22 июня 2021 г. |
Дело N А84-975/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии представителя от Управления Федерального казначейства по городу Севастополю - Поляков А.Э. по доверенности от 11.01.2021 N 74-15-22/1,
в отсутствии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, общества с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым", общества с ограниченной ответственностью "Инжсервис", государственного автономного учреждения "Государственная экспертиза города Севастополя", общества с ограниченной ответственностью "Стройконтроль-2018", Правительства Севастополя, Федерального дорожного агентства, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 января 2021 года по делу N А84-975/2019, принятое по заявлению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Инжсервис", государственного автономного учреждения "Государственная экспертиза города Севастополя", общества с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым", общества с ограниченной ответственностью "Стройконтроль-2018", Правительства Севастополя, Федерального дорожного агентства,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - ДТРДТИ г. Севастополя, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене представления от 30.01.2019 N 74-18-13/242 Управления Федерального казначейства по городу Севастополю (далее - Казначейство, УФК по г. Севастополю).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу участвовали Общество с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым", Общество с ограниченной ответственностью "Стройконтроль-2018", Правительство Севастополя, Росавтодор, Общество с ограниченной ответственностью "Инжсервис", ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя".
Решением суда от 18.01.2021 признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 30.01.2019 N 74-18-13/242 в части, которой на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложены обязанности:
по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе";
по проведению в срок до 28.02.2018 работы по возврату в доход федерального бюджета подрядчиком по государственному контракту от 05.09.2017 N 65 на капитальный ремонт 67 Н-190 "Проспект Октябрьской революции (ПОР)" ООО "Доринвест-Крым" суммы необоснованного обогащения подрядчика, возникшей в результате предъявления к оплате использованных материалов, дважды учтенных в первичных документах, в части суммы этого обогащения, превышающей 1 206 106,32 рублей;
по проведению в срок до 28.02.2018 работы по истребованию пени по государственному контракту от 14.0.12.2017 N 86 на капитальный ремонт а/д 67 Н-333 "ул. Новороссийская", по государственному контракту от 18.12.2017 N 91 на капитальный ремонт а/д 67 Н-161 "ул. Корчагина", по государственному контракту от 19.12.2017 N 92 на капитальный ремонт а/д 67 Н-200 "ул. Рыбацкий причал" за несвоевременное исполнение своих обязательств по контракту;
по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктами описательной части данного представления N N 1, 2, 3, 5.
В удовлетворении остальной части требований Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя отказано.
УФК по г. Севастополю частично не согласилось с принятым судебным актом и обратились с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным представления согласно которого на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложены обязанности по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе", по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктом 1 описательной части, по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указано на то, что выводы суда по первому пункту представления основываются на предположениях самого суда, а не на нормах законодательства. Суд при рассмотрении дела не применил пункты 10.1, 14,3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также не верно истолковал приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" и ошибочно сопоставил на одном уровне определение капитальный ремонт автомобильных дорог и капитальное строительство автомобильных дорог. В данном случае происходил капитальный ремонт автомобильных дорог, который не требует разработки рабочей документации в том числе и её оплаты.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Председателя четвертого судебного состава от 21.04.2021 произведена замена судьи Лазарева С.Г. на судью Кравченко В.Е., определением Заместителя председателя Двадцать первого апелляционного арбитражного суда от 09.06.2021 произведена замена судьи Карева А.Ю. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы, после чего рассмотрение дела начато с самого начала.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.06.2021 по 16.06.2021.
В ходе судебного разбирательства представители УФК по г. Севастополю поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, пояснив, что решение обжалуется Казначейством в части удовлетворения требования о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 30.01.2019 N 74-18-13/242 согласно которому на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложена обязанность по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе", и по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктами описательной части данного представления N 1, в иной части решение суда Казначейством не оспаривается.
В дополнительных пояснениях Казначейство указывает на то, что разработка проектной документации стадия РД (рабочей документации) не предусматривается как законом, так и государственными контрактами.
