город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2021 г. |
дело N А32-38036/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Бурова Сергея Александровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 по делу N А32-38036/2020
по иску администрации муниципального образования Лабинский район
к ответчику главе КФХ Бурову Сергею Александровичу
при участии третьего лица Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
о сносе самовольно возведенных объектов недвижимости
и по встречному иску о признании права собственности на незавершенные строительством объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Лабинский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бурову Сергею Александровичу (далее - предприниматель) о признании самовольными постройками объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197, по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, МТМ: объект N 1 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 2 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 3 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 4 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 5 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 6 (в схеме) - металлическая конструкция на ленточном фундаменте прямоугольной формы общей площадью 3073 кв. м, частично расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304004:197, частично за его пределами на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена; об обязании осуществить снос указанных объектов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 146-148, т. 1).
Определением от 19.01.2021 принят к производству встречный иск предпринимателя к администрации о признании права собственности на указанные незавершенные строительством объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха.
Указанным определением по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту Лабинского отделения Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Халтурина, 1 (ул. Красная, 35)) Жарковой Наталье Владимировне. Производство по делу приостановлено до получения заключения судебной экспертизы.
Предприниматель заявил ходатайство в порядке ст. 49 АПК РФ об уточнении встречных исковых требований, согласно которому просит признать право собственности на незавершенные строительством объекты недвижимого имущества:
- объект незавершенный строительством - склад N 1, назначение: нежилое, площадью 36,0 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%;
- объект незавершенный строительством - склад N 2, назначение: нежилое, площадью 36,0 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%;
- объект незавершенный строительством - склад N 3, назначение: нежилое, площадью 36,0 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%;
- объект незавершенный строительством - склад N 4, назначение: нежилое, площадью 36,0 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%;
- объект незавершенный строительством - склад N 5, назначение: нежилое, площадью 36,0 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%;
- объект незавершенный строительством - склад N 6, назначение: нежилое, площадью 2169,7 кв. м, количество этажей - 1, степень готовности - 8%, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197, по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха (л.д. 1-2, т. 3).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район.
Решением от 13.04.2021 по первоначальному иску суд обязал предпринимателя в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу снести (демонтировать) следующие объекты незавершенного строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197 по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха: объект N 1 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м; объект N 2 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м; объект N 3 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м; объект N 4 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м; объект N 5 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м; объект N 6 - малозаглубленный фундамент ленточный бетонный с расположенной на нем каркасной системой из металлических конструкций - металлических опор и элементов кровли из труб квадратного и прямоугольного сечения Г-образной формы в плане, размером 54,05*36,0 + 12,30*18,20 м, площадью по наружному обмеру 2169,7 кв. м. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 36 000 руб. госпошлины по первоначальному иску. В удовлетворении встречного иска предпринимателя отказано. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. госпошлины по встречному иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13.04.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель жалобы указывает, что согласно проведенной судебной строительной экспертизе, обследуемые объекты расположены в пределах границ земельного участка КН 23:18:0304004:197, что соответствует требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", и не создают помех другим лицам в пользовании своими земельными участками. Техническое состояние строительных конструкций объектов оценивается как работоспособное, объекты незавершенного строительства в существующей их стадии строительства, соответствуют требованиям безопасности.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприниматель на основании договора аренды N 4600005903 от 30.01.2008, договора о передаче (уступке) прав от 21.08.2018 является арендатором земельного участка площадью 33000 кв. м, с кадастровым номером 23:18:0304004:197, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации объектов недвижимости, по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, МТМ (выписка из ЕГРН от 02.10.2020).
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду правопредшественнику ответчика - ООО "Агрофирма "Нива" сроком на 49 лет до 30.01.2057 для эксплуатации объектов недвижимости (склад запчастей, лит. Б, здание МТМ, лит.В, газосклад, лит. Н, проходная будка, лит. А, плотницкие мастерские, лит. Е, склад лит. Д, склад лит. И).
21.08.2018 между ООО "Агрофирма "Нива" и предпринимателем был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого, в редакции дополнительного соглашения N 1 от 14.09.2018, ответчику в собственность были переданы объекты, расположенные, в том числе на указанном земельном участке по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, МТМ:
- здание МТМ, литер В, общей площадью 1224,3 кв. м, кадастровый номер 23:18:0301001:165;
- плотницкие мастерские, литер Е, общей площадью 255,4 кв. м, кадастровый номер 23:18:0304004:330;
- лесопильный цех, литер Л, общей площадью 89,8 кв. м, кадастровый номер 23:18:0304004:329;
- склад запчастей, литер Б, общей площадью 560 кв. м, кадастровый номер 23:18:0301000:166;
- склад, литер Д, общей площадью 95,2 кв. м, кадастровый номер 23:18:0304004:331.
