город Москва |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А40-186562/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Ю. Левиной,
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 31 октября 2023 года по делу N А40-186562/23,
в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284)
к Акционерному обществу "Военторг"
(ОГРН 1097746264186)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "ВОЕНТОРГ" о взыскании штрафа по государственному контракту от 27 декабря 2021 года N 271221/ВП в размере 28 033, 37 руб.
Решением суда от 31 октября 2023 года по делу N А40-186562/23, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения.
26.12.2023 в Девятый арбитражный апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Ответчик заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное разбирательство проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
С учетом размера заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, об отсутствии оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленных частью 5 статьи 227 АПК РФ, указав, что применительно к частям 1 и 2 статьи 227 АПК РФ рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не зависит от волеизъявления лиц, участвующих в деле.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) и АО "Военторг" (далее Исполнитель) заключен государственный контракт от 27 декабря 2021 N 271221/ВП на оказание услуг по питанию (далее - Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2024 годах (далее - Контракт).
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта Исполнитель обязан: 3.2.1 своевременно и надлежащим образом оказать Услуги в соответствии с условиями Контракта; 3.2.2 обеспечить соответствие оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика и Контрактом; 3.2.3 ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до Исполнителя Получателем.
Согласно пункту 8.3 Контракта Исполнитель уплачивает Заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательства, в размерах, определяемых в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по Контракту по каждому установленному факту нарушения.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт по форме установленной Приложением N 7 к Контракту.
Учитывая изложенное, размер штрафа складывается из следующих показателей: стоимость этапа оказания услуг х количество фактов нарушения х размер процента, определяемого в соответствии с пунктом 3 Правил.
Согласно пункту 3.1.2 Контракта Исполнитель вправе привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц).
В нарушение п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Контракта Исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным Контрактом, а именно: соисполнителем услуг ООО "Элтехнорд" по договору от 27 декабря 2021 N ОП-22-21, заключенному с Исполнителем, допущены следующие нарушения при организации питания.
Актом о выявленных недостатках при организации питания в филиале ФГКОУ НВМУ (Владивостокское президентское кадетское училище) от 20 сентября 2022 N 199, утвержденным начальником филиала ФГКОУ НВМУ (Владивостокское ПКУ) В.В.Бураковым 20 сентября 2022 при проведении проверки организации питания воспитанников Владивостокского ПКУ, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем Услуг обязательств по Контракту, предусмотренных п. 8:3.4 Контракта (невыполнение и (или) нарушение Исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи), а именно: - соисполнителем Услуг технологическое оборудование и инвентарь столовой тщательной обработке не подвергается, текущая влажная уборка помещений столовой своевременно не проводится (далее - Нарушение 1).
Размер штрафа по Нарушению 1 составляет: 208 333,73 руб. х 1 факт нарушения х 10% = 28 033,37 руб. Истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Положениями статей 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п.6.4 указанного выше Контракта в случае выявления в ходе оказания Услуг несоответствия их условиям Контракта Получатель (Заказчик) с привлечением Исполнителя составляют акт о выявленных недостатках оказанных Услуг, в котором указываются выявленные несоответствия оказанных Услуг условиям Контракта, необходимые доработки со стороны Исполнителя и сроки доработок и исправлений.
О наличии замечаний к оказанным Услугам Получателем (Заказчиком) делается отметка в Ежедневном акте сдачи-приемки, к нему прилагается Акт о выявленных недостатках.
К акту о выявленных недостатках прилагаются копии документов и (или) фотографии, подтверждающие наличие нарушения.
Составленный акт подписывается Получателем (Заказчиком) и исполнителем. Исполнитель вправе отразить в акте особое мнение (возражение) по выявленному нарушению.
В случае отказа Исполнителя от подписи акта, акт подписывается членами комиссии, назначенной приказом Получателя, либо полномочными на проведение проверки лицами.
При этом в акте производится отметка об отказе Исполнителя подписать акт.
В нарушение п.6.4 Контракта представитель Исполнителя не привлекался к составлению представленного Акта.
В связи с чем, приложенный Акт не подписан со стороны представителя Исполнителя.
Акт проверки не содержит ссылки на конкретные пункты санитарных правил, которые, по мнению Получателя, нарушены.
При этом согласно п. 2.18 СП 2.3/2.4.3590-20 все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке.
В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования.
Согласно п.168 Руководства "санитарная обработка технологического оборудования (технологическое оборудование - это технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля, в том числе) проводится по мере его загрязнения и по окончании работы.
