город Воронеж |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А35-4050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Левицкого Сергея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2020 по делу N А35-4050/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Левицкого Сергея Вячеславовича (ОГРН 306463216000057, ИНН 462900963790) о признании незаконными действий Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области; признании частично незаконными и недействительными постановлений,
третьи лица: Администрация Курского района Курской области, Управление Роспотребнадзора по Курской области, Горлов Олег Николаевич, Хохлова Валентина Николаевна, Баландин Игорь Николаевич, Областное бюджетное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных Курского района", Яценко Светлана Павловна, Домарев Виктор Михайлович,
при участии:
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Левицкого Сергея Вячеславовича: Левицкий С.В. лично, предъявлен паспорт; Шеверева Ю.В. - представитель по доверенности N 1 от 03.04.2019 сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, Администрации Курского района Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, Горлова Олега Николаевича, Хохловой Валентины Николаевны, Баландина Игоря Николаевича, областного бюджетного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных Курского района", Яценко Светланы Павловны, Домарева Виктора Михайловича - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Левицкий Сергей Вячеславович (далее - ИП Левицкий С.В., Левицкий С.В., Предприниматель) к обратились в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области (далее - Администрация Новопоселеновского сельсовета, Администрация, муниципальный орган), выразившиеся в противоправном изменении санитарно-защитной зоны вокруг земельного участка (46:11:120102:713) по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово.
Также просил признать частично незаконными и недействительными:
п. 2 постановления Администрации Новопоселеновского сельсовета от 06.08.2014 N 273 "О включении земельного участка (46:11:120102:718) в границы населенного пункта д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области" в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 постановления - "для сельскохозяйственного производства" на вид "для индивидуального жилищного строительства";
п. 2 постановления Администрации Новопоселеновского сельсовета от 26.04.2016 N 218 "О включении земельного участка (46:11:120102:425) в границы населенного пункта д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области" в части установления в соответствии с классификатором вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 постановления, - под индивидуальное жилищное строительство;
постановление Администрации Новопоселеновского сельсовета от 18.06.2015 N 155 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка (46:11:120102:435)".
Определением от 19.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Курского района Курской области (далее - Администрация Курского района), управление Роспотребнадзора по Курской области, Горлов Олег Николаевич (далее - Горлов О.Н.), Хохлова Валентина Николаевна (далее - Хохлова В.Н.), Баландин Игорь Николаевич (далее - Баландин И.Н.), областное бюджетное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных Курского района" (далее - ОБУ "Станция по борьбе с болезнями животных Курского района", а вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Левицкий С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что правилами СНиП II-97-76, СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденными Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986, Госактом на право пользования землей от 1992 года (после замены Госакта от 1986 года) предусмотрена 500-метровая санитарно-защитная зона (СЗЗ). Факт наличия СЗЗ подтверждается показаниями свидетеля Домарева В.М.
Считает, что установление границы СЗЗ не ставится в зависимость от осуществления деятельности предприятием, использования всего имущества на территории по назначению.
Также ссылается на отсутствие в заявлениях Горлова О.Н., Хохловой В.Н. и Баландина И.Н. просьбы об изменении разрешенного использования земельного участка; не соблюдение процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
От управления Роспотребнадзора по Курской области поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Указывает, что процедура установления СЗЗ носит заявительный характер. У ИП Левицкого С.В. отсутствуют решение главного госдуарственного санитарного врача по Курской области об установлении СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ.
В судебном заседании ИП Левицкий С.В. и его представитель в полном объеме поддержали апелляционную жалобу. Просили решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Администрация Новопоселеновского сельсовета, третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Управлением Роспотребнадзора заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
04.02.1986 на основании распоряжения Курского Облисполкома от 17.01.1986 N 27-Р комиссия составила акт выбора земельного участка под строительство свинокомплекса на 1000 голов и решила рекомендовать земельный участок колхоза "Большевик" Курского района, расположенный рядом с деревней 1-е Цветово, в расстоянии 4 км от площадей ПО "Химволокно", под строительство фермы выращивания и откорма 1000 свиней в год как подсобного хозяйства Курского производственного объединения "Химволокно".
Членами комиссии, подписавшими данный акт, в том числе, являлись главный санитарный врач Областной санэпидемстанции В.В. Губарев, начальник отдела землепользования и землеустройства И.Е. Вялых, главный инженер-землеустроитель Курского района В.Ф. Вересока.