21.08.2018 между ООО "Агрофирма "Нива" и предпринимателем был заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4600005903 от 30.01.2008 (л.д. 32-33, т.1).
04.06.2020 на основании приказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район от 02.06.2020 N 239 ведущим специалистом отдела земельных отношений администрации был проведен плановый рейдовый осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304004:197, в результате которого установлено, что на данном земельном участке находится шесть объектов с признаками начала капитального строительства без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации:
- ленточный фундамент, металлическая конструкция, значительной площади;
- пять объектов небольшой площади (ленточные фундаменты).
Указанные обстоятельства отражены в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка N 48 от 08.06.2020 с приложенным фотоматериалом (л.д. 15-23, т.1).
При этом, по информации Управления архитектуры и службы заказчика по строительству администрации муниципального образования Лабинский район в ИСОГД администрации муниципального образования Лабинский район сведения о выданных разрешениях на строительство объектов капитального строительства по указанному адресу отсутствуют.
Полагая, что спорные объекты возведены предпринимателем самовольно, без получения разрешительной документации, администрация обратилась в суд с настоящим иском о сносе в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Предприниматель с требованиями администрации не согласился, указав, что акт осмотра N 48 от 08.06.2020 является незаконным, осмотр земельного участка произведен с нарушением положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Кроме того, как указал, что в соответствии с условиями договора купли-продажи от 21.08.2018, заключенного с ООО "Агрофирма "Нива", в собственность предпринимателю были переданы объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197, шесть из которых были разрушены (прекратили свое существование) и на их месте было залито шесть фундаментов (один объект с металлоконструкциями и пять фундаментов).
Полагая, что реконструкция объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности и возведение спорных объектов на земельном участке, предоставленном в долгосрочную аренду, соответствуют фактическому использованию данного земельного участка в целях производственно-хозяйственной деятельности главы КФХ, предприниматель заявил встречные исковые требования о признании права собственности на указанные незавершенные строительством объекты недвижимого имущества.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных пунктом 1 статьи 218 ГК РФ в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Напротив, согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Общим правовым последствием создания самовольной постройки является снос такой постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в частности, путем признания права.
В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (абзац 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Определением от 19.01.2021 по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту Лабинского отделения Южного филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Халтурина, 1 (ул. Красная, 35)) Жарковой Наталье Владимировне.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Расположены ли спорные объекты - объект N 1 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 2 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 3 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 4 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 5 (в схеме) - ленточный фундамент прямоугольной формы площадью 37 кв. м, объект N 6 (в схеме) - металлическая конструкция на ленточном фундаменте прямоугольной формы общей площадью 3073 кв. м по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, МТМ в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304004:197? Представить схему размещения спорных объектов.
Установить, какие еще объекты (кроме спорных) расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304004:197, указать кадастровые номера данных объектов (при наличии).
2. Установить технические характеристики вышеуказанных спорных объектов (размеры, глубину залегания фундамента, высоту, материал изготовления и т.д.).
3. Соответствуют ли спорные объекты требованиям градостроительных, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки муниципального образования Лабинский район? Если не соответствует, то установить указанные несоответствия, а также процент нарушений предельно допустимых параметров строительства.
4. Установить расстояние (отступы) от спорных объектов до границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304004:197, соседних строений.
Установить, соблюдены ли при размещении спорных объектов нормативно установленные градостроительные и противопожарные отступы от соседних строений и границ земельного участка. Если не соблюдены, установить данные несоответствия.
5. Создает ли строительно-техническое состояние существующих спорных объектов угрозу жизни и здоровью граждан?
В экспертном заключении от 17.02.2021 экспертом сделаны следующие выводы:
"1. При выполнении кадастровых работ установлено, что на земельном участке с КН 23:18:0304004:197 расположены все спорные объекты NN 1,2,3,4,5,6 - ленточные фундаменты и металлическая конструкция на ленточном фундаменте с измененными параметрами и конфигурацией. Также расположены основные и вспомогательные объекты недвижимости, ранее возведенные на данном земельном участке: Плотницкие мастерские Лит Е, площадью 255,4 кв. м. КН 23:18:0304004:330, Склад Лит Д, площадью 95,2 кв. м, КН 23:18:0304004:331, а также хозяйственные постройки: Лит А - проходная будка, Лит И - сарай, Лит ГЗ - сарай, Лит Г5- сарай, забор кирпичный Лит I, (кадастровые номера отсутствуют, регистрация прав не требуется). Все указанные объекты расположены в пределах земельного участка с КН 23:18:0304004:197.