Из отзыва ДТРДТИ г. Севастополь на апелляционную жалобу следует, что с доводами апелляционной жалобы этот участник не согласен, указывает на то, что иные межбюджетные трансферты, выделенные из федерального бюджета на цели строительства, реконструкции автомобильных дорог и ремонта, могут использоваться для финансирования разработки рабочей документации на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Представители ДТРДТИ г. Севастополь, третьих лиц явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ДТРДТИ г. Севастополь, ООО "Доринвест-Крым", ООО "Инжсервис", ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя", ООО"Стройконтроль-2018", Правительства Севастополя, Федерального дорожного агентства о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу решение суда первой инстанции обжалуется в части и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Управления казначейства от 04.10.2018 N 315 "О назначении внеплановой выездной проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Президента Российской Федерации", от 17.10.2018 N 338 "О приостановлении внеплановой выездной проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Президента Российской Федерации", от 17.10.2018 N 337 "О назначении обследования в рамках внеплановой выездной проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Президента Российской Федерации", от 12.11.2018 N 400 "О возобновлении внеплановой проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Президента Российской Федерации", от 15.11.2018 N 405 "О встречной проверке Государственного казенного учреждения "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в рамках внеплановой выездной проверки объектов городского хозяйства" в рамках внеплановой выездной проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Президента Российской Федерации" в период с 15.10.2018 по 18.10.2018, с 14.11.2018 по 27.11.2018 должностными лицами государственного органа, с привлечением экспертов Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Ставрополе в отношении ДТРДТИ г. Севастополь проведена внеплановая выездная проверка использования средств, источником которых являются средства Резервного фонда Президента Российской Федерации за истекший период 2018 года.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 27.11.2018 N 71-18-12/51, согласно которому в действиях ДТРДТИ г. Севастополя выявлены нарушения бюджетного законодательства.
На основании Акта проверки 30.01.2019 Управлением казначейства выдано Департаменту представление N 74-18-13/242, содержащее следующие требования:
провести работу по истребованию пени по Контрактам N N 86, 91, 92 за несвоевременное исполнение своих обязательств по государственным контрактам в срок до 28.02.2018;
возвратить в доход федерального бюджета средства Трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованные не на цели, предусмотренные Соглашением, в срок до 28.02.2018;
провести работу по возврату в доход федерального бюджета подрядчиком по Контракту N 65 - ООО "Доринвест-Крым" суммы необоснованного обогащения в размере 10 274 107,78 рублей, возникшей в результате предъявления к оплате использованных материалов, дважды учтенных в первичных документах, в срок до 28.02.2018;
провести работу по возврату в доход федерального бюджета подрядчиком по Контракту N 65 - ООО "Доринвест-Крым" суммы завышения стоимости работ при устройстве нижнего слоя дорожного покрытия в размере 461 727,09 рублей, в срок до 28.02.2018;
в срок до 28.02.2018 принять организационные меры по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений, содержание которых описано в представлении следующим образом:
1) средства Трансферта израсходованы Департаментом транспорта на цели, не предусмотренные Соглашением: в нарушение условий пункта 1.1 Соглашения оплачены расходы на выполнение проектных работ, стадия Р (рабочая документация), по Контрактам N N 86, 91, 92. Сумма денежного выражения нарушения - 10 225 161,92 рубля. Нарушены требования части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 1.1 Соглашения, приложение N 2 к Соглашению (пункт 1);
2) Департаментом транспорта авансирование Контракта N 149 осуществлено без наличия разрешения на строительство. Сумма денежного выражения нарушения - 46 897 157,79 рублей. Нарушены требования части 3 статьи 219 БК РФ, части 2 статьи 51 ГрК РФ (пункт 2);
3) принятие обоснованных технических решений при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и других объектов дорожного хозяйства неправомерно возложены на Технический совет Департамента транспорта. Сумма денежного выражения нарушения - не определена. Нарушены требования частей 1, 3 статьи 47 ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (пункт 3);
4) Департаментом транспорта в рамках исполнения Контракта N 65 приняты к учету и оплачены подрядчику ООО "Доринвест-Крым" первичные документы - акты о приемке выполненных работ формы КС-2 с недостоверными сведениями (завышенной стоимостью материальных ресурсов (материальные ресурсы учтены дважды), определенной по результатам проверки правильности применения сметных норм и расценок). Сумма денежного выражения нарушения - 10 274 107,78 рублей. Нарушены требования части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ;
5) Департаментом транспорта не взыскана с подрядчика ГБУ "Севастопольский автодор" пеня за несвоевременное исполнение своих обязательств по Контрактам N N 86, 91, 92. Сумма денежного выражения нарушения - не определена. Нарушены требования пункта 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пункт 4.1 Контрактов N N 86, 91, 92;
6) Департаментом транспорта не обоснована закупка выполнения работ по замене опор контактной сети, переустройству контактной сети, устройству наружного освещения, включенных в состав работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. Сумма денежного выражения нарушения - 85 894 317,53 рублей. Нарушены требования части 1 статьи 72 БК РФ, часть 3 статьи 13 Закона N 44-ФЗ, пункт 1.1 Соглашения, Постановление Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 727 "О нормативах денежных затрат на капитальный и текущий ремонты, содержание сетей наружного освещения, расходы на уличное (наружное) освещение в местах общего пользования города Севастополя и правилах из расчета";
7) Департаментом транспорта допущено завышение начальной максимальной цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция моста через суходол на а/д 67 Н-134 пр. Гагарина". Сумма денежного выражения нарушения - 1 895 590,00 рублей. Нарушены требования части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ;
8) Департаментом транспорта допущено завышение стоимости работ по Контракту N 65 при устройстве нижнего слоя дорожного покрытия. Сумма денежного выражения нарушения - 461 727,09 рублей. Нарушены требования части 7 статьи 94 закона N 44-ФЗ, части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, пункт 1.1 Контракта N 65.