В п. 4 данного акта на Курский райисполком была возложена обязанность оформить решение об отводе участков и выдать гос. акт землепользования.
25.02.1986 Исполнительным комитетом Курского районного Совета народных депутатов Курскому производственному объединению "Химволокно" был выдан Государственный акт на право пользования землей (A-I N 364269) для строительства свинокомплекса на 1000 голов.
04.04.1986 проектно-инструкторским отделом Курского ПО "Химволокно" был разработан проект организации строительства объекта: ферма выращивания и откорма 2000 свиней в год. Выделенный земельный участок 2,5 га был сформирован как изолированный объект, окруженный пахотными землями сельскохозяйственного назначения.
Расстояние до ближайших строений было более 500 метров, что отчетливо отражено на выкопировке в приложении к уточненному заявлению.
Согласно техническому паспорту, составленному Курским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Курской области, помещения и здания свинокомплекса были построены в период с 1986 по 1992 гг.
В связи с утверждением 09.03.1992 Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ "Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" на основании пп. 1.5. данной Инструкции произошла перерегистрация прав на земельный участок, площадью 2,5 га, предоставленный в 1986 году ПО "Химволокно" в бессрочное (постоянное) пользование и выдан новый Государственный акт (46-12-208).
В указанном Акте учтены следующие изменения: изменилась организационно-правовая форма землепользователя - АО "Курскхимволокно"; на чертеже на расстоянии 500 м от границ земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании АО "Курскхимволокно", графически отмечена санитарно-защитная зона.
На момент перерегистрации расположение данного свинокомплекса не было спорным, что также, по мнению заявителя, подтверждает соблюдение требований по установлению вокруг него санитарно-защитной зоны.
В результате перерегистрации уполномоченным лицом - председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Курской области Н.В. Степановым были отмечены на чертеже изменения в виде 500 метровой санитарной зоны вокруг земельного участка, находящегося в пользовании АО "Курскхимволокно".
В Областном бюджетном учреждении "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" в инвентаризационном деле свинокомплекса АО "Курскхимволокно" находится копия данного Госакта.
Чертеж заверен председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Курского района 22.05.2000.
14.03.2001 года между ПО "Химволокно" и ОАО "Льговский винзавод" был заключен договор купли-продажи свинокомплекса, в 2002 году свиноферму выкупил ОАО "Курский комбинат хлебопродуктов".
09.06.2006 Левицкий С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства с основным видом деятельности - 01.4 "Животноводство".
19.09.2006 Левицкий С.В. и Домарев В.М. приобрели указанный действующий свинокомплекс по договору купли-продажи N 04-195, который был рассчитан на содержание 2000 голов свиней, что подтверждается ответом N СД-11/5081 от 05.12.2006 Управления Ростехнадзора по Курской области.
Левицкому С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:713, площадью 12453 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1 -е Цветово.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 01.11.2012, вид разрешенного использования на момент регистрации права собственности - для производственной хозяйственной деятельности.
Указанный земельный участок образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:0011, площадью 24906 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Новопоселеновский сельсовет, д. 1-е Цветово, принадлежащего на праве общей долевой собственности Левицкому С.В. (1/2 доля) и Домареву В.М. (1/2 доля).
Дата постановки земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713 на кадастровый учет - 15.12.2011.
На земельном участке с кадастровым номером 46:11:120102:713 расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие Левицкому С.В. на праве собственности:
нежилое здание, литер В10, площадью 5 кв. м, с кадастром номером 46:11:120101:348, дата регистрации права - 22.10.2012;
трансформаторная подстанция, литер В5, 42,1 кв. м, с кадастровым номером 46:11:120101:354, дата регистрации права - 02.11.2006 (1/2 доля в праве общей долевой собственности);
нежилое здание, литер В6, площадью 190,4 кв. м, с кадастром номером 46:11:120101:361, дата регистрации права - 22.10.2012;
нежилое здание, литер Б, площадью 465,7 кв. м, с кадастровым номером 46:11:120101:364, дата регистрации права - 22.10.2012;
нежилое здание, литер В2, площадью 677,4 кв. м, с кадастровым номером 46:11:120101:368, дата регистрации права - 22.10.2012;
нежилое здание, литер В1, площадью 1369,1 кв. м, с кадастровым номером 46:11:120101:378, дата регистрации права - 22.10.2012.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 25.10.2005, подготовленному Курским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризации" по Курской области, назначение вышеназванных нежилых зданий - свинокомплекс.