2. На земельном участке КН 23:18:0304004:197 расположены объекты недвижимости - пять незавершенных строительством объектов NN 1,2,3,4,5 имеющих одинаковые технические характеристики и параметры, и однотипное проектное решение: фундаменты под строительство складов: малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, размером 4,64 м *7,75 м, площадью по наружному обмеру 36,0 кв. м. Степень готовности - 8%, количество этажей - 1, назначение - нежилое, наименование объектов (проектируемое) - склад.
Объект N 6 - объект недвижимости, незавершенный строительством объект, малозаглубленный фундамент ленточный бетонный, с расположенной на нем каркасной системой из металлических конструкций - металлических опор и элементов кровли из труб квадратного и прямоугольного сечения, Г-образной формы в плане размером 54,05*36,0 + 12,30*18,20 м, площадью по наружному обмеру 2169,7 кв. м. Степень готовности - 8%, количество этажей - 1, назначение - нежилое, наименование объекта (проектируемое) - склад.
3,4. При проведении кадастровых работ уточнено местоположение спорных объектов недвижимости на земельном участке с КН 23:18:0304004:197. Согласно представленной схеме расстояние от объектов NN 1,2,3,4,5 до межевой границы справа составляет 3,30 м и 6,13 м, до красной линии по ул. Мира более 20,0 м.
Расстояние между объектами NN 1,2,3,4,5 составляет 5,0 м. Расстояние до здания Плотницких мастерских Лит Е составляет 56,60 м.
Расстояние до границы земельного участка от объекта N 6, по задней границе, составляет 3,16 м и 5,96 м, до границы слева 9,19 м, до здания Склада Лит Д -68,85 м.
Расстояние от объектов NN 1,2,3,4,5,6 до иных существующих строений и сооружений составляет 100 м и более.
Таким образом, установленные правилами землепользования и застройки Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района от 13.08.2014 г. N 209/71, с изменениями по решению Совета МО Лабинский район от 28.08.2019 г. N 408/63, минимальные отступы строений от красной линии улиц не менее чем 3 м, от границ соседнего земельного участка не менее 3 м, соблюдены.
Поскольку объекты NN 1,2,3,4,5,6 являются объектами незавершенного строительства - фундаментами, без основных элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, процентом готовности 8%, находящимися в стадии строительства, в отсутствие разрешительной и проектной документации, определить соблюдение санитарно - гигиенических требований, всех требований пожарной безопасности, предъявляемым к зданиям, не представляется возможным.
5. Обследуемые объекты NN 1,2,3,4,5,6 расположены в пределах границ земельного участка КН 23:18:0304004:197, с отступами от межевых границ, с соблюдением противопожарных проездов, что соответствует требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", и не создают помех другим лицам в пользовании своими земельными участками. Техническое состояние строительных конструкций объектов NN 1,2,3,4,5,6, оценивается как "работоспособное". Объекты NN 1,2,3,4,5,6 - объекты незавершенного строительства, в существующей их стадии строительства, соответствуют требованиям безопасности, установленным N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", права и законные интересы других лиц не нарушают, угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду, угрозу жизни и здоровью граждан не создают".
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0304004:197, на котором расположены спорные объекты, находится в муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район.
Согласно сведениям ИСОГД Первосинюхинского сельского поселения Лабинского района, земельный участок находится в зоне П-2 (зона предприятий, производств и объектов), предусматривающей в качестве одного из основных разрешенных видов использования склады.
Также земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования: в санитарно-защитной зоне предприятий, производств и объектов, частично в водоохранной зоне.
При этом, собственник земельного участка в лице администрации муниципального образования Лабинский район против возведения ответчиком спорных объектов возражает.
Одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0304004:197 предоставлен в аренду предпринимателю, как собственнику размещенных на нем объектов недвижимого имущества в целях их эксплуатации на срок до 2054 года.
В соответствии с п. 4.1.11 договора аренды земельного участка N 4600005903 от 30.01.2008, арендатор обязан строительство новых и реконструкцию существующих зданий и сооружений вести в точном соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией при наличии соответствующего разрешения Госархстройнадзора.
В силу п. 4.3.21 договора, арендатор имеет право возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка.
Таким образом, возведение объектов капитального строительства на спорном земельном участке допускается арендатором при наличии соответствующего разрешения на строительство.
Исходя из технических характеристик спорных фундаментов, установленных заключением судебной экспертизы - нижней части ленточных монолитных фундаментов глубиной заложения 10-15 см и надземной части фундамента 30-35-50 см (у обследуемых объектов NN 1,2,3,4,5), а также нижней части ленточного монолитного фундамента глубиной заложения 15-18 см и надземной монолитной бетонной части фундамента высотой 80 см (у обследуемого объекта N 6), суд пришел к выводу о том, что данные фундаменты предполагают капитальность возводимых объектов.
Предприниматель, заявляя о признании права собственности на незавершенные строительством объекты недвижимого имущества (склады), также подтверждает факт начала возведения объектов капитального строительства на спорном земельном участке.
Таким образом, спорные объекты представляют собой фундаменты будущих объектов капитального строительства.
При этом, разрешение на строительство капитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197 предпринимателем не получено.
Судом установлено, уведомлением администрации от 11.11.2020 N 67 Бурову С.А. было отказано в выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства - нежилых зданий в количестве 6 объектов, Лит.Г, Лит.Г1, Лит.Г2, Лит.Г3, Лит.Г4, Лит.Г5 по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197 в связи с отсутствием градостроительного плана земельного участка и проектной документации (л.д. 47, т.2).
При этом, в данном уведомлении указано, что объекты уже находятся в процессе строительства, разрешение на строительство на существующие, а также на строящиеся объекты капитального строительства не выдаются.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Отсутствие требуемого разрешения на строительство должно обсуждаться в контексте квалификации постройки как самовольной (пункт 1 статьи 222 ГК РФ), а пункт 3 статьи 222 ГК РФ, регулирующий вопрос признания права собственности на постройку, в отношении которой установлено, что она является самовольной, не содержит такого условия для удовлетворения соответствующего иска, как наличие разрешения на строительство или предваряющее строительство принятие мер для получения такого разрешения.
Приведенное выше разъяснение направлено на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено пунктом 3 статьи 222 ГК РФ (статья 10 ГК РФ).
В целях защиты публичных интересов действующее законодательство предусматривает особый порядок ведения строительства объектов недвижимости и обязывает застройщиков получать необходимые разрешения (статья 51 ГрК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Аналогичная правовая позиция сформулирована и в пункте 9 Информационного письма N 143.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Исходя из отсутствия доказательств, подтверждающих обращение предпринимателя за получением разрешения на строительство (реконструкцию) до начала производства работ, суд пришел к выводу о том, что предприниматель не принял надлежащих мер по легализации построек и получению необходимой разрешительной документации на проведение работ, при этом доказательства невозможности получения такой документации в указанный период по независящим от него причинам не представлено.
Судом отмечено, что обращение предпринимателя в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже после начала строительства объектов и обращения администрации в суд с иском о сносе (в ноябре 2020 года) не свидетельствует о добросовестности его поведения и не является основанием для легализации правонарушения, которым является самовольное строительство.
Кроме того, предпринимателем отказ в выдаче разрешения на строительство не оспорен, доказательств необоснованности такого отказа не представлено.
При таких обстоятельствах, судом не установлены основания для признания за подателем жалобы права собственности на самовольно возведенные объекты незавершенные строительством.
Иной подход ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства (реконструкции) документы в установленном порядке, в худшее положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2020 г. N 306-ЭС20-118 по делу N А57-26100/2018.
Судом установлено, что спорные объекты (малозаглубленные ленточные бетонные фундаменты) возведены в отсутствие разрешительной документации, на земельном участке, предоставленном по договору аренды, по условиям которого возведение капитальных объектов допускается только в соответствии с разрешением на строительство, что является достаточным основанием для признания спорных построек самовольными и для возложения на лицо, осуществившее эти постройки, обязанности по их сносу.
Как установлено судом, из приложенных к заключению экспертизы фототаблиц (л.д. 138-139, т.2) следует, что незавершенные строительством объекты не законсервированы, строительство давно не ведется, объекты имеют ветхий (частично разрушенный) вид.
При таких обстоятельствах, исковые требования администрации муниципального образования Лабинский район об обязании индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Бурова Сергея Александровича в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу снести (демонтировать) объекты незавершенного строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0304004:197 по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, х. Первая Синюха, с техническими характеристиками, установленными заключением судебной экспертизы удовлетворены судом первой инстанции.
В удовлетворении встречных исковых требований предпринимателя о признании права собственности на спорные незавершенные строительством объекты судом обоснованно отказано.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 по делу N А32-38036/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38036/2020
Истец: Администрация муниципального образования Лабинский район
Ответчик: Глава крестьянского хозяйчтва Буров Сергей Александрович, индивидуальный предприниматель Глава КФХ Буров Серегей Александрович
Третье лицо: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район