г. Челябинск |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А76-32350/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Володиной Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления транспорта администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 по делу N А76-32350/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский городской электрический транспорт" (далее - общество "ЧелябГЭТ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению транспорта Администрации г. Челябинска (далее - Управление, ответчик, податель жалобы) о взыскании 59 401 руб. 38 коп. задолженности.
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов города Челябинска (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 исковые требования общества "ЧелябГЭТ" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт, которым отказать в удовлетворении требований общества "ЧелябГЭТ".
Апеллянт указывает, что обществом в Управление направлены отчеты о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по заключенным контрактам. Указанные отчеты были согласованы, однако договор о предоставлении субсидии между Управлением и обществом "ЧелябГЭТ" не заключен в связи с несоответствием получателя субсидий требованиям, предусмотренных подпунктом 1 пункта 19 Порядка предоставления субсидий в целях возмещения части затрат перевозчикам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Челябинске утвержденного Постановлением Администрации г. Челябинска от 20.12.2018 N 564-п. На первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планировалось заключение договора (соглашения) (на 01.11.2020), у общества "ЧелябГЭТ" имелась задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Управление транспорта считает, что, несмотря на то, что Порядок предоставления субсидий утвержден Постановлением Администрации города Челябинска после заключения вышеуказанных муниципальных контрактов, решением Челябинской городской Думы от 27.12.2017 N 37/2 установлено предоставлять субсидии согласно расчетной годовой стоимости маршрутов, определенной в соответствии с вышеуказанным Порядком, и так как ценой контрактов является размер субсидий, расчет оплаты по контрактам каким-либо другим способом не предусмотрен.
От общества "ЧелябГЭТ" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Возражения приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом общество "ЧелябГЭТ" (подрядчик) и Управлением (заказчик) заключены с 26.01.2018 ряд муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа электрическим транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Челябинска со сроками оказания работ по 31.12.2020 (далее - контракты):
- на маршрут N 3 (трамвай) - контракт N 3ТР/2516, цена 7728 руб.;
- на маршрут N 5 (трамвай) - контракт N 5ТР/2517, цена 5934 руб.;
- на маршрут N 6 (трамвай) - контракт N 6ТР/2518, цена 2070 руб.;
- на маршрут N 7 (трамвай) - контракт N 7ТР/2519, цена 12558 руб.;
- на маршрут N 8 (трамвай) - контракт N 8ТР/2520, цена 3588 руб.;
- на маршрут N 10 (трамвай) - контракт N 10ТР/2584, цена 9600 руб.;
- на маршрут N 14 (трамвай) - контракт N 14ТР/2522, цена 3864 руб.;
- на маршрут N 15 (трамвай) - контракт N 15ТР/2523, цена 11700 руб.;
- на маршрут N 16 (трамвай) - контракт N 16ТР/2525, цена 11400 руб.;
- на маршрут N 17 (трамвай) - контракт N 17ТР/2526, цена 11868 руб.;
- на маршрут N 18 (трамвай) - контракт N 18ТР/2527, цена 3174 руб.;
- на маршрут N 19 (трамвай) - контракт N 19ТР/2528, цена 14076 руб.
- на маршрут N 20 (трамвай) - контракт N 20ТР/2529, цена 14658 руб.;
- на маршрут N 22 (трамвай) - контракт N 22ТР/2530, цена 18600 руб.;
- на маршрут N 1 (троллейбус) - контракт N 1ТБ/2532, цена 2328 руб.
- на маршрут N 2 (троллейбус) - контракт N 2ТБ/2533, цена 5892 руб.;
- на маршрут N 5 (троллейбус) - контракт N 5ТБ/2535, цена 4710 руб.;
- на маршрут N 6 (троллейбус) - контракт N 6ТБ/2536, цена 300,00 руб.;
- на маршрут N 7 (троллейбус) - контракт N 7ТБ/2537, цена 9300 руб.;
- на маршрут N 8 (троллейбус) - контракт N 8ТБ/2538, цена 11295 руб.;
- на маршрут N 10 (троллейбус) - контракт N 10ТБ/2539, цена 5268 руб.;
- на маршрут N 11 (троллейбус) - контракт N 11ТБ/2543, цена 4068 руб.;
-на маршрут N 12 (троллейбус) - контракт N 12ТБ/2544, цена 8400 руб.;
-на маршрут N 14 (троллейбус) - контракт N 14ТБ/2547, цена 4800 руб.;
-на маршрут N 15 (троллейбус)- контракт N 15ТБ/2549, цена 11865 руб.;
- на маршрут N 16 (троллейбус) - контракт N 16ТБ/2550, цена 1200 руб.;
- на маршрут N 17 (троллейбус) - контракт N 17ТБ/2551, цена 4182 руб.;
- на маршрут N 19 (троллейбус) - контракт N 19ТБ/2552, цена 9300 руб.;
- на маршрут N 21 (троллейбус) - контракт N 21ТБ/2553, цена 900 руб.;
- на маршрут N 26 (троллейбус) - контракт N 26ТБ/2554, цена 7092 руб.;
- на маршрут N 27 (троллейбус) - контракт N 27ТБ/2555, цена 2355 руб.