Полагая, что представление Управления казначейства от 30.01.2019 N 74-18-13/242 не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Департамент обратилось в суд с настоящим заявлением, которое удовлетворено судом частично.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представление Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 30.01.2019 N 74-18-13/242 в части, которой на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложена обязанность по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе", и по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктами описательной части данного представления N 1 не соответствует закону и подлежит признанию недействительным.
Удовлетворяя требования ДТРДТИ г. Севастополя по данному эпизоду суд первой инстанции исходил из следующего.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Исходя из подпункта 5 пункта 3 и подпункта 5 пункта 5 Классификации, ремонт (в том числе капитальный) автомобильных дорог включает в себя, помимо прочего, инженерные изыскания, обследования и разработку проектной документации на капитальный ремонт, экспертизу проектной документации.
На основании указанного, суд первой инстанции пришел к выводу, что понятие "капитальный ремонт автомобильных дорог", примененное в Распоряжении N 312-рп и Соглашении, не исключает возможность расходования средств Трансферта на разработку проектной документации стадии Р (рабочей документации), а расходование Департаментом транспорта средств Трансферта на оплату разработки рабочей документации по Контрактам N N 86, 91, 92 отвечает принципу целевого характера данных бюджетных средств, а поэтому не может свидетельствовать о вменяемом в вину заявителю нарушении.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствие с пунктом 1 Распоряжения Президента Российской Федерации от 09.09.2017 N 312-рп (далее - Распоряжение N 312-рп) в 2017 году предусмотрено выделение из резервного фонда Президента Российской Федерации 800 000 000,00 рублей Росавтодору для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе, предоставляемых бюджету г. Севастополя на основании заключенного соглашения с высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя.
На основании указанного выше распоряжения Президента Российской Федерации 20.11.2017 между Росавтодором и Правительством Севастополя (далее - Субъект) заключено Соглашение N ФДА48/91-С-2 (далее - Соглашение), предметом которого (пункты 1.1, 1.2 в редакции дополнительного соглашения от 16.04.2018 N1) является предоставление из федерального бюджета в бюджет г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов в 2017 году в размере 259 926 550,00 рублей и в 2018 году в размере 540 073 400,00 рублей для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе (далее - Трансферт).
В приложении 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2018 N 2) приведены сведения о размере Трансферта, в отношении каждого объекта строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе, в том числе:
на капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-161 ул. Корчагина (стоимость объекта - 43 826 839,00 рублей; объем финансового обеспечения на реализацию объекта за счет средств Трансферта - 41 926 780,00 рублей, из них: 12 578 034,00 рублей - в 2017 году: 29 348 746,00 рублей - в 2018 году);
на капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал (стоимость объекта - 80 203 808,00 рублей; объем финансового обеспечения на реализацию объекта за счет средств Трансферта - 75 237 220,00 рублей, из них: 22 571 166,00 рублей - в 2017 году: 52 666 054,00 рублей - в 2018 году);
на капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-333 ул. Новороссийская (стоимость объекта - 46 029 742,00 рублей; объем финансового обеспечения на реализацию объекта за счет средств Трансферта - 41 985 771,00 рублей, из них: 12 595 731,00 рублей - в 2017 году: 29 390 040,00 рублей - в 2018 году).
В целях реализации Программы 14.12.2017 между Департаментом транспорта (заказчик) и ООО "Доринвест-Крым" (подрядчик) по результатам электронного аукциона N 0174500000517000016 заключен Государственный контракт N 86 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги 67 Н-333 ул. Новороссийская (далее - Контракт N86), 18.12.2017 между Департаментом транспорта (заказчик) и ООО "Доринвест-Крым" (подрядчик) по результатам электронного аукциона N0174500000517000017 заключен Государственный контракт N 91 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги 67 Н-161 ул. Корчагина (далее - Контракт N91),19.12.2017 между Департаментом транспорта (заказчик) и Акционерным обществом "Севастопольское управление дорожного строительства" (подрядчик) по результатам электронного аукциона N0174500000517000022 заключен Государственный контракт N 92 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал" (далее - Контракт N92).
Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся с указанием цели их использования (статьи 28, 38 БК РФ).
В силу части 1 статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает, в том числе такими бюджетными полномочиями, как обеспечение целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Распоряжением N 312-рп предусмотрено выделение из резервного фонда Президента Российской Федерации 800 000 000,00 рублей Росавтодору для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе, предоставляемых бюджету г. Севастополя на основании заключенного соглашения с высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя.
Пунктом 8.2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено понятие контракта жизненного цикла, согласно которому это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта капитального строительства, товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства, товара.
Положениями части 16 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, контракт жизненного цикла, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (далее - Постановление N 1087), может заключаться в случае, если предметом контракта являются выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также их последующее обслуживание.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее Градостроительный кодекс), линейными объектами являются также автомобильные дороги.
В соответствии с пунктом 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно пункту 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее Положение), в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Пунктом 33 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлено, что проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 Положения.
Согласно пункту 3.1.6 ГОСТ 21.001-2013, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2013 N 2288-ст, рабочая документация - это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
ДТРДТИ г. Севастополя оплачены расходы на выполнение проектных работ, стадия РД (рабочая документация) по государственному контракту от 18.12.2017 N 91 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-161 "ул. Корчагина" в общей сумме 3 761 325,23 рублей, по государственному контракту от 14.12.2017 N 86 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-333 "ул. Новороссийская" в общей сумме 3 416 168,09 рублей, по государственному контракту от 19.12.2017 N 92 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-200 "ул. Рыбацкий причал" в общей сумме 3 047 668,60 рублей.
Однако в силу п. 1.1 контракта N 86 от 14.12.2017 Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению капитального ремонта а/д 67 Н-333 ул. Новороссийская (далее - Работы) в соответствии с утверждённой проектной документацией (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п.5.2.1 контракта N 86 Заказчик передает Подрядчику по 1 (одному) экземпляру на бумажном носителе 1 (Один) экземпляру на электронном носителе Проектной документации, утвержденной Заказчиком "в производство работ".
В соответствии с пунктом 6.1.3 договора N 86 заказчик обязан передать Подрядчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с заключения настоящего Контракта Проект (стадия Инженерный проект) и не поздно производства основных видов работ на объекте, рабочую документацию. Передача документации оформляется Актом передачи проектной документации (Приложение Контракту).
18.12.2017 между Департаментом транспорта (заказчик) и ООО "Доринвест-Крым" (подрядчик) по результатам электронного аукциона N 0174500000517000017 заключен Государственный контракт N 91 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги 67 Н-161 ул. Корчагина (далее - Контракт N91).
Согласно п. 1.1 контракта N 91 от 18.12.2017 и дополнительного соглашения N 3 от 29.08.2018 Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению капитального ремонта а/д 67 Н-161 "ул. Корчагина" (далее - Работы) в соответствии с утверждённой проектной документацией (далее - Проект) и ведомостью объемом и стоимостью работ (Приложение 10), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п.5.2.1 контракта N 91 Заказчик передает Подрядчику по 1 (одному) экземпляру на бумажном носителе 1 (Один) экземпляру на электронном носителе Проектной документации, утвержденной Заказчиком "в производство работ".
В соответствии с пунктом 6.1.3 договора N 91 заказчик обязан передать Подрядчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с заключения настоящего Контракта Проект (стадия Инженерный проект) и не поздно производства основных видов работ на объекте, рабочую документацию. Передача документации оформляется Актом передачи проектной документации (Приложение Контракту).
19.12.2017 между Департаментом транспорта (заказчик) и Акционерным обществом "Севастопольское управление дорожного строительства" (подрядчик) по результатам электронного аукциона N 0174500000517000022 заключен Государственный контракт N 92 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал" (далее - Контракт N92).
Согласно п. 1.1 контракта N 92 от 19.12.2017 и дополнительного соглашения N 4 от 30.08.2018 Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению капитального ремонта а/д 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал" (далее - Работы) в соответствии с утверждённой проектной документацией (далее - Проект) и ведомостью объемом и стоимостью работ (Приложение 10), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п.5.2.1 контракта N 92 Заказчик передает Подрядчику по 1 (одному) экземпляру на бумажном носителе 1 (Один) экземпляру на электронном носителе Проектной документации, утвержденной Заказчиком "в производство работ".
