г. Хабаровск |
|
23 июня 2021 г. |
А04-384/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от ООО "Амуржилсервис" Благовещенск": не явились;
от Государственной жилищной инспекции Амурская области: не явились;
от Прокуратуры Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
на решение от 01.04.2021 по делу N А04-384/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
к Государственной жилищной инспекции Амурская области
об оспаривании постановления
третье лицо: Прокуратура Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО "АЖС" Благовещенск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция, административный орган) от 24.12.2020 N 227-к о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 125 000 руб.
Решением суда от 01.04.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением всех обстоятельств спора.
В обоснование жалобы указывает, что административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении допущено процессуальное нарушение, а именно: генеральный директор общества не был допущен на составление протокола.
Кроме этого, в дополнениях к апелляционной жалобе ООО "АЖС" Благовещенск" указывает, что неисправность полотенцесушителей (отсутствие циркуляции теплоносителя в стояках полотенцесушителей), а так же негерметичность трубопроводов горячего и холодного водоснабжения в подвальном помещении МКД не представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании от 01.06.2021 директор общества на позиции жалобы настаивал.
В порядке статьи 158 АПК РФ разбирательство откладывалось.
Инспекция и прокуратура в отзывах на апелляционную жалобу от 21.06.2021 и от 31.05.2021, соответственно, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом дополнений к 18.05.2021, а также отзывов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что управление многоквартирным домом по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Конная, д.24 (далее - МКД) осуществляет ООО "АЖС" Благовещенск" на основании договора управления от 31.07.2020.
На основании распоряжения и.о. начальника Государственной жилищной инспекции Амурской области N 209-л от 16.11.2020, по согласованию с Прокуратурой Амурской области от 17.11.2020 N 7/3-19/3-2020/6581, с целью проверки фактов, изложенных в обращениях собственников помещений МКД, в отношении ООО "АЖС" Благовещенск" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверочных мероприятий инспекцией выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом а), подпунктом б) пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а также пункта 18 главы 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выразившихся в не обеспечении готовности инженерных сетей горячего водоснабжения (неисправность полотенцесушителей в квартирах N 21 и N 22 МКД), а именно отсутствует циркуляция теплоносителя в стояках полотенцесушителей. Замеры температуры внутреннего воздуха производились в помещения N 21 и N 22 указанного МКД.
Также выявлено наличие негерметичности трубопроводов горячего и холодного водоснабжения в подвальном помещении МКД, что является нарушением пункта 2 главы 1 Минимального перечня услуг и работ.
Результаты проверки оформлены актом от 14.12.2020, а также актом непосредственного обнаружения от 19.11.2020.
18.12.2020 в отношении ООО "АЖС" Благовещенск" составлен протокол N 367 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и 24.12.2020 инспекцией вынесено постановление N 227-к о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признавая привлечение ООО "АЖС" Благовещенск" к административной ответственности законным, первая инстанция исходила из наличия в действиях управляющей компании состава административного правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данными выводами.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В соответствии с "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предъявляются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, текущий ремонт и капитальный ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание, подготовку к сезонной эксплуатации.
В соответствии с разделом II названных Правил организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 170 при эксплуатации системы центрального отопления жилых домов управляющая организация должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствий с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды.
В соответствии с пунктом 5.8.1 Правил N 170 производство ремонтных работ систем водоснабжения и канализации следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
В силу пункта 5.8.3 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
В соответствии с пунктом 4.1.15 Правил N 170 не допускается, подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц,, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (подпункт "в").
Пунктом 11 (1) этих Правил предусмотрено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня услуг и работ, в целях надлежащего содержания подвалов многоквартирных домов, управляющая организация обязана осуществлять: проверку температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранять причины его нарушения; проверку состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принимать меры, исключающие подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также меры, обеспечивающие их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ предусмотрены обязательные работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, а также контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела следует, что в ходе проверочных мероприятий установлено, что техническое состояние общего имущества спорного МКД не соответствует Минимальному перечню услуг и работ Правил N 290, Правилам N 170, Правилам N 491.
Факт нарушения обществом при осуществлении деятельности по управлению названного дома требований приведенных норм права подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 14.12.2020, актом непосредственного обнаружения от 19.11.2020, приложенными к нему фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 18.12.2020 N 367, которые были предметом оценки в ходе рассмотрения дела в суде первой и второй инстанций.
В силу положений части статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию факта принятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной законодательством обязанности, однако доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к правомерному выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку у него имелась реальная возможность для соблюдения установленных требований жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные предусмотренные законом основания для привлечения ООО "АЖС" Благовещенск" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ.
Доводы апеллянта о том, что инспекцией в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении допущено процессуальное нарушение, а именно: генеральный директор общества не был допущен на составление протокола, отклоняется апелляционной коллегией, как неподтвержденный материалами дела.
Из материалов дела видно, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено обществом 16.12.2020, о чем свидетельствует входящий штамп общества N 653 (л.д. 107).
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судебной коллегией не установлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, нарушает лицензионные требования в области осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, то вмененное обществу правонарушение не может быть признано малозначительным, ввиду наличия существенной угрозы публичным интересам, а также правам потребителей услуг предприятия.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ апелляционным судом не установлено, поскольку из материалов дела не следует, что имеются все условия для этого, а именно - такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Ненадлежащее содержание общего имущества в спорном МКД угрожает причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Штраф назначен управлением в размере ниже низшего размера - 125 000 руб.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.04.2021 по делу N А04-384/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-384/2021
Истец: ООО "Амуржилсервис" Благовещенск"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области
Третье лицо: Прокуратура Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (384/21 1т, 3091/20 2т, 2388/20 а.ж, 5400/20 а.ж), Амуржилинспекция