г. Хабаровск |
|
24 июня 2021 г. |
А04-6520/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амур"
на решение от 31.03.2021
по делу N А04-6520/2020
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1202800000369, ИНН 2801254956)
к обществу с ограниченной ответственностью "Амур" (ОГРН 1152801010670, ИНН 2801214230)
о взыскании 1 675 394,14 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Благовещенский расчетно-кассовый центр",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Амур" о взыскании 1 675 394,14 руб., из которых 1 427 642,90 руб. - основной долг за период с 01.01.2017 по 30.04.2020, 247 751,63 руб. - пени за период с 16.06.2017 по 05.04.2020, образовавшихся в связи с неоплатой исполнителем услуг коммунальных ресурсов, поставленных для целей содержания общего имущества многоквартирных домов.
Определением от 11.11.2020 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Благовещенский расчетно-кассовый центр".
В судебном заседании суда первой инстанции истец уточнил заявленные требования, просив взыскать с ответчика задолженность за период с 01.07.2017 по 30.04.2020 в размере 957 794,06 руб., пени за период с 16.09.2017 по 05.04.2020 в размере 142 238,64 руб. Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда от 31.03.2021 исковые требования, с учетом уточнений, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амур" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что между истцом и ответчиком, фактически, отсутствуют правоотношения, поскольку между ответчиком и третьим лицом заключен агентский договор, согласно которому агент берет на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия по приему, взысканию оплаты за коммунальные ресурсы потребленных при содержании общего имущества собственников помещений в МКД, в том числе за СОИ, потребленные сверх норматива, установленного нормами жилищного законодательства РФ. Указывает, что судом неправомерно отказано в проведении экспертизы по делу с целью проверки правильности объемов поставленного коммунального ресурса за период с 01.01.2017 по 30.04.2020.
В письменном отзыве ООО "АКС" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения. В обоснование доводов указывает на изменение в жилищном законодательстве с 01.01.2017 (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которым расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения. При этом, ответственность за исполнение указанных платежей возложена на исполнителя соответствующих услуг. Так как ООО "Амур" является исполнителем коммунальных услуг, то на нем лежит обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса в целях содержания общедомового имущества, обязанность по его оплате не зависит от исполнения обязанности третьими лицами. Указывает на обоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы, в связи с наличием объективной возможности ответчика самостоятельно произвести контррасчет, проверить расчеты истца.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "АКС" является энергоснабжающей организацией и осуществляет подачу через присоединенную водопроводную сеть холодной и горячей (питьевой) воды, потребляемой при содержании общего имущества в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Театральна, д. 98, ул. Ленина, д. 211, г, ул. Ленина, д. 178, ул. Ленина, д. 283/1, ул. Институтская, д. 10, ул. Шевченко, д. 117, ул. Нагорная, д. 7, ул. Б. Хмельницкого, д. 13, ул. Политехническая, д. 88, управляющей компанией которых является ответчик.
Истец, в порядке, предусмотренным пунктом 13 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пунктами 10, 11 постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, статьями 438, 539 ГК РФ, направил в адрес управляющей компании договор водоснабжения и водоотведения (в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме) от 03.02.2017 N 5021 сои с приложениями.
Согласно пункту 1.2 договора стороны пришли к соглашению о том, что объем питьевой воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией, а также принятие сточных вод, подлежащий оплате исполнителем по договору, определяется в соответствии с разделом 4 договора.
При заключении договора и определении его условий (в том числе порядка определения объема поданной по договору воды к принятых сточных вод) сторонам надлежит исходить из того, что между ресурсоснабжающей организацией и собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах, перечень которых указан в приложении N 1 к договору, заключены (в письменной форме или путем совершения потребителями конклюдентных действий, согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)) договоры холодного водоснабжения, а также водоотведения, по условиям которых потребители вносят плату за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организации.
Положением пункта 1.4 договора предусмотрено, что подача воды и отведение сточных вод по договору осуществляется с 01.01.2017.
Ответчиком указанный договор не подписан, направлены возражения.
Вместе с тем, истцом в период с 01.07.2017 по 30.04.2020 осуществлена
поставка коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирных домов на сумму 1 427 642,90 руб.
В обоснование факта оказания услуг водоснабжения и водоотведения в целях содержании общего имущества в многоквартирном доме истцом в материалы дела представлены: счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры, расходные накладные за период с 01.01.2017 по 30.04.2020.
Доказательства оплаты на сумму 957 794,06 руб. выставленных счетов в материалах отсутствует, расходные накладные и акты не подписаны.
Судебная коллегия, повторно изучив представленные в материалы дела доказательства поставки коммунального ресурса, соглашается с выводом суда первой инстанции о наличие оснований взыскания оплаты с ответчика в отсутствие заключенного договора водоснабжения и водоотведения на основании следующего.
К спорным правоотношениям применяются нормы жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354, положений Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающее в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ по предоставлению, приостановке и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах - часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества - статьи 16, 161 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно подпунктом 8, 9 5 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг, в силу закона, и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил N 124, следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора.
Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В то же время установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения 2 к данным правилам.
Объем сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в соответствии с положениями Правил N 354 определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомовых приборов учета (путем исключения из объема полученного ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, объемов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения домов, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или исходя из среднемесячного потребления (в случае оборудования помещений таковыми) или исчисленных исходя из норматива потребления (в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), и объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды и площади мест общего пользования многоквартирных домов.