В соответствии с пунктом 6.1.3 договора N 92 заказчик обязан передать Подрядчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с заключения настоящего Контракта Проект (стадия Инженерный проект) и не поздно производства основных видов работ на объекте, рабочую документацию. Передача документации оформляется Актом передачи проектной документации (Приложение Контракту).
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами УФК по г. Севастополю относительно того, что исходя из предмета и текста указанных выше государственных контрактов, контрактами жизненного цикла согласно норм Постановления N 1087, а в данном случае на проектирование дорог они не являются.
Вместе с тем, при обосновании суммы выделенного межбюджетного трансферта и начальной максимальной цены контрактов при проведении аукционов ДТРДТИ г. Севастополя применял прошедшую экспертизу и оценку достоверности сметной стоимости объектов проектно-сметную документацию, а именно:
- проектная документация объекта "Капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-333 ул. Новороссийская" разработана ООО "Инжсервис" в 2015 году на основании задания на проектно-изыскательские работы (ПИР), выданного ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", и получила положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и инженерные изыскания от 12.05.2016 N 92-1-1-3-0022-16, выданное ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя".
- проектная документация объекта "Капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-161 ул. Корчагина" разработана ООО "Инжсервис" в 2017 году на основании задания на ПИР, выданного ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", и получила положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий от 23.08.2017 N 91-1-1-3-0056-17 и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от 23.08.2017 N 2-1-0056-17, выданные ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя".
- проектная документация объекта "Капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал" разработана ООО "Инжсервис" в 2016 году на основании задания на ПИР, выданного ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", и получила положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий от 16.08.2017 N 91-1-1-3-0052-17 и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости от 16.08.2017 N 2-1-3-0052-2017, выданные ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя",
то есть до заключения Соглашения от 20.11.2017 N ФДА48/91-С-2, и до заключения указанных государственных контрактов стадия проектирования Заказчиком была завершена и оплачена по иным контрактам.
В данном случае финансовое обеспечение работ по изготовлению проектной документации не предусматривается ни законом, ни Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2, ни государственными контрактами от 18.12.2017 N 91 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-161 "ул. Корчагина" в общей сумме 3 761 325,23 рублей, от 14.12.2017 N 86 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-333 "ул. Новороссийская" в общей сумме 3 416 168,09 рублей, от 19.12.2017 N 92 "Капитальный ремонт а/д 67 Н-200 "ул. Рыбацкий причал" в общей сумме 3 047 668,60 рублей.
Кроме того, в отчете Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Ставрополе о строительно-техническом исследовании выполненных работ по капитальному ремонту автомобильных дорог 67 Н-190 "Проспект октябрьской революции (ПОР)", 67 Н-161 "ул. Корчагина", 67 Н-333 "ул. Новороссийская", 67 Н-200 "ул. Рыбацкий причал", реконструкции моста через суходол на автомобильной дороге 67 Н-134 "пр Гагарина" указано на то, что рабочая документация на "Капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-200 ул. Рыбацкий причал" разработана АО "Севдорстрой", а согласно выводам данного отчета экспертиза сметной и проектной документации, обоснованность и правомерность внесения изменений в проектную документацию, соответствие рабочей документации проектно-сметной документации, правомерность внесения изменений в рабочую документацию выборочной проверкой не установлена.
На основании вышеизложенного, решение, принятое судом первой инстанции, подлежит отмене в части удовлетворения требования о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 30.01.2019 N 74-18-13/242 согласно которому на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложена обязанность по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе", и по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктами описательной части данного представления N 1, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отмененной части следует принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования заявителя.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются (абзац 7 пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Казначейство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 января 2021 года по делу N А84-975/2019 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Севастополю удовлетворить.
Отказать Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 30.01.2019 N 74-18-13/242 в части, которой на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя возложены обязанности по возврату в срок до 28.02.2018 в доход федерального бюджета средств целевого межбюджетного трансферта в сумме 10 225 161,92 рублей, израсходованных не на цели, предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 N ФДА48/91-с-2 "О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя для финансового обеспечения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети и автомобильных дорог в г. Севастополе" и по принятию организационных мер по недопущению возникновения причин и условий выявленных нарушений в соответствии с пунктом 1 описательной части представления.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-975/2019
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Третье лицо: ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя ", ООО "Доринвест-Крым", ООО ИНЖСЕРВИС, ООО СТРОЙКОНТРОЛЬ-2018, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Управление Федерального казначейства по г. Севастополю