биоресурсам реки будет нанесен не предотвращаемый предупредительными рыбоохранными мерами натуральный ущерб в объеме 16,872 кг.
В связи этим Управлением произведён дополнительный расчёт, учитывая формулу 6 п. 59 "Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам", выпуск молоди сига навеской 1-10 г. в Куршский залив составляет 5 858 экз.
Документация по расчету разработана и составлена ФГБУ "Запбалтрыбвод", в которой указано, что при производстве работ неизбежно будет нанесен ущерб водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
В соответствии с Расчетом ущерба, выполненного ФГБУ "Запбалтрыбвод", ущерб рыбным запасам может быть вызван:
- снижением количества (численности, биомассы) водных биоресурсов вследствие гибели кормовых организмов;
- меняются конфигурация дна и состав выстилающего его грунта, что приводит к разрушению существующих биотопов донных беспозвоночных (зообентос);
- снижением кормовой базы рыб при образовании зон повышенной мутности и непосредственного повреждения дна.
После завершения реконструкции объекта и введения его в эксплуатацию, ущерб, причиненный ответчиком водным биологическим ресурсам, возмещен не был.
Претензия, направленная 07.05.2020 Управлением в адрес ГКУ КО "УДХ КО" о необходимости компенсации ущерба, оставлена ответчиком без ответа.
Поскольку Учреждение не компенсировало вред, причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, Управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции исковые требования Управления удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 ГК РФ.
Статьей 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что размер вреда определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 45 Закона о рыболовстве установлено, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляется по договорам, заключаемым с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурностроительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 Положения N 380 проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.02.2013 ФГБУ "Запбалтрыбвод" выполнило расчеты размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания в связи с реконструкцией моста через реку Ульяновка.
Согласно указанному расчету (т.1 л.д.12-32), в качестве компенсационных мероприятий предлагается частичное погашение стоимости вложений искусственное воспроизводство сига на Экспериментальном рыбоводном цехе ФГБУ "Запбалтрыбвод" в пос. Лесной Зеленоградского района, либо осуществление разового выпуска рыбоводной продукции (сига, щуки) без мероприятий, требующих капитальных вложений. Разовый выпуск молоди сига и/или щуки в Куршский залив, в качестве компенсационных мероприятий может выполнить Экспериментальный рыбоводный цех ФГБУ "Запбалтрыбвод".
В письме ГКУ КО "УДХ КО" от 12.03.2018 N 826 (т.1 л.д.54-55) Учреждение сообщало, что в 2018 году денежные средства на компенсацию не заложены, в связи с закрытием финансирования объектов в 2017 году и могут быть реализованы путём искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2019-2020 году.
Согласно пунктам 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов" искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 7 Положения N 380 Учреждение, не имеющее в силу своей уставной деятельности возможности осуществить искусственное воспроизводство биоресурсов в силу прямого нормативного указания вправе привлечь на договорной основе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять указанную деятельность.
При изложенных обстоятельствах, довод подателя апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда, и необходимости замены натурального способа возмещения вреда (искусственное воспроизводство) на денежную компенсацию, поскольку ответчик не осуществляет деятельность по воспроизводству водных биоресурсов, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Вывод суда первой инстанции о возможности возмещения вреда, причиненного окружающей среде по требованию истца путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению водных биологических ресурсов соответствует положениям статьи 1082 ГК РФ, статье 78 Закона N 7-ФЗ и разъяснениям, приведенным в пунктах 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде".
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утверждена Приказом Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 N 1166 (далее - Методика) и регламентирует порядок оценки непредотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба рыбным запасам, наносимого в результате намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, и определения направлений компенсационных мероприятий, обеспечивающих сохранение рыбных запасов.
В соответствии с пунктом 57 Методики, проведение восстановительных мероприятий планируются в том же водном объекте или рыбохозяйственном бассейне, в котором будет осуществляться намечаемая деятельность, и в отношении тех видов водных биоресурсов и среды их обитания (места нереста, зимовки, нагула, пути миграции), которые будут утрачены в результате негативного воздействия такой деятельности.
В случае невозможности проведения восстановительных мероприятий посредством искусственного воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов, состояние запасов которых нарушено, искусственное воспроизводство планируется в отношении других более ценных или перспективных для искусственного воспроизводства либо добычи (вылова) видов водных биоресурсов с последующим выпуском искусственно-воспроизводимых личинок и/или молоди водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения в количестве, эквивалентном в промысловом возврате теряемым водным биоресурсам.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 23.10.2019 N 596 сиг является ценным видом. При этом, при выборе восстановительного мероприятия посредством выпуска молоди сига в Куршский залив учтена приемная емкость водного объекта (13,02 млн.шт).
При определении варианта восстановительного мероприятия учитывается характер, величина последствий негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, а при проведении мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов - дополнительно и приемная емкость водного объекта, в который выпускаются личинки и/или молодь водных биоресурсов (пункт 58 Методики).
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о некорректности приравнивания гибели кормовых организмов к объему вреда от гибели рыб, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод ответчика об ошибочности произведенного расчета размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, указанный расчет был предоставлен в составе проектной документации на согласование в Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству до начала производства работ и согласован письмом от 04.03.2013 N 06/20/203.
ОАО "Институт "Запводпроект" выполнил проектные изыскания и проектирование по договору с заказчиком-застройщиком ГКУ КО "УДХ КО". Проектные материалы в своем составе содержали материалы оценки воздействия и расчет ущерба. Вышеуказанная проектная документация была предоставлена в Западно-Балтийское территориальное управление Росрыболовства на согласование.
ГКУ КО "УДХ КО", получив согласование взяло на себя обязательства по компенсации ущерба нанесенного водным биологическим ресурсам и среде и обитания предусмотренное законом и до предъявления Управлением настоящего иска в суд не оспаривало корректность расчета ущерба.
Довод Учреждения о неисполнимости решения суда, в случае удовлетворения требований истца о возмещении вреда в натуре, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с письмом ФГБУ "Главрыбвод" от 25.06.2019 N 270 на территории Калининградской области искусственным воспроизводством сига занимается Экспериментальный рыбоводный цех Калининградского филиала ФГБУ "Главрыбвод". Из указанного письма следует, что ФГБУ "Главрыбвод" также ведет внебюджетную деятельность на договорной основе по реализации молоди сига.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 марта 2021 года по делу N А21-8123/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8123/2020
Истец: Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: ГКУ КО "Управление дорожного хозяйства Калининградской области"