город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2021 г. |
дело N А32-51572/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Шленских Юрий Леонидович по доверенности от 15.12.2020, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.04.2021 по делу N А32-51572/2019 по иску ОАО "РЖД" к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" о взыскании платы, процентов, пени,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик), о взыскании задолженности и процентов в размере 1 688 979 руб. 84 коп., пени по день фактического исполнения обязательства, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Истцом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнены исковые требования, произведен перерасчет, в результате которого исковые требования составили 370 682,81 руб.
Решением суда от 01.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Выдана ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727) справка на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 19 476 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожными ведомостями. Факт нарушения технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. В спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологический нормы выгрузки, что в соответствии с пунктом 4.7. Правил N 26 явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика. Ответчик не предоставил в материалы дела документов, опровергающих правомерность составления актов общей формы. Судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам ОАО "РЖД" о том, что ответчик не представил доказательств тому, что имеется причинная связь между несвоевременной уборкой спорных вагонов железной дорогой с выставочных путей и нахождением вагонов на путях общего пользования промежуточных станций. В материалах дела имеется анализ нарушения тех.норм ООО "РН-Морской терминал Туапсе", подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды указанные в актах общей формы.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) 08.06.2015 был заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции "Туапсе-Сортировочная" СКЖД, вступивший в силу 01.12.2016 г. (далее Договор N 10/7т). Срок действия договора с 01.12.2016 г. до 20.07.2020 г.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Договора N 10/7т Пользователь вносит перевозчику плату за нахождение на ж.д. путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ. Плата за нахождение ж.д. подвижного состава на ж.д. путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 г. N 127-т/1.
В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства.
Так, 12.10.2018 г. на промежуточной станции Минеральные Воды СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ110589, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 13.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 14.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 13.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ110589 и актом общей формы N 3276 от 14.10.2018.
16.10.2018 г. на промежуточной станции Червленная-Узловая СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ146067, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказали, извещениями. 17.10.2018 вагоны были отправлены.
18.10.2018 вагоны были отставлены от движения на промежуточной станции Георгиевск СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 20.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 21.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 17.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ146067 и актом общей формы N 9/3452 от 22.10.2018.
16.10.2018 г. на промежуточной станции Георгиевск СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ231567, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказали, извещениями. 17.10.2018 вагоны были отправлены.
18.10.2018 г. на промежуточной станции Минеральные Воды СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ231567, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 18.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 19.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 16.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ231567 и актом общей формы N 9/3371 от 19.10.2018.
Истец указал, что 10.10.2018 г. на промежуточной станции Артезиан СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЭ956339, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 10.10.2018 вагоны были отправлены.
11.10.2018 г. на промежуточной станции Кади-Юрт СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЭ956339, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 20.10.2018 вагоны были отправлены.
22.10.2018 г. на промежуточной станции Минеральные Воды СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЭ956339, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 22.10.2018 вагоны были отправлены.
На станцию назначения прибыли 23.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 10.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЭ956339 и актом общей формы N 9/3463 от 23.10.2018.
05.10.2018 г. на промежуточной станции Кулатка СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ529517, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 13.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 23.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 14.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ529517 и актом общей формы N 9/3481 от 23.10.2018.
Также, 22.10.2018 г. на промежуточной станции Прохладная СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ590075, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 22.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 30.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 23.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ590075 и актом общей формы N 9/3522 от 31.10.2018.
02.11.2018 г. на промежуточной станции Сальск СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ742240, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 02.11.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 04.11.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 23.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ742240 и актом общей формы N 9/3689 от 04.11.2018.
31.08.2018 г. на промежуточной станции Инза СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЫ168303, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 07.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 26.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 03.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЫ168303 и актом общей формы N 9/2964 от 26.09.2018.
18.09.2018 г. на промежуточной станции Сальск СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ762069, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 21.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 23.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 21.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ762069 и актом общей формы N 9/2905 от 23.09.2018.
09.10.2018 г. на промежуточной станции Гиагинская СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЭ9366458, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 10.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 10.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 09.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЭ9366458 и актом общей формы N 9/3144 от 10.10.2018.
31.08.2018 г. на промежуточной станции Инза СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЫ889650, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 07.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 06.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 03.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЫ889650 и актом общей формы N 9/3075 от 06.10.2018.
10.10.2018 г. на промежуточной станции Армавир-Туапсинский СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЭ992611, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 13.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 14.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 10.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЭ992611 и актом общей формы N 9/3273 от 14.10.2018.
Кроме того, 12.10.2018 г. на промежуточной станции Минеральные Воды СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЯ030538, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 11.10.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 12.10.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 11.10.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЯ030538 и актом общей формы N 9/3183 от 12.10.2018.
10.09.2018 г. на промежуточной станции Харабалинская СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ596493, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 12.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 16.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 11.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ596493 и актом общей формы N 9/2735 от 16.09.2018.
09.09.2018 г. на промежуточной станции Чернавка СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ628422, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 10.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 14.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 12.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ628422 и актом общей формы N 9/2689 от 14.09.2018.
11.09.2018 г. на промежуточной станции Куберле СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ800716, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 15.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 18.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 15.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ800716 и актом общей формы N 9/2794 от 18.09.2018.
29.08.2018 г. на промежуточной станции Буровка СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЬ201744, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 19.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 23.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 23.09.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЬ201744 и актом общей формы N 9/2893 от 23.09.2018.
