г. Москва |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А40-238988/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционные жалобы
ООО "СТМ-Сервис", ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 марта 2021 года
по делу N А40-238988/20, принятое судьей Ереминой И.И.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "СТМ-Сервис"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее - ответчик), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, 60 000 руб. штрафа.
Решением суда от 29 марта 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично в сумме 15 000 руб.
С решением не согласились обе стороны, по делу поданы две апелляционные жалобы.
Истец просит удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик просит в иске полностью отказать.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 29 марта 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, между ОАО "Российские железные дороги" (Заказчик) и ООО "СТМ-Сервис" (Исполнитель) заключен договор от 30 апреля 2014 года N 284 (далее - Договор от 30.04.2014 N 284), в соответствии с которым ОАО "РЖД" поручает и обязуется оплатить, а ООО "СТМ-Сервис" принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов в порядке и сроки, определенные Договором.
В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании, ООО "СТМ- Сервис" (Исполнитель) берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов (пункт 1.2 Договора).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно пункту 1.5. Договора от 30.04.2014 N 284 результатом сервисного обслуживания локомотивов является поддержание локомотивов в технически исправном состоянии и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством РФ, Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ и настоящим Договором.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ условия Договора согласованы сторонами.
Подпунктом 4.1.2. Договора от 30.04.2014 N 284 закреплена обязанность Исполнителя осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов. На основании пункта 4.1.40 договора исполнитель несет ответственность за качество выполненных работ по сервисному обслуживанию.
В силу пункта 8.1 Договора от 30.04.2014 N 284, в случае выявления отказа локомотива, Заказчик проводит рекламационную работу и составляет акт-рекламацию в соответствии с настоящим договором. В акте-рекламации определяется виновная сторона и за чей счет осуществляется устранение отказа по указанному случаю.
В августе 2020 г. из-за некачественного проведения Исполнителем сервисного обслуживания локомотивов были допущены отказы технических средств на локомотивах с поездами, которые повлекли задержку поездов.
Согласно пункту 8.1 Договора от 30.04.2014 N 284 по каждому случаю отказа локомотива ОАО "РЖД" проведена рекламационная работа и составлены акты - рекламации.
Рекламационными актами установлено, что отказы локомотивов возникли из-за некачественного сервисного обслуживания ООО "СТМ-Сервис", которое признано виновной организацией, в связи с чем, ремонт будет производиться за счет Исполнителя.
Акты - рекламации подписаны ООО "СТМ-Сервис" без возражений.
По вине ООО "СТМ-Сервис" допущены случаи вынужденной задержки поездов из-за неисправностей локомотивов, что подтверждается вышеуказанными актами - рекламациями и выписками из Комплексной автоматизированной системы учета, контроля устранения отказов в работе технических средств и анализа их надежности (система КАСАНТ) (прилагаются).
Система КАСАНТ является одной из базовых информационных систем ОАО "РЖД", влияющих на непрерывность производственной деятельности ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 10 октября 2017 г. N 2061р, прилагается).
Выписки из системы КАСАНТ подтверждают факт задержки поездов и/или вызова вспомогательного локомотива, так как все данные в систему КАСАНТ попадают из автоматизированной системы ГИД "Урал-ВНИИЖТ", которая является полностью автоматизированной и на которую ориентируются дежурные по станциям, дающие информацию диспетчерам поездов.
В соответствии с пунктом 12.9. Договора в случае совершения нарушений условий от 30.04.2014 N 284, указанных в приложении N 19 к настоящему Договору, виновная сторона в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления требования уплачивает другой стороне штраф в размере, предусмотренном приложением N 19 к Договору.
Приложением N 19 к Договору от 30.04.2014 N 284 установлено, что в случае отказа локомотива на линии по вине ООО "СТМ-Сервис", в результате которого допущена задержка поездов и/или вызов вспомогательного локомотива, ООО "СТМ- Сервис" несет ответственность в виде уплаты штрафа в размере 3 000 рублей за каждый случай задержки.
Согласно расчету, подлежащая уплате сумма штрафа составляет 60 000 руб. за 29 случаев задержки поездов.
Пунктом 12.9 Договора и пунктом 2 Приложения N 19 к Договору предусмотрено взыскание с Исполнителя-Ответчика штрафа (3 000 рублей за каждый случай), если по его вине допущены неисправности локомотива, повлекшие задержку поезда и/или вызов вспомогательного локомотива.
Из них по 5 актам-рекламациям расчет штрафов произведен Истцом за случаи отказов 15 локомотивов в отношении иных поездов, следовавших с иными локомотивами, но задержанных, как полагает Истец, по причине отказа того же локомотива.
Требование истца об оплате 3000 рублей за задержку поездов, ведомых иными локомотивами, по своей правовой природе являются требованиями о взыскании убытков, вызванных ненадлежащим исполнением Ответчиком обязанностей по качественному сервисному обслуживанию локомотивов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, так как, исходя из смысла договора, охраняемым данной неустойкой объектом является публичное благо - график движения поездов, а не сам неисправный локомотив.
В этой связи во взыскании 45 000 руб. неустойки за задержку иных локомотивов судом первой инстанции отказано неправомерно, в связи с чем жалоба истца подлежит удовлетворению.
В жалобе ответчика следует отказать.
Доводы ответчика о том, что отказами являются исключительно 1 и 2 категория, а 3-я категория не является отказом, а является "неисправностью" несостоятельны, по следующим основаниям.
В выписках из КАСАНТ вне зависимости от категории отказа указано: время начала задержки, время окончания задержки, продолжительность задержки.
В графе "последствия" указано время задержки каждого поезда, остановившегося в связи с отказом неисправного локомотива
В выписке из графика исполненного движения также указывается время задержки.
Таким образом, вне зависимости от категории отказа происходит фактическая задержка поезда от 1 минуты и более, что является основанием к привлечению ООО "СТМ-Сервис" к договорной ответственности, что отвечает требованиям по отнесению ответственности в виде уплаты заказчику штрафа в размере 3 000 рублей в случае отказа
локомотива на линии по вине исполнителя и подтверждается представленными в материалы дела актами-рекламациями, протоколами оперативных совещаний по случаям отказов локомотивов.
Каждый случай неисправности локомотива приводит к негативным последствиям для железной дороги - незапланированной остановке поезда на перегоне, сбою графика движения как состава с неисправным локомотивом, так и следующих за ним составов, нарушению технологии работы локомотивных бригад, вынужденному "нагону" графика на станцию прибытия.
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение иска, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 1 036 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ), в остальном расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 5 400 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2021 года по делу N А40-238988/20 изменить. Взыскать с ООО "СТМ-Сервис" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 60 000 руб. - штрафа, 5 400 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" 1 036 руб. - госпошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 240268 от 16.11.2020 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238988/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СТМ-СЕРВИС"