Съемные механизмы технологического оборудования по окончанию работ разбираются, тщательно промываются и просушиваются, а перед началом работы ошпариваются кипятком".
Таким образом, данный пункт не может быть применен к нарушению.
Санитарная обработка технологического оборудования производится после приёма пищи военнослужащими и по окончанию работы.
Таким образом, санитарные правила не устанавливают время уборки помещений в течение дня, а указывают только на то, что уборка должна проводиться ежедневно.
Из материалов, приложенных к акту, не следует, что Общество в течение дня не проводило уборку.
В соответствии с п.1.1.5 Договора этап оказания услуг - в течение суток (0.00 часов до 23.59 часов).
Таким образом представленные документы Истцом не содержат доказательств, что санитарная обработка по окончанию работы не произведена.
Согласно единому сводному акту между сторонами - Акту сверки по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021 за весь период фактического исполнения Контракта, начиная с 15.12.2021 по 31.07.2023 оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объеме (о чем указано во всей совокупности строк "продажи", содержащих нумерацию и датирование промежуточных сводных актов поэтапной приемки услуг), а именно на общую сумму оборотов за весь период в размере 186.081.374.482,93 рублей (итоговая строка "обороты за период").
Согласно предусмотренным Контрактом Акту сверки (п. 7.6, приложение N 3 Контракта) и решению Государственного заказчика об объеме распределения (п. 7.3, приложение N 10 Контракта) фактический объем услуг питания и общая сумма оплаты в размере 186 081 374 482,93 рублей, на которую Ответчиком (АО "Военторг") оказаны услуги по Контракту досрочно - в соответствии фактическим потребностям Получателей услуг Минобороны России (Истца), до истечения планируемого срока исполнения настоящего Контракта 31.10.2024, а именно 31.07.2023 как указано в строках акта.
При этом, в соответствии с п. 3.2.3 Контракта Услуги оказываются по фактическим потребностям Заказчика, а именно "ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до Исполнителя Получателем", оплата за которые, как указано в п. 7.3 Контракта осуществляется по фактическим данным всей совокупности сводных актов сдачи-приемки в пределах цены Контракта, то есть суммы, установленной в п.п. 4.1, а именно 186.884.306.485,70 рублей.
Неустойка подлежит списанию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783), которым предусмотрены основания для списания начисленных по Государственным контрактам неустоек.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 устанавливает следующие условия, необходимые для списания:
1. Обязательства поставщиком (исполнителем) должны быть исполнены в полном объеме. Досрочное исполнение Контракта подтверждается следующими документами:
- Копией уведомления (решения) об объеме распределения финансовых средств в пределах цены государственного контракта, предназначенный для выплаты Заказчиком Поставщику от 08.06.2023, который, в совокупности с Актом сверки по госконтракту N 271221/ВП от 27.12.2021 подтверждает, что после 31.07.2023 какие-либо финансовые распределения отсутствуют, тем самым установлен факт досрочного исполнения Контракта в полном объеме и исполнение соответствующих обязательств по фактическим потребностям Заказчика.
В соответствии с п. 4.1. Контракта установлено: "Распределение финансовых средств в пределах цены Контракта, предназначенных для выплаты Заказчиком Исполнителю в соответствующем финансовом году, осуществляется Заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителям средств федерального бюджета, и указывается в Уведомлении (решении) об объеме распределенных финансовых средств на период действия Контракта в пределах установленной им цены, предназначенных для выплаты заказчиком Исполнителю (далее - уведомление (решение), по форме, установленной Приложением N 10 к Контракту.
Заказчик направляет Исполнителю Уведомление (решение) одновременно с заключенным Контрактом и в течении 15 (пятнадцати) дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств до Заказчика (их изменения, уточнения)."
В соответствии с п. 4.6. Контракта: "Цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения, предусмотренного Контрактом, качества Услуг и иных условий исполнения Контракта."
В соответствии с п. 4.8. Контракта: "В случае уменьшения Заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения Заказчиком обязательств, вытекающих из Контракта, Стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене Контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему оказываемых Услуг.
В этом случае Исполнитель вправе потребовать от Заказчика возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий Контракта.
06 июля 2023 года заключен новый Контракт N 60723/ВП между Министерством обороны РФ и АО "Военторг" на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны РФ в 2023-2025 годах, что также подтверждает досрочное исполнение Контракта N 271221/ВП от 27.12.2021.
Копией выписки из Акта сверки по госконтракту N 271221/ВП от 27.12.2021, подтверждается факт досрочного исполнения в полном объеме условий Контракта.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2023 года по делу N А40-186562/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186562/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"