г. Челябинск |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А07-30992/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэйд-21" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2021 по делу N А07-30992/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Рэйд-21" - Хохлов С.Г. (доверенность от 01.07.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Рэйд-21" (далее - заявитель, общество, ООО "Рэйд-21") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, Управление) N 0401/191020/05478 от 02.12.2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Рэйд-21" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на отсутствие установления административным органом фактического оборота ООО "Рэйд-21" пивной продукции. Указывает на представленные в материалы дела пояснения ИП Султангараева А.Н., ИП Габдулхаковой А.В., ИП Халецкого А.Н. о том, что фактически обществом поставлено пиво с иными датами розлива с неистекшими сроками годности, а также на пояснения руководителя обособленного подразделения общества в г. Бирске Султанова Р.Р. Полагает, что в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства, подтверждающие факт реализации пива с истекшим сроком годности. Также податель апелляционной жалобы полагает, что вменяемый состав административного правонарушения предполагает установление факта наступления вреда вследствие совершения противоправных действий, соответствующие доказательства отсутствуют в материалах дела.
В представленном отзыве административный орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.08.2020 ВРИО руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу утверждено задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (т.1, л.д. 107).
06.08.2020 подготовлен и утвержден отчет N сз4-1416/08-07 о результатах мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (т.1, л.д. 108).
Указанным отчетом установлено, что 16.07.2020 и 18.07.2020 ООО "Рэйд-21" по адресу обособленного подразделения: 452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Мира, 133 (КПП 025745001), осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции не соответствующей требованиям ГОСТ (с истекшим сроком годности) (т.1, л.д. 109).
11.09.2020 извещением общество уведомлено о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении на 19.10.2020 в 11 час 00 мин. (т.1, л.д. 134), которое получено обществом 29.09.2020 (т.1, л.д. 135-140).
09.10.2020 в административный орган поступили пояснения ООО "Рэйд-21" (т.1, л.д. 142-145), на что административным органом указано на отсутствие в представленных документах информации, подтверждающей, что поставленная алкогольная продукция была реализована не с истекшим сроком годности (т.1, л.д. 146).
19.10.2020 в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ(т.1, л.д. 147-151).
19.10.2020 определением N 0401/191020/05478 назначено время и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.11.2020 на 14 час. 00 мин. (т.1, л.д. 152).
Протокол и определение направлены в адрес общества (т.1, л.д. 150) и получены последним 11.11.2020. (т.1, л.д. 151-157).
02.11.2020 определением срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен до 02.12.2020 (т.1, л.д. 165).
02.11.2020 определением рассмотрение дела отложено на 02.12.2020 на 11 час. 00 мин (т.1, л.д. 166), копии определений направлены в адрес общества и получены 11.11.2020 (т.1, л.д. 167-171).
02.12.2020 административным органом в отсутствие представителя общества в отношении ООО "Рэйд-21" вынесено постановление N 0401/191020/05478 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей (т.1, л.д. 173-179).
Полагая, что постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, ООО "Рэйд-21" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Рэйд-21" состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ определено, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, постановление вынесено уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Обязательность соответствия производимой и находящаяся в обороте на территории Российской Федерации алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов закреплена также в пункте 3 статьи 11, пункте 3 статьи 20, пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами (статья 9 Закона N 29-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), целями принятия которого являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды (статья 2 ТР ТС 021/2011).
В статье 4 ТР ТС 021/2011 определено, что под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. Под идентификацией пищевой продукции понимается процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 прослеживаемость пищевой продукции - это возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
Из пункта 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 следует, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (пункт 9 статьи 17).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте не могут находиться пищевые продукты, в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость (абзац 5), а также которые не соответствуют представленной информации, не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов или срок годности которых истек (абзац 3).
Согласно пункту 3 статьи 3 данного Закона, пищевые продукты, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом обществу вменяется нарушение, выразившееся в поставке пива с истекшим сроком годности, а именно:
ИП Султангараеву А.Н. по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 16.07.2020 N 195-309805 - пива "Белый Медведь - Светлое" светлого, пастеризованного, крепость от 4,5% до 5,5%, емкость 0,45 л. (стеклянная бутылка), дата розлива 22.06.2019, производитель: ОАО "САН ИнБев", срок годности 360 сут., в количестве 0,45 дал с истекшим сроком годности
ИП Габдулхаковой А.В. по ТТН от 18.07.2020 N 195-315330 - пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкость 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 10.04.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,045 дал с истекшим сроком годности, пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкостью 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 08.06.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,225 дал с истекшим сроком годности;
ИП Халецкому А.Н. по ТТН от 18.07.2020 N 195-315594 - пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкость 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 08.06.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,045 дал с истекшим сроком годности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила N 1459).
Согласно указанным Правилам на территории Российской Федерации действует Единая государственная автоматизированная информационная система, которая предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил N 1459).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Правил N 1459 ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 Правил, в единую информационную систему и ее обработку, в том числе о дате производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, дата розлива алкогольной продукции (подпункт 17 пункта 6);
Функционирование системы ЕГАИС построено на предоставлении участниками системы в Росалкогольрегулирование или в уполномоченный таможенный пост электронных документов, в которых содержатся различные сведения о производстве, закупке, хранении, поставке, перевозке и розничной продаже продукции.
Такие электронные документы в системе называются "заявками на фиксацию данных в ЕГАИС". Все указанные заявки обрабатываются получателями, и участникам системы предоставляются квитанции о фиксации или отказе в фиксации данных в ЕГАИС.
Пунктом IV.I приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" (далее - Приказ N 84н) установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.
Административным органом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), индивидуальный предприниматель Султангараев А.Н. зафиксировал закупку алкогольной продукции у ООО "Рэйд-21" по ТТН от 16.07.2020 N 195-309805, а именно: пива "Белый Медведь - Светлое" светлого, пастеризованного, крепость от 4,5% до 5,5%, емкость 0,45 л. (стеклянная бутылка), дата розлива 22.06.2019, производитель: ОАО "САН ИнБев", срок годности 360 сут., в количестве 0,45 дал с истекшим сроком годности. Статус ТТН - "принята" (т.1, л.д. 133).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), ИП Габдулхакова А.В. зафиксировала закупку алкогольной продукции у ООО "Рэйд-21" по ТТН от 18.07.2020 N 195-315330, а именно:
- пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкость 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 10.04.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,045 дал с истекшим сроком годности. Статус ТТН - "принята" (т.1, л.д. 130);
- пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкостью 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 08.06.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,225 дал с истекшим сроком годности. Статус ТТН - "принята" (т.1, л.д. 130 оборот).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), ИП Халецкий А.Н. зафиксировал закупку алкогольной продукции у ООО "Рэйд-21" по ТТН от 18.07.2020 N 195-315594, а именно:
- пива светлого пастеризованного "Хейнекен" крепость 4,8%, емкость 0,45 л. (металлическая банка), дата розлива 08.06.2019, производитель: ООО "ОПХ", срок годности 360 сут., в количестве 0,045 дал с истекшим сроком годности. Статус ТТН - "принята" (т.1, л.д. 132).
С учетом приведенных обстоятельств, административный орган и суд первой инстанции пришли к выводу, 16.07.2020 и 18.07.2020 ООО "Рэйд-21" по адресу обособленного подразделения: 452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Мира, 133 (КПП 025745001), осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции в адрес ИП Султангараева А.Н., ИП Габдулхаковой А.В. и ИП Халецкого А.Н., не соответствующей требованиям ГОСТ (с истекшим сроком годности)
Между тем, коллегия судей отмечает, что выводы административного органа о реализации просроченной продукции основаны исключительно на данных ЕГАИС, при этом административным органом в оспариваемом постановлении не дана оценка представленным обществом пояснениям и доказательствам.
Так, общество 05.10.2020 направило в административный орган пояснения и доказательства к ним, из содержания которых следовало, что поставка просроченного пива фактически им не была осуществлена, поскольку пивная продукция была ошибочно выписана и отправлена заявлена о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке, в то время как фактически была поставлена продукция с неистекшим сроком годности (л.д.142-145).
Указанные доводы были проверены административным органом и отклонены, путем проведения анализа сведений из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алгокольной и спиртосодержащей продукции обществом" за период с 01.06.2020 по 18.07.2020, что отражено в протоколе от 19.10.2020 (л.д.148).
28.10.2020 общество направило в административный орган дополнительные объяснения и доказательства по результатам проведенной внутренней проверки (л.д.42-49, 64-67, 70-71).
Общество указало, что работником Султановым Р.Р. был допущен пересорт пива по датам розлива, он оформил актами списание качественной продукции, а в товарно-транспортных накладных указал по ошибке пиво с таким же наименованием, но с истекшим сроком годности, 20 и 28 июля 2020 г. отразил акты на списание алкогольной продукции в ЕГАИС.
В обоснование своей позиции обществом представлены объяснения от покупателей, где ИП Султангараев А.Н., ИП Габдулхакова А.В., ИП Халецкий А.Н. указали, что они не получали от общества пиво с истекшим сроком годности (л.д.64-66).
Согласно объяснениям руководителя обособленного подразделения ООО "Рэйд-21" Султанова Р.Р. фактически поставленная покупателям продукция и указанная в накладных не идентична, по ошибке 20.07.2020 и 28.07.2020 Султановым Р.Р. была списана качественная продукция, вместо указанной в товарных накладных с истекшим сроком годности (т.1, л.д. 67).
В материалы дела в подтверждение объяснений Султанова Р.Р. представлены акты списания товара (списания боя на складе) от 28.07.2020 N 316479, 20.07.2020 N 309909, которые отражены в ЕГАИС 20.07.2020 и 28.07.2020, соответственно (т.1, л.д. 70, 71, 46, 47).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
В части 2 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Из содержания положений статьи 29.10 КоАП РФ, части 4, части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит самостоятельное установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Из материалов дела не следует, что административным органом предприняты действия по исследованию доводов и опровержению доказательств общества о фактической поставке пива с неистекшим сроком годности, направленных в административный орган 28.10.2020, иных доказательств, кроме отчетов ЕГАИС, материалы дела не содержат.
Ссылка административного органа на фотографии продукции - пива "Белый медведь" с истекшим сроком годности не относятся к предмету настоящего спора, так как указаны даты розлива: 30.08.2019, 14.11.2018, 29.01.2019 (л.д.120- 124), в то время как в постановлении административного органа обществу вменяется реализация 16.07.2020 пива "Белый Медведь - Светлое" светлого, пастеризованного, крепость от 4,5% до 5,5%, емкость 0,45 л. (стеклянная бутылка), с датой розлива 22.06.2019, в количестве 1 штуки.
Ссылка административного органа на выписку из Федерального реестра алкогольной продукции по производителю ОАО "САН ИнБев", включающего такое наименование как пиво "Белый Медведь - Светлое" светлое, пастеризованное, крепость от 4,5% до 5,5%, емкостью 0,45 л. (стеклянная бутылка), сама по себе не имеет доказательственного значения, поскольку выписка не содержит сведений о дате розлива указанной алкогольной продукции, которая бы соотносилась с датой розлива, отраженной в "Отчете об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" индивидуального предпринимателя Султангараев А.Н. по закупке алкогольной продукции у ООО "Рэйд-21" по ТТН от 16.07.2020 N 195-309805.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обществом за период с 01.06.2020 по 18.07.2020, на который имеется ссылка в протоколе от 19.10.2020, административным органом в материалы настоящего не представлен.
Административным органом не представлена совокупность доказательств, безусловно подтверждающая реализацию обществом пива с истекшим сроком годности, что не позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о наличии в действиях ООО "Рэйд-21" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом в нарушение положений части 4 статьи 210, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны, как наличие в действиях общества события вмененного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, так и виновность общества в совершении правонарушения, что в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления Управления N 0401/191020/05478 от 02.12.2020.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2021 по делу N А07-30992/2020 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Рэйд-21" удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 02.12.2020 N 0401/191020/05478 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30992/2020
Истец: ООО "РЭЙД-21"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