г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А41-54610/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мультистори" - Мартынова Е.В. представитель по доверенности от 30.07.2020 года,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крахоткин Д.Ю. представитель по доверенности от 23.03.2021 года,
от третьего лица Акционерного общества "Одинцовская теплосеть" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мультистори" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2021 года по делу N А41-54610/20, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мультистори" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным действия (бездействия) и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мультистори" (далее - ООО "Мультистори", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "Госжилинспекция Московской области", заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления от 15.06.2020 N 08Вх/04-10898 и в не принятии решения по заявлению о внесении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19, в срок, установленный пунктом 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр;
- признать незаконным решение от 17.09.2020 N 10898 об отказе во внесении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19;
- признать незаконным решение от 29.08.2020 о внесении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении АО "Одинцовская теплосеть" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19;
- обязать Инспекцию внести в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Одинцовская теплосеть" (далее - АО "Одинцовская теплосеть").
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 72-76 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Мультистори" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19, в качестве управляющей организации избрано ООО "УК "Мультистори".
В связи с этим, общество 11.06.2020 обратилось в адрес ГУ МО "ГЖИ МО" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом указанными МКД.
Решением от 17.09.2020 N 10898 ГУ МО "ГЖИ МО" отказало заявителю во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Решением от 29.08.2020 ГУ МО "ГЖИ МО" внесла в реестр лицензий Московской области сведения об управлении АО "Одинцовская теплосеть" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19.
Не согласившись с бездействием, выразившемся в не рассмотрении заявления от 15.06.2020 N 08Вх/04-10898 и решениями от 17.09.2020 N 10898, от 29.08.2020, общество обратилось в арбитражный суд заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Как следует из решения от 17.09.2020 N 10898, основанием для отказа заявителю во внесении изменений в реестр лицензий Московской области послужило то обстоятельство, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19 осуществляется АО "Одинцовская теплосеть" на основании договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса от 22.07.2020. Результаты открытого конкурса от 22.07.2020 в установленном порядке отменены не были.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из пункта 4 статьи 161 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Порядок проведения конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Согласно пункту 3 Правил N 75 конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
В пункте 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N КАС09-447, абзац 1 пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из указанного следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться лишь при условии, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали в соответствии с законом свое решение о выборе способа управления этим домом.
Из материалов дела следует, что на момент проведения спорного конкурса, сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: Московская область, Одинцовский район, Новоивановское рп., ул. Агрохимиков, д. 19, в отношении ООО "УК Мультистори" административным органом в реестр лицензий не внесены.
ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области 15.06.2020, с приобщением копии решения ГУ МО "ГЖИ МО" от 11.12.2019 об отказе во внесении изменений в реестр, проекта договора управления МКД от 11.12.2019, копии договора управления МКД от 30.11.2019, заключенного с собственниками квартиры N 293 по ул. Агрохимиков, д. 19, р.п. Новоивановское, копии реестра собственников, заключивших договор управления МКД с ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ", и иные документы.
ГУ МО "ГЖИ МО" в ходе проверки установлено, что деятельность по управлению многоквартирным домом, осуществляется АО "Одинцовская теплосеть" на основании договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса от 22.07.2020.
Администрацией Одинцовского городского округа по извещению N 190620/0924025/01, опубликованному 19.06.2020 на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru, были организованы и проведены торги в форме открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский район, Новоивановское рп., ул. Агрохимиков, д. 19.
Согласно протоколу N 3/3/2020 от 22.07.2020 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 190620/0924025/01 победителем конкурса признано АО "Одинцовская теплосеть".
Законность указанного открытого конкурса являлась предметом рассмотрения комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению жалоб ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров.
Решениями Московского областного УФАС России жалобы ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" N 29840, 29841 признаны необоснованными.
Таким образом, результаты указанного конкурса в установленном порядке отменены не были, в связи с чем, решение от 17.09.2020 N 10898 об отказе во внесении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "МУЛЬТИСТОРИ" по многоквартирному дому является законным и обоснованным.
В связи с чем, сведения об управлении спорным многоквартирным домом АО "Одинцовская теплосеть" не подлежат исключению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены оспариваемого им судебного акта.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2021 года по делу N А41-54610/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54610/2020
Истец: Говорова Оксана Николаевна, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МУЛЬТИСТОРИ"
Ответчик: АО "Одинцовская теплосеть"
Третье лицо: АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24120/2021
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24120/2021
24.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10678/2021
08.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54610/20