г. Киров |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А29-12214/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителя заявителя жалобы: Распоповой Е.Л. по доверенности от 24.05.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2021 по делу
N А29-12214/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-Клиник"
(ИНН: 2902083785, ОГРН: 1162901066195)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании незаконным решения,
ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "А-Клиник" Немиров Александр Борисович,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "А-Клиник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) по отказу, изложенному в письме от 01.09.2020 N 07-32/4755, включить Общество в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми на 2021 год и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что Общество имело реальную возможность обратиться в Фонд с уведомлением об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на 2021 год в установленный законом срок. По мнению заявителя жалобы, действия Фонда полностью соответствуют законодательству в сфере охраны здоровья. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что Общество находится в процедуре ликвидации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.08.2020 Общество направило в адрес Фонда документы и уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на 2021 год.
29.08.2020 Общество получило от Фонда сообщение от 25.08.2020 о возврате уведомления ввиду несоответствия представленных документов сведениям, указанным в уведомлении в соответствии с пунктом 103 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н).
31.08.2020 Общество повторно направило в адрес Фонда документы и уведомление с внесенными корректировками о включении его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми на 2021 год.
Фонд сообщением от 31.08.2020 вновь возвратил Обществу уведомление в связи с тем, что оно не соответствовало установленным требованиям.
01.09.2020 Общество направило в адрес Фонда документы и уведомление о включении его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми на 2021 год.
Письмом от 01.09.2020 N 07-32/4755 Фонд отказал Обществу во включении Общества в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми на 2021 год, по причине пропуска срока для направления уведомления.
Не согласившись с действиями Фонда по отказу включить Общество в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми на 2021 год, изложенному в письме от 01.09.2020 N 07-32/4755, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 4 статьи 1, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 103, 104, 106, 107, 109 Правил N 108н, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходил из того, что срок для подачи уведомления о включении в реестр медицинских организаций Обществом не пропущен.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ следует, что для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В части 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Обществом срок подачи уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на 2021 год не пропущен, поскольку уведомление подано 01.09.2020.
Доводы Фонда о том, что статья 15 Закона N 326-ФЗ, устанавливающая срок подачи уведомления до 1 сентября года, при ее буквальном толковании не содержит формулировку "включительно", правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку отсутствие соответствующей формулировки не должно иметь определяющего значения, поскольку законодатель указывает конкретную дату, до которой возможна подача уведомления.
Кроме того, из пункта 105 Правил N 108н следует, что Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями, получившими лицензию на осуществление медицинской деятельности позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
По мнению суда апелляционной инстанции, указание на то, что для вновь созданных медицинских организаций, получивших лицензию позднее 1 сентября, могут быть установлены иные сроки, также свидетельствует о том, что обязанность по представлению уведомления может быть исполнена 1 сентября.
Поскольку включение медицинской организации в реестр медицинских организаций, является одним из критериев для участия в обязательном медицинском страховании, следовательно, отказ Фонда во включении Общества в реестр, выраженный в письме от 01.09.2020 N 07-32/4755, в связи с нарушением срока подачи уведомления, нарушает права и законные интересы Общества.
Ссылка заявителя жалобы на то, что Общество находится в процедуре ликвидации, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Остальные доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2021 по делу N А29-12214/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12214/2020
Истец: ООО "А-Клиник", ООО Ликвидатор "А-Клиник" Немиров Александр Борисович
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"