г. Хабаровск |
|
17 июня 2021 г. |
А04-1193/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области
на определение от 31.03.2021
по делу N А04-1193/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации
о включении требований в реестр требований кредиторов,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Воттан" (ИНН 2801197850, ОГРН 1142801006325)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице УФНС России по Амурской области (далее - ФНС России, заявитель) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Воттан" (далее - ООО "ТД "Воттан", должник) о признании несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.09.2020 в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве) - конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Иванова Юлия Вячеславовна.
В газете "Коммерсантъ" от 10.10.2020 N 186 опубликованы сведения о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве - конкурсное производство.
10.03.2021 в Арбитражный суд Амурской области с пропуском установленного статьей 142 Закона о банкротстве двухмесячного срока поступило заявление Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов требований уполномоченного органа в размере 100 руб. - штраф.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 31.03.2021 требование ФНС России признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Не согласившись с определением суда, ФНС России в апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его отменить.
В обоснование доводов заявитель указывает, что очередность требования налогового органа не подлежала понижению, так как акт, которым должник привлечён к ответственности, на момент закрытия реестра не вступил в законную силу, в связи с чем, срок для предъявления требований налогового органа составляет 6 месяцев с даты закрытия реестра кредиторов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, жалоба рассмотрена в их отсутствие, согласно статье 156 АПК РФ.
Законность определения Арбитражного суда Хабаровского края проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закон о банкротстве установление размера требований кредиторов в период конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статьи 100 названного Закона.
В силу пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 указанного Закона с учетом разъяснений пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве".
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно информации, представленной МИ ФНС России N 1 по Амурской области, задолженность ООО "ТД "Воттан" по обязательным платежам в бюджет составляет 100 руб. - штрафы за налоговые правонарушения.
Штрафы за налоговые правонарушения начислены за несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год (решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области от 09.12.2020 N 3676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), в связи с представлением позже установленного законодательством срока (20.01.2020).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), - конкурсное производство опубликовано в газете "КоммерсантЪ" N 186 от 10.10.2020, следовательно, датой закрытия реестра требований кредиторов ООО "ТД "Воттан" будет являться 10.12.2020.
Руководствуясь положениями статей 100, 142 Закона о банкротстве, суд первой инстанции указал, что требование налогового органа были предъявлены за пределами установленного срока и после закрытия реестра требований кредиторов.
В доводах апелляционной жалобы заявитель ссылается, что налоговым органом данное требование не могло быть предъявлено ранее, так как не был вынесено решение о привлечении должника за налоговое правонарушение.
В соответствии с разъяснениями в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 НК РФ).
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
Таким образом, исходя из изложенной позиции, следует, что очерёдность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
В рамках настоящего спора установлено, что решение налогового органа N 3676 от 09.12.2020 вступило в законную силу 18.12.2020, то есть после закрытия реестра.
Следовательно, должно было быть предъявлено при отсутствии объективных препятствий в течение 2 месяцев с даты вступления в законную силу, но не позднее истечения 6 месяцев с даты закрытия реестра кредиторов.
Вместе с тем, уполномоченный орган данное требование предъявил лишь 10.03.2021 путём направления заявления в арбитражный суд первой инстанции, рассматривающий дело о банкротстве.
Ввиду изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости применения правил п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве и установления требований налогового органа подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, являются обоснованными.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм права, отмене или изменению по доводам жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 31.03.2021 по делу N А04-1193/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1193/2020
Должник: ООО "ТД "Воттан"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области
Третье лицо: Ассоциация Ведущих Арбитражных Управляющих "Достояние", ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области, Иванова Юлия Вячеславовна, Семиволков Владимир Ильич, Специализированный отдел по исполнению особо важных документов УФССП России по Амурской области, Татаренко Александр Иванович, Управление Росреестра по Амурской области