21.08.2018 г. на промежуточной станции Хутуны СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЫ842136, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 21.08.2018 вагоны были отправлены.
21.08.2018 г. на промежуточной станции Двойная СКЖД по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора, отставлены от движения вагоны, номера которых указаны в дорожной ведомости ЭЫ842136, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями. 19.09.2018 вагоны были отправлены, на станцию назначения прибыли 22.09.2018 с нарушенным сроком доставки, который истек 25.08.2018, что подтверждается дорожной ведомостью ЭЫ168303 и актом общей формы N 9/28853 от 22.09.2018.
С учетом изложенного, за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ООО "РН-Морской терминал Туапсе" плату с учетом уточнения в сумме 370 682,81 руб.
В порядке досудебного урегулирования ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика претензию от 26.08.2019 N 19/1494 с предложением оплатить задолженность. До настоящего времени задолженность ответчиком не оплачена. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагон находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ РФ также предусмотрено, что "размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве". Размер платы определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
В силу п. 2.1.1 Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
Исходя из предмета и основания заявленных исковых требований ОАО "РЖД" и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), именно на ОАО "РЖД" лежит бремя доказывания факта нахождения вагонов на ж/д путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (ООО "РН-Морской терминал Туапсе").
Как видно из материалов дела, истец сослался на обстоятельства задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по вине ответчика. В подтверждение заявленных требований истцом предоставлены дорожные ведомости, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативные приказы, извещениям.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В соответствии со статьей 39 Устава и абзацами 1 и 2 пункта 4.7 Правил МПС 26 обязанность грузополучателя по внесению платы перевозчику за пользование общими станционными железнодорожными путями (включая и время нахождения вагонов на этих путях в период их задержки (бросания) в пути следования на промежуточных станциях) может возникнуть только при одновременном наличии следующих обстоятельств, которые истец должен доказать:
- задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от грузополучателя вследствие нарушения грузополучателем технологического срока оборота вагонов;
- задержка вагонов по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4.7 Правил 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Между тем истцом не представлены доказательства и обоснования, каким образом им определялось время окончания задержки вагонов, не представлены доказательства, обосновывающие продолжительность задержки вагонов.
Кроме того, суд установил, что по второму, третьему, пятому эпизодам (акты общей формы N 9/3452 от 22.10.2018, N 9/3371 от 19.10.2018, N 9/3481 от 23.10.2018), истцом указаны отцепленные вагоны, причина отцепления вагонов (неисправность, нарушение пломб и т.д.) от основного железнодорожного состава в пути его следования от ответчика не зависят.
Причины, по которым происходит отцепление вагонов от основного железнодорожного состава в пути его следования, которые зависели бы от ответчика, истцом не приведены.
По третьему эпизоду (акт общей формы N 9/3371 от 19.10.2018) время нахождения не совпадает с временем нахождения, указанным в данных по дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной. железнодорожной накладной ЭЯ231567, согласно которой 16.10.2018 г. в 03-30 вагоны прибыли в Георгиевск и только в 13-31 были отставлены от движения.
По четвертому эпизоду (акт общей формы N 9/3463 от 23.10.2018) нет доказательств, что 3 часа вагоны были отставлены от движения по причинам, зависящим от ответчика.
По шестому и седьмому эпизодам (акты общей формы N 9/3522 от 31.10.2018, N 9/3689 от 04.11.2018) срок доставки вагонов нарушен из-за разрушения ж/д полотна в Туапсе и Туапсинском районе в результате проливных дождей 24, 25 октября 2018 года, движение поездов прервано, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 N 266-р введен режим ЧС. В материалы дела представлена телеграмма ОАО "РЖД" от 27.10.2018 об ограничении отгрузки грузов на ст. Туапсе-Сортировочная до 02.11.2018.
По десятому, двенадцатому и тринадцатому эпизодам (акты общей формы N 9/3144 от 10.10.2018, N 9/3273 от 14.10.2018, N 9/3183 от 12.10.2018) не имеется доказательств, что вагоны были отставлены от движения по причинам, зависящим от ответчика.
Ответчик указывает, что нарушение графика движения явилось причиной отставления вагонов на промежуточных станциях. Доказательств, подтверждающих, что вагоны были отставлены от движения по причинам, зависящим от ответчика, истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом факты, апелляционный суд приходит к выводу, что доказательств, достоверно подтверждающих невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от ООО "РН-Морской терминал Туапсе", заявителем не представлено.
Сами по себе акты общей формы и дорожные ведомости, на которые ссылается истец, не являются доказательством нахождения спорных вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
В данном случае истцом в материалы дела не представлены ведомости подачи вагонов, свидетельствующие о том, что в спорный период времени все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, ОАО "РЖД" не могло подать вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования.
Апелляционный суд учитывает, что истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что после получения уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книги уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик когда-либо заявлял отказы от такой подачи, мотивировав это тем, что все пути необщего пользования заняты ранее поданными вагонами.
С учетом изложенного, суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования.
В связи с изложенным, в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также отказано верно.
Основания для переоценки сделанных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-51572/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета РФ 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51572/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ООО РН-Морской терминал Туапсе