Согласно условиям указанных договоров оплата за оказанные работы осуществляется Управлением транспорта поэтапно (1 этап: с даты заключения контрактов по 31.12.2018), в течение 10 рабочих дней исходя из объемов фактически выполненных работ за отчетный период в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества "ЧелябГЭТ" после подписания сторонами акта приемки выполненных работ и предоставления подрядчиком счета на возмещение затрат (п. 2.2., п. 2.6. контрактов).
Также между сторонами заключен муниципальный контракт от 20.02.2018 N 2АВ/0000 (электронный номер 2670) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 2 (автобус) со сроком оказания услуг по 31.12.2020, цена 2100 руб.
В соответствии с пунктами 2.2., 2.6 муниципального контракта N 2АВ/0000 оплата за первый этап работ автобусных перевозок с 28.02.2018 по 31.12.2018 осуществляется Управлением транспорта в течение 10 рабочих дней исходя из объемов фактически выполненных работ за отчетный период в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества "ЧелябГЭТ" после подписания сторонами акта приемки выполненных работ и предоставления подрядчиком счета на возмещение затрат.
Ценой всех поименованных выше контрактов является размер субсидий, предоставляемой подрядчику в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Челябинске (пункт 2.1. контрактов).
Источником финансирования является бюджет города Челябинска (пункт 2.9 контрактов).
За второй этап работ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 образовалась задолженность в сумме 59 401 руб. 38 коп., в том числе:
- по контракту N 10ТР/2584 в размере 3 251 руб. 71 коп.,
- по контракту N 16 ТР/2525 в размере 3 870 руб. 31 коп.,
- по контракту N 22 ТР/2530 в размере 6 303 руб. 43 коп.,
- по контракту N 6 ТБ/2536 в размере 101 руб. 56 коп.,
- по контракту N 7 ТБ/2537 в размере 3 155 руб. 27 коп.,
- по контракту N 12 ТБ/2544 в размере 2 853 руб. 83 коп.,
- по контракту N 14 ТБ/2547 в размере 1 629 руб. 28 коп.,
- по контракту N 19 ТБ/2552 в размере 3 163 руб. 59 коп.,
- по контракту N 27 ТБ/2555 в размере 444 руб. 73 коп.,
- по контракту N 26 ТБ/2554 в размере 2 112 руб. 92 коп.,
- по контракту N 15 ТБ/2549 в размере 3 900 руб. 65 коп.,
- по контракту N 11 ТБ/2543 в размере 1 378 руб. 07 коп.,
- по контракту N 10 ТБ/2539 в размере 1 787 руб. 53 коп.,
- по контракту N 8 ТБ/2538 в размере 3 843 руб. 61 коп.,
- по контракту N 5 ТБ/2535 в размере 1 600 руб. 16 коп.,
- по контракту N 2 ТБ/2533 в размере 1 371 руб. 83 коп.,
- по контракту N 20 ТР/2529 в размере 4 955 руб. 67 коп.,
- по контакту N 19 ТР/2528 в размере 1 903 руб. 54 коп.,
- по контракту N 18 ТР/2527 в размере 1 061 руб. 77 коп.,
- по контакту N 14 ТР/2522 в размере 1 191 руб. 21 коп.,
- по контракту N 8 ТР/2520 в размере 1 202 руб. 45 коп.,
- по контракту N 6 ТР/2518 в размере 481 руб. 80 коп.,
- по контракту N 3 ТР/2516 в размере 2 556 руб. 20 коп.,
- но контракту N 15ТР/2523 в размере 3 928 руб. 73 коп.,
- по контракту N 2 АВ/0000 в размере 695 руб. 85 коп.,
- по контракту N 7 ТР/2519 в размере 215 руб. 16 коп.,
- по контракту N 5 ТР/2517 в размере 108 руб. 38 коп.,
- по контракту N 17 ТР/2526 в размере 216 руб. 76 коп.,
- по контракту N 16 ТБ/2550 в размере 23 руб. 72 коп.,
- по контракту N 17 ТБ/2551 в размере 91 руб. 66 коп.
