город Томск |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А45-3759/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Логачева К.Д.,., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово" (N 07АП-4218/2021) на решение от 13.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3759/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Наумова Т.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово", рп. Кольцово к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным постановления от 29.01.2021 г. N185-14.6/2-ЮЛ/2020,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово" (далее по тексту - Заявитель, Общество, ООО УК "Дом в Кольцово") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее по тексту- заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании незаконным постановления от 29.01.2021 г. N 185-14.6/2-ЮЛ/2020.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Новосибирской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 13.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ООО УК "Дом в Кольцово" не является территориальной сетевой организацией; как владелец объектов электросетевого хозяйства вправе осуществлять технологическое присоединение к принадлежащим ему электрическим сетям объектов заявителей за плату определенную в гражданско-правовом порядке по соглашению сторон; плата за технологическое присоединение к принадлежащим ему сетям, не подлежит государственному регулированию.
Департамент по тарифам Новосибирской области в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлеторения.
В порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2020 г. Департаментом по тарифам Новосибирской области в отношении ООО УК "Дом в Кольцово" по результатам рассмотрения материалов, направленных Прокуратурой Новосибирского района Прокуратуры Новосибирской области, в отношении ООО УК "Дом в Кольцово" составлен протокол об административном правонарушении N 185-14.6/2-ЮЛ/2020 по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования Департаментом установлено, что 06 июля 2020 г. между ООО УК "Дом в Кольцово" и Воропаевым С.В. заключен договор N 7-26 на выдачу согласия на технологическое присоединение домовладения, расположенного по адресу: НСО, Новосибирский район, р.п. Кольцово, микрорайон номер 7, ул. Янтарная, уч. 10, к сетям электроснабжения, расположенных на территории 6 и 7 микрорайонов р.п. Кольцово Новосибирской области. Пунктом 2.1 Договора установлена оплата за исполнение обязательств по выдаче согласия на технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 150 000 рублей (платежное поручение N 214927 от 07.07.2020 г.).
По мнению Департамента ООО УК "Дом в Кольцово" нарушает законодательство РФ об электроэнергетике, а также о государственном регулировании цен, в частности незаконно устанавливает плату за выдачу согласия на подключение к принадлежащим заявителю электрическим сетям. По мнению Департамента, тарифы на технологическое присоединение подлежат государственному регулированию и не могут устанавливаться ООО УК "Дом в Кольцово" самостоятельно, а плата за выдачу согласия на подключение к принадлежащим заявителю электрическим сетям не предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, объекты Воропаева С.В. были присоединены к сетям ранее (в 2019 году), взимание платы носит однократный характер, а препятствие перетоку энергии не допускается.
29 января 2021 г. Департаментом по тарифам Новосибирской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 185-14.6/2-ЮЛ/2020, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 50 000,00 рублей (с учетом снижения ниже низшего предела по ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
С вынесенным постановлением Общество несогласно, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с Постановлением Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п является органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования на территории Новосибирской области.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать существенное условие - размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ: "Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации".
Основы ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
В пункте 87 Основ N 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе, величина стандартизированных тарифных ставок) и состав расходов, включаемых в указанную плату, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждены приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания).
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, ставки за единицу максимальной мощности, стандартизированные тарифные ставки и формулы платы за технологическое присоединение на территории Новосибирской области на 2020 год, установлены приказом департамента N 770 от 30.12.2019.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право владельца энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица:
- в порядке, предусмотренном Правилами N 861;
- путем заключения договора технологического присоединения;
- с применением размеров платы за технологическое присоединение, установленных уполномоченным органом.
Действующим законодательством не предусмотрено взимание иных платежей за технологическое присоединение, в том числе, платы за выдачу согласия на технологическое присоединение, равно как и не предусмотрено заключение иных видов договоров, кроме как договора технологического присоединения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО УК "Дом в Кольцово" заключило с Воропаевым С.В. договор на выдачу согласия на технологическое присоединение и самостоятельно определило плату за выдачу такого согласия по свободной цене (то есть плата установлена не за технологическое присоединение, а за выдачу согласия, что не предусмотрено действующим законодательством).
Между тем, судом первой инстанции установлено, что технологическое присоединение объектов, принадлежащих Воропаеву С.В., фактически было осуществлено в 2019 году МУЭП "Промтехэнерго" еще до заключения договора с ООО УК "Дом в Кольцово", что следует из решения Новосибирского районного суда по делу N 2- 4752/2019 от 23.12.2019 года.
Согласно пункту 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Действующим законодательством установлено, что технологическое присоединение носит однократный характер; взимание какой-либо платы после осуществления технологического присоединения не предусмотрено.
Таким образом, у ООО УК "Дом в Кольцово" не имелось оснований для взимания с Воропаева С.В. платы за технологическое присоединение, осуществленного МУЭП "Промтехэнерго".
Однако, в договоре N 7-26 от 06.07.2020 ООО УК "Дом в Кольцово" установило плату, не предусмотренную нормами действующего законодательства.
Поскольку факт совершения вменяемого административного правонарушения административным органом доказан и обществом не опровергнут, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы подателя жалобы о том, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным и необоснованным, судом допущены нарушения нормы материального права не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3759/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом в Кольцово" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3759/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ В КОЛЬЦОВО"
Ответчик: Департамент по Тарифам Новосибирской Области