Судом установлено, что перечисленные в иске многоквартирные дома в спорный период находились в управлении ответчика как управляющей организации.
Отсутствие письменного договора ресурсоснабжения не исключает квалификацию отношений по поставке коммунального ресурса в многоквартирные жилые дома как фактически сложившихся договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией. В деле отсутствуют доказательства принятия общим собранием собственников помещений в спорных многоквартирных жилых домах решений о распределении электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения.
Предмет спора, подлежащий исследованию - фактическая поставка ресурса воды по сетям от поставщика коммунального ресурса (водосбытовой организации) потребителю, прием и потребление воды потребителями.
Ответчиком обстоятельства исполнения обязательств истцом по водоснабжению и водоотведению не оспаривались, как и тот факт, что ООО "Амур" в спорный период являлось управляющей организацией в многоквартирных домах.
Таким образом, обязанность произвести оплату за оказанные коммунальных услуг лежит на ответчике, как на исполнителе услуг, на что правомерно указано в решении суда, довод апелляционной жалобы сводится к несогласию ООО "Амур" с указанным выводом и основан на неверном толковании норм права.
Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен пунктом 21 (1) Правила N 124.
Нормативы потребления холодного и горячего водоснабжения, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Амурской области утверждены постановлением правительства области от 03.08.2012 N 466 "О нормативах потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Амурской области", которые рассчитываются в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 и равны - 0,0742 м3 /м2 - ГВС).
В соответствии с подпунктом 1.2 постановления правительства Амурской области от 03.08.2012 N 466, нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего водоотведение имущества в МКД, определяются путем суммирования нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (0,0371 м м3 /м2 - холодное водоснабжение, 0,0371 м3 /м2 - ГВС).
Стоимость коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из объемов коммунальных ресурсов и утвержденных тарифов.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Правил N 124, при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. Указанное положение также закреплено в пункте 5.3 договора.
В соответствии со статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании данных общедомовых приборов учета многоквартирных домов, объемов индивидуального потребления, а также с учетом сведений о площадях помещений в МКД, имеющихся технических паспортах на многоквартирные дома, истцом сделан расчет, согласно которому задолженность ответчика за потребленную воду на общедомовые нужды за период с 01.07.2017 по 30.04.2020 составила 957 794,06 руб.
При этом, расчет произведен истцом на основании представленных агентом (ООО "Благовещенский расчетно-кассовый центр") данных.
Произведенный истцом расчет признан арифметически верным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии основания возложения обязанности по оплате задолженности за оказанные коммунальные услуги на ответчика, поскольку последний не исполняет обязанности по учету коммунальных платежей в силу действия агентского договора, изучен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (действующей до 03.04.2018) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу абзаца 2 пункта 64 Правил N 354 внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителя и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Из представленных в материалы дела протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам г. Благовещенск, ул. Театральна, д. 98 от 19.09.2015, от 25.03.2016; г. Благовещенск, ул. Шимановского, д. 10 от 04.09.2017; г. Благовещенск, ул. Институтская, д. 10 от 20.04.2019; г. Благовещенск, ул. Горького, д. 318 от 29.09.2019; г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 117 от 17.09.2016, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 65 от 11.04.2019; г. Благовещенск, ул. Нагорная, д. 7 от 03.10.2016; г. Благовещенск, ул. Конная, д. 40 от 21.11.2019; г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 178 от13.08.2018; г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 31 от 13.08.2018; г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 88 от 29.06.2018; г. Благовещенск, ул. Пушкина, д. 8 от 09.04.2018; г. Благовещенск, ул. Октябрьская, д. 156 от 04.06.2018 следует, что такие решения собственниками помещений в указанных МКД действительно приняты.
Однако в силу названных положений закона, такой порядок расчетов определяет лишь порядок выполнения потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
При таких обстоятельствах само по себе заключение агентского договора от 20.05.2016 N 88а между ООО "Амур" и ООО "Благ-РКЦ" не является основанием для освобождения ответчика от оплаты потребленного коммунального ресурса на СОИ.
На основании изложенного, требования истца о взыскании задолженности за период с 01.07.2017 по 30.04.2020 в размере 957 794,06 руб. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Нормы, изложенные в Законе N 416-ФЗ обязательны для применения всеми субъектами, заключающими договор холодного водоснабжения и водоотведения (статья 422 ГК РФ).
Как следует из абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.
Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате фактически оказанных услуг.
Расчет законных пеней судом проверен и принимается как соответствующий моменту возникновения у ответчика обязательства по оплате поставленного ресурса.
Таким образом, требование о взыскании с ответчика законных пеней за период с 16.09.2017 по 05.04.2020 в размере 142 238,64 руб. правомерно.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы по делу с целью определения количества указанного в учетных документах поставленного ресурса, арбитражный суд исходил из отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статьей 82 АПК РФ, поскольку все необходимые сведения для проверки правильности начислений коммунального ресурса имеются у ответчика. Формула расчёта приведена в Правилах N 354, кроме того учетные данные для предоставления контррасчета также могли быть предоставлены ООО "Благовещенский расчетно-кассовый центр", с которым у ответчика заключен агентский договор.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований отмены решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 31.03.2021 по делу N А04-6520/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6520/2020
Истец: ООО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Амур"
Третье лицо: ООО "Благ. РКЦ", ООО "Благ-РКЦ", Честнова Анна Сергеевна, Шестой арбитражный апелляционный суд (6520/20 3т)