В качестве доказательств фактического осуществления ИП Левицким С.В. предпринимательской деятельности в сфере животноводства заявителем в материалы дела представлены копии налоговых деклараций за отчетные налоговые периоды 2007-2009 годы, 2011 год, 2013-2017 годы, копии налоговых деклараций по единому социальному налогу за отчетные периоды 2007-2009 годы, копия кредитного договора от 24.10.2006, копия договора о залоге сельскохозяйственных животных от 24.10.2006, копия договора о залоге сельскохозяйственных животных, подлежащих индивидуальному учету от 24.10.2006, копия дополнительного соглашения к договору страхования животных от 10.04.2008, копия книги учета доходов и расходов за отчетные периоды 2009, 2011 и 2012 годы, копии ветеринарных удостоверений, копия акта проверки соблюдения земельного законодательства от 21.07.2009, копия расчета отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 3 квартал 2006 года, направляемых в бюджет Российской Федерации, копия договора об оказании услуг ветеринарных услуг на убойных пунктах N 28 от 11.02.2009.
ИП Левицкий С.В. обратился в Администрацию Новопоселеновского сельсовета с просьбой предоставить сведения о том, в какой территориальной зоне находится принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:713, какие виды разрешенного использования и параметры разрешенного использования установлены для указанного земельного участка.
В ответ на данное заявление в письме N 474 от 24.12.2018 Администрация сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:713 относится к землям населенных пунктов. Вид разрешенного использования по классификатору ВРИ не соответствует основным видам.
Со ссылкой на то, что участок и помещения, расположенные на нем, длительное время (более 10 лет) не использовались, разъяснено, что владелец вправе обратиться с заявлением об изменение вида разрешенного использования или добавление нового, который будет иметь статус "условно-разрешенный".
Рассматривается запрос (заявление) на публичных слушаниях для внесения изменений в ПЗЗ Новопоселеновского сельсовета.
ИП Левицкий С.В. вновь обратился в Администрацию Новопоселеновского сельсовета с просьбой указать, каким образом выявлено несоответствие вида разрешенного использования по классификатору ВРИ основным видам деятельности, на основании какого постановления главы администрации был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713.
Кроме того, заявитель также просил сообщить, имеется ли у земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713 санитарно-защитная зона с указанием ее размера. Если такая зона отсутствует, то с какого момента и на основании какого нормативного правого документа.
В письме от 05.02.2019 N 39 в ответ на запрос Левицкого С.В. Администрация сообщила, что земельный участок с кадастровым 46:11:120102:713 был поставлен на кадастровый учет в ноябре 2011 года.
Правила землепользования и застройки Новопоселеновского сельсовета Курского района были приняты Собранием Депутатов Новопоселеновского сельсовета Курского района от 05.07.2012, поэтому на момент регистрации права собственности Левицкого С.В. в Администрации сельсовета указанные Правила отсутствовали и изменить вид разрешенного использования не могли.
Администрация указала на готовность рассмотреть заявление на публичных слушаниях для внесения изменений в Правила землепользования и застройки Новопоселеновского сельсовета в установленные законом сроки.
20.03.2019 ИП Левицкий С.В. обратился к Главе Новопоселеновского сельсовета с просьбой сообщить о наличии либо отсутствии препятствий к возобновлению осуществления и осуществлению предпринимательской деятельности на территории земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713 в области 01.4 "Животноводство" - свинокомплекс, рассчитанный на 2000 голов.
В письме N 124 от 04.04.2019 Администрация Новопоселеновского сельсовета сообщила ИП Левицкову С.В., что согласно Генеральному плану муниципального образования "Новоноселеновский сельсовет" под принадлежащим Предпринимателю объектом отображена соответствующая зона размещения промышленных объектов; объекты сельхозназначения отображаются иначе.
Вид разрешенного использования земельных участков - для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения" не предусматривает вид деятельности "животноводство.
Также Администрация указала, что расстояние от принадлежащего Левицкому С.В. объекта до новых жилых домов составляет 100 м, до старых застроек - 300 м.
Вопрос о "возобновлении" предпринимательской деятельности на территории земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713 в области "животноводство", а тем более "свиноводство" необходимо согласовать с соответствующими органами Курского района.
В письме от 29.03.2019 N 1507 в ответ на запрос Левицкого С.В. вх. N 3-719 от 19.03.2019 Администрация Курского района сообщила, что согласно правилам землеустройства и застройки муниципального образования "Новопоселеновский сельсовет" Курского района Курской области, утвержденным 31.08.2018 N 51-6-23, земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:713 отнесен к зоне Ж-1 - зона малоэтажной жилой застройки.
Осуществление предпринимательской деятельности в области 04.1 "Животноводство" - свинокомплекс, рассчитанный на 2000 голов, на территории указанного земельного участка не представляется возможным.
19.03.2019 ИП Левицкий С.В. обратился в управление Роспотребнадзора по Курской области с заявлением, в котором просил сообщить о наличии либо отсутствии препятствий к возобновлению и осуществлению Левицким С.В. предпринимательской деятельности на территории земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713 в области животноводства - свинокомплекс на 2000 голов с учетом территориального зонирования, границ и площади указанного земельного участка, а также отсутствия на Генеральном плане МО "Новопоселеновский сельсовет" обозначений специальными информационными знаками за пределами промышленной площадки границ санитарно-защитной зоны.
В ответе от 11.04.2019 N 12-15/4178 управление Роспотребнадзора по Курской области сообщило, что для возобновления деятельности в области животноводства необходимо выполнить требования Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков", расположенных в границах санитарно-защитных зон", СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" (с изменениями и дополнениями).
23.05.2014 Горлов О.Н., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:425, обратился к Главе Новопоселеновского сельсовета с заявлением о рассмотрении вопроса о включении в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета принадлежащего ему земельного участка, а также о переводе данного участка из категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлениями Администрации Новопоселеновского сельсовета от 23.05.2014 N 158 и от 26.04.2016 N 218 земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:425 включен в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета; вид разрешенного использования земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид - "для индивидуального жилищного строительства".
07.07.2014 Хохлова В.Н., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:718, обратилась к Главе Новопоселеновского сельсовета с заявлением о рассмотрении вопроса о включении принадлежащего ей земельного участка в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета, а также о переводе данного участка из категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации Новопоселеновского сельсовета от 06.08.2014 N 273 земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:718 включен в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета; вид разрешенного использования земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид - "для индивидуального жилищного строительства".
23.05.2014 Баландин И.Н., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:435, обратился к Главе Новопоселеновского сельсовета с заявлением о рассмотрении вопроса о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета, а также о переводе данного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации Новопоселеновского сельсовета от 23.05.2014 N 159 земельный участок с кадастровым номером 46:11:120102:435 включен в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета; вид разрешенного использования земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид - "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением Администрации Новопоселеновского сельсовета от 18.06.2015 N 155 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:435 изменен на вид "приусадебный участок личного подсобного хозяйства".
В материалы дела представлен протокол о проведении публичных слушаний от 23.09.2014 (с учетом допущенной опечатки), на котором были рассмотрены заявления Горлова О.Н., Хохловой В.Н., Баландина И.Н. о включении принадлежащих им земельных участков в границы населенного пункта - д. 1-е Цветово.
Полагая незаконными действия Администрации Новопоселеновского сельсовета, выразившиеся в противоправной ликвидации санитарно-защитной зоны вокруг земельного участка Левицкого С.В. с кадастровым номером 46:11:120102:713 и разрешения трем собственникам земельных участков (Горлов О.Н., Хохлова В.Н., Баландин И.Н.), находящихся в санитарно-защитной зоне, изменить вид разрешенного использования на земли под индивидуальное жилищное строительство, ИП Левицкий С.В. обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
На основании части 3 статьи 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
04.11.1986 Госагропромом СССР утверждены Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий (далее - Ветеринарно-санитарные правила 1986 года).
В соответствии с пунктом 1.6 Ветеринарно-санитарных правил 1986 года территорию свиноводческих предприятий отделяют от ближайшего жилого района (населенного пункта) санитарно-защитной зоной. Размеры санитарно-защитных зон для свиноводческих предприятий с выращиванием и откормом менее 12 тыс. голов в год принимают не менее 500 м.
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38, настоящие требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пункт 2.6 названных Правил предусматривает, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
В соответствии с пунктом 3.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками формирования производственных вредностей в зависимости от мощности, условий эксплуатации, концентрации объектов на ограниченной территории, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на окружающую среду и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон: - предприятия первого класса - 2000 м; - предприятия второго класса - 1000 м; - предприятия третьего класса - 500 м; - предприятия четвертого класса - 300 м; - предприятия пятого класса - 100 м.