Выполнение второго этапа работ, стоимость второго этапа работ по муниципальным контрактам Управлением не оспаривается.
Акты оказанных услуг направлялись ответчику письмами от 11.02.2019 N 165, от 23.12.2019 N 155, ответчиком не подписаны.
Претензии истца 14.01.2020 N 11, от 17.08.20220 N 1015 со стороны ответчика оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие задолженности ответчика перед истцом подтверждено материалами дела.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с положениями статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Предметом муниципальных контрактов являлось осуществлении истцом регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Челябинска.
Правоотношения, связанные с организацией предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Челябинска, регулируются решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016 N 19/19 "Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в границах города Челябинска" (далее также - решение N 19/19).
Согласно пункту 11 решения N 19/19 отраслевой (функциональный) орган Администрации города Челябинска, уполномоченный решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок:
- организует и проводит открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок,
- выдает и переоформляет карты маршрута, свидетельства,
- заключает муниципальные контракты на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Отраслевым органом администрации города Челябинска является Управление транспорта администрации города Челябинска (решение Челябинской городской Думы от 26.10.10 N 18/4 "Об учреждении Управления транспорта Администрации города Челябинска и утверждении Положения о нем").
Из материалов дела следует, что за второй этап работ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 у ответчика образовалась задолженность в сумме 59 401 руб. 38 коп.
Факт выполнения работ установлен судом, подтвержден материалами дела, между сторонами подписаны отчеты о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Челябинске.
Акты оказанных услуг направлялись ответчику письмами от 11.02.2019 N 165, от 23.12.2019 N 155 оставлены ответчиком без подписания.
Из материалов дела следует, что мотивом отказа от принятия работ и их оплаты является довод Управления, что взыскиваемые денежные средства представляют собой субсидии и не подлежат перечислению истцу в связи с нарушением последним Порядка предоставления субсидий в целях возмещения части затрат перевозчикам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Челябинске утвержденного Постановлением Администрации г. Челябинска от 20.12.2018 N 564-п.
Проверив мотив отказа ответчика от подписания актов и оплаты услуг, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом отсутствия на дату заключения муниципальных контрактов принятого администрацией и действующего порядка предоставления субсидий, пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае истец является подрядчиком, с которым заключен муниципальной контракт с установленной ценой контракта.
Поскольку Постановление Администрации г. Челябинска от 20.12.2018 N 564-п принято после заключения и фактического исполнения муниципальных контрактов, ретроактивность данным Постановлением не предусмотрена, то ссылка ответчика на указанное постановление правомерно отклонена судом первой инстанции.
Управление в апелляционной жалобе отмечает, что, несмотря на то, что Порядок предоставления субсидий утвержден Постановлением Администрации города Челябинска после заключения вышеуказанных муниципальных контрактов, решением Челябинской городской Думы от 27.12.2017 N 37/2 установлено предоставлять субсидии согласно расчетной годовой стоимости маршрутов, определенной в соответствии с вышеуказанным Порядком, и так как ценой контрактов является размер субсидий, расчет оплаты по контрактам каким-либо другим способом не предусмотрен.
Указанные доводы отклоняются апелляционным судом, так как последствия длительных организационных действий ответчика, связанных с принятием нормативно-правовых актов, не может быть возложена на истца, надлежащим образом исполнившего обязательства по муниципальным контрактам. В связи с изложенным являются несостоятельными ссылки ответчика на подпункт 1 пункта 19 вышеуказанного Порядка как на обоснование позиции об отказе в погашении задолженности перед истцом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 59 401 руб. 38 коп. основного долга.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2021 по делу N А76-32350/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления транспорта администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32350/2020
Истец: МУП "Челябинский городской электрический транспорт", ООО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: Управление транспорта Администрации г. Челябинска
Третье лицо: КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА