г. Москва |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А41-14596/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
протокол судебного заседания ведет помощник судьи Кривова С.С.,
при участии:
от заявителя по делу - МУП "Управление домами-Воскресенск" - представитель не явился, извещено,
от административного органа по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Казаринова М.А. по доверенности N 69-и от 11.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Управление домами-Воскресенск" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-14596/21, по заявлению МУП "Управление домами-Воскресенск" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об изменении постановления,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Управление домами-Воскресенск" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Госжилинспекция МО) с требованием об изменении постановления от 16.02.2021 N 08 ОБ-7778-3-13-2021 по делу об административном правонарушении, вынесенным в порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Управление домами-Воскресенск" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя МУП "Управление домами-Воскресенск", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", который в своем выступлении возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.05.2015 N 725.
МУП "Управление домами-Воскресенск" осуществляет управление многоквартирным жилым домом (далее - МКД) по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Советская, д. 15/11.
В период с 10.02.2021 по 22.02.2021 Госжилинспекцией МО на основании распоряжения от 09.02.2021 N 08 ОБ-7778-3-13-2021 проведена внеплановая выездная проверка в связи с обращением гражданина от 05.02.2021 по вопросу использования общего имущества МКД, в отношении МУП "Управление домами-Воскресенск".
В ходе проведения проверки, административным органом установлено, что:
- в угловой части дома с внешней стороны фасада со стороны улицы Советская возведена двухэтажная пристройка, примыкающая к фасаду в районе квартиры первого этажа N 11 и комнаты N 2 кв. 13 второго этажа. Указанная пристройка является нежилым помещением. В соответствии с публичной кадастровой картой Московской области пристройка, имеющая статус "входной тамбур(пристройка) в помещение для использования в целях розничной торговли", поставлена на кадастровый учет (N 50:29:0070801:13), также земельный участок под указанной пристройкой поставлен на кадастровый учет (N 50:29:0070801:575). Вместе с тем в техническом паспорте дома N 15/11 указанная пристройка не отражена, балкон комнаты N 2 квартиры N 13. указанный в техническом паспорте дома и являющийся неотъемлемой частью фасада второго этажа, находится внутри второго этажа пристройки. Управляющей организацией МУП "Управление домами-Воскресенск" не предоставлены протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу использования общего имущества (фасада, отмостки и плиты балкона квартиры N 13) и документы по проведению претензионной работы по факту использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;
- в угловой части дома с внутренней стороны фасада со стороны двора возведена одноэтажная пристройка, примыкающая к фасаду в районе квартиры N 11. указанная пристройка является нежилым помещением. В соответствии с публичной кадастровой картой Московской области пристройка и земельный участок под указанной пристройкой не поставлены на кадастровый учет и в техническом паспорте дома N 15/11 пристройка не указана. Управляющей организацией МУП "Управление домами-Воскресенск" не предоставлены протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу использования общего имущества (фасада, отмостки) и документы по проведению претензионной работы по факту использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;
- плита балкона квартиры второго этажа подъезда N 4 имеет места разрушения отделочных слоев, видна арматура.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 10.02.2021 N 08 ОБ-7778-3-13-2021.
12.02.2021 по факту выявления в действиях заявителя достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом административного органа, в отношении МУП "Управление домами-Воскресенск" составлен протокол N 08 ОБ-7778-3-13-2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Уведомление о необходимости явиться 12.02.2021 в 10:30 по адресу Московская область, г. Воскресенск, ул. Советская, д. 4, каб. 515 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности получено документоведом Общества 11.02.2021 вх. N 259.
16.02.2021 по результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицо административного органа, в отношении МУП "Управление домами-Воскресенск" вынесено постановление N 08 ОБ-7778-3-13-2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и протоколом об административном правонарушении, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области. Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 N 485/27 (далее - Положение о ГЖИ), инспекция является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Пунктом 12.2 Положения о ГЖИ инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг и работ по содержанию и (или) по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения о ГЖИ инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ).
Частью 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального Закона о защите прав юридических лиц, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, с соблюдением норм ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 13, п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ.
Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение 493) устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Кроме того, на основании ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 указано, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является в том числе требования о соблюдении требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственникамипомещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как предусмотрено в п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе следующих стандартов: подготовкой предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме; подготовкой предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора
Согласно п. п. "б" п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно п. 7.1.4 Договора управления от 01.04.2016 МКД по адресу Московская обл., г. Воскресенск, ул. Советская, д. 15/11, управляющая организация должна хранить и актуализировать техническую документацию, вносить в техническую документацию изменения, отражающие информацию о выполненных работах и о состоянии дома в соответствии с результатами проводимых осмотров и выполняемых работ.
Согласно минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов являются в том числе выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, и при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
МУП "Управление домами-Воскресенск", осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, допустило нарушение лицензионных требований, установленных в п. 2.3 ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 4 Правил N 416, п.п. А, Б п. 3, п.4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, что послужило основанием для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у заявителя отсутствовала возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм в области управления многоквартирными домами, ко дню рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности не представлено. Также данные доказательства не представлены и в судебное заседание.
Судом первой инстанции проверена процедура привлечения заявителя к административной ответственности и срок давности, привлечения лица к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ.
Судом также учтено, что наказание административным органом назначено ниже минимального размера установленного санкцией ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, в рассматриваемом случая судом не установлено, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует возможность применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку не соблюдаются все необходимые условия для ее применения.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-14596/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14596/2021
Истец: МУП "УПРАВЛЕНИЕ ДОМАМИ-ВОСКРЕСЕНСК" ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО Территориальный отдел N10 МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: ГУ МО "ГЖИ МО Территориальный отдел N10 МО "ГЖИ МО"