Согласно Примечанию 1 к пункту 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 для действующих предприятий пересмотр и обоснование достаточности СЗЗ должны быть выполнены в течение не более 5 лет с момента выхода настоящего документа.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что санитарно-защитные зоны - это территории земельных участков, создаваемые с целью предотвращения вредного воздействия производственной деятельности на среду обитания и здоровье человека. В рассматриваемом случае (для работы свинофермы) такая зона должна составлять от 300 до 500 м.
В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров и границ ССЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон осуществляется на основании постановлений (решений) должностных лиц государственного санитарно-эпидемиологического надзора, поименованных в разделе IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Доказательств установления санитарно-защитной в отношении зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и (или) пахучих веществ, входящих в состав свинокомплекса, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96, либо приведения ранее установленной санитарно-защитной зоны в соответствие с указанными требованиями, в материалах дела не имеется.
Также не представлено соответствующих документов применительно к принятым позднее требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 или СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
С учетом приведенных положений законодательства ссылка на Госакты от 1987 года и 1992 года как на доказательство установления санитарно-защитной зоны вокруг комплекса обосновано отклонена судом области. Указанные документы не являются документами, подтверждающими утверждение санитарно-защитной зоны вокруг всей территории свинокомплекса либо вокруг выделенного участка заявителя в установленном порядке.
В представленном заявителем акте на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданном АО "Курскхимволокно", (46-12-208) имеется чертеж границ земельного участка, содержащий надписи "санитарная зона 500".
Вместе с тем границы и номера зон с особым режимом использования земель - санитарно-защитной зоны - не указаны. Чертеж сделан на основании плана границ по материалам геосъемки 1980 года.
Сведения о санитарно-защитных зонах объектов, принадлежащих ИП Левицкому С.В., в ЕГРН не внесены, что сторонами по делу не оспорено.
При таких обстоятельствах, как обосновано указал суд области, сам по себе факт осуществления деятельности в области свиноводства не является доказательством существования санитарно-защитной зоны при отсутствии документального подтверждения соблюдения предусмотренной законодательством процедуры по ее установлению.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что Предпринимателем не представлено доказательств того, что оспариваемые пункт 2 постановления администрации Новопоселеновского сельсовета N 273 от 06.08.2014, пункт 2 постановления администрации Новопоселеновского сельсовета N 218 от 26.04.2016 и постановление администрации Новопоселеновского сельсовета N 155 от 18.06.2015 каким-либо образом нарушают права и законные интересы ИП Левицкого С.В.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарнозащитной зоны, требования к их организации и благоустройству в настоящий момент определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 которых установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
С учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона N 52-ФЗ суд приходит к выводу, что вопросы установления и изменения размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Санитарно-защитная зона предприятия заявителя в установленном порядке рассчитана и отражена не была.
Оспариваемые правовые акты стали основанием для внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты территориального планирования.
Соответствующие изменения, в том числе вида разрешенного использования в нормативные правовые акты внесены. Зонирование территории закреплено нормативно.
В связи с чем, в рамках настоящего дела не могут быть восстановлены нарушенные, по мнению заявителя, его права на осуществление свиноводства.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
С учетом изложенного, доводы о незаконности действий Администрации Новопоселеновского сельсовета, выразившихся в противоправном изменении санитарнозащитной зоны вокруг земельного участка с кадастровым номером 46:11:120102:713, о незаконности пункта 2 постановления администрации Новопоселеновского сельсовета N 273 от 06.08.2014 "О включении земельного участка (46:11:120102:718) в границы населенного пункта д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области", пункта 2 постановления администрации Новопоселеновского сельсовета N 218 от 26.04.2016 "О включении земельного участка (46:11:120102:425) в границы населенного пункта д. 1-е Цветово Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области", постановления администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области N 155 от 18.06.2015 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка (46:11:120102:435)", и о нарушении данными действиями и ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя обосновано отклонены судом.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2020 по делу N А35-4050/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4050/2019
Истец: ИП Левицкий Сергей Вячеславович
Ответчик: Администрация Курского района Курской области, Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области
Третье лицо: Баладин И.Н., Горлов О.Н., Домарев В.М., ОБУ "СББЖ КУРСКОГО РАЙОНА", Хохлова В.Н., Яценко С.П., Баранчикова Г.В. Россельхозбанк, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы, Отдел судебных приставов по Курскому району Управления ФССП России по Курской области, Управление Росреестра по Курской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра", филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, Шеверева Ю.В.