г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А56-103859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Третьяковой Н.О., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Козик М.А. по доверенности от 05.02.2021
от заинтересованного лица: Скочилов Д.Н. по доверенности от 31.05.2021, Пыжьянова М.С. по доверенности от 11.01.2021
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15970/2021) ИП Михайловой А.Д. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2021 по делу N А56-103859/2020, принятое
по заявлению ИП Михайловой А.Д.
к МИФНС N 2 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ГУ - Санкт-Петербургское РО ФСС РФ
об оспаривании сообщения об отказе в предоставлении субсидии
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Михайлова Анна Дмитриевна (ОГРНИП: 312784736000471, далее - ИП Михайлова А.Д., истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (ОГРН: 1047830500046, адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 14, далее - МИФНС N 2 по Санкт-Петербургу, Инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании сообщения об отказе в предоставлении субсидии от 20.06.2020 N 1375415.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1027806860707, адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, 10А; далее - ГУ - Санкт-Петербургское РО ФСС РФ, ФСС, Учреждение, третье лицо).
Решением от 02.04.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ИП Михайлова А.Д. обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ИП Михайловой А.Д. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ГУ - Санкт-Петербургское РО ФСС РФ, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ИП Михайлова А.Н. обратилась в МИФНС N 12 по Санкт-Петербургу с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576).
Уведомлением N 1375415 от 20.06.2020 Инспекцией отказано в предоставлении субсидии, в связи с отсутствием подтверждения права налогоплательщика на получение субсидии за 04 месяц 2020 года: отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).
Не согласившись с вынесенным уведомлением N 1375415 от 20.06.2020, ИП Михайлова А.Н. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности отказа Инспекции в предоставлении субсидии, заявленные Предпринимателем требования оставил без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 утверждены Правила N 576 предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Указанные Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 Правил N 576 устанавливает, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Так, согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 руб.; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что при регистрации ИП Михайловой А.Д. заявлен основной вид деятельности - 93.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты". 27.11.2017 по заявлению налогоплательщика внесены изменения в ЕГРИП, основной ОКВЭД изменен на 14.19 "Производство прочей одежды и аксессуаров одежды". Таким образом, согласно выписки ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 года основным видом деятельности ИП Михайловой А.Д являлось 14.19 "Производство прочей одежды и аксессуаров одежды".
Изменение сведений об основном виде деятельности на 96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" были внесены по заявлению налогоплательщика, принято по электронным каналам связи Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (Единые регистрационный центр) 21.04.2020 вх. N 21325А. Указанные изменения внесены согласно данных ЕГРИП 28.04.2020.
Определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 01.03.2020, осуществляется в силу прямого указания Постановления N 576, не предусматривающего иного порядка определения основного вида деятельности.
Поскольку вид деятельности ИП Михайловой А.Д., указанный в ЕГРИП, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020 не поименован в Постановлении Правительства РФ N 434, то условия для включения в реестр на предоставление субсидии, определенные Постановлением N 576, не выполнены, что исключает возможность предоставления налогоплательщику субсидии. При этом налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Постановлении N 576.
Сведения об основном виде экономической деятельности регулируются нормами Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ); Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях" (далее - Закон N 179-ФЗ), Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713). Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерация от 30 декабря 2016 г. N 851н (далее - Классификация).
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Каждый работодатель обязан оплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статьям 21, 22 Закона N 125-ФЗ, страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (статья 1 Закона N 179-ФЗ).
Порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правилами N 713.
Основной вид экономической деятельности страхователя - физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (пункт 10 Правил N 713).
Согласно информации, предоставленной третьим лицом - ГУ - Санкт-Петербургское РО ФСС РФ, ИП Михайлова А.Д. с 03.10.2019 поставлена на учет в качестве страхователя в Филиале N 30 ГУ - Санкт-Петербургское РО ФСС РФ (далее - Филиал N 30). При постановке на учет в Филиале N 30 ИП Михайловой А.Д. заявлен основной вид деятельности "Производство прочей одежды и аксессуаров" код 14.19, что соответствует 3 классу профессионального риска и страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 процентов.
Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ИП Михайлова А.Д. перечисляет своевременно.
Согласно предоставленному расчету по форме 4-ФСС за 4 квартал 2019 года среднесписочная численность работников составляла 3 человека, в 2020 года согласно предоставленным отчетам среднесписочная численность работников составляет 5 человек.
С января 2021 года основной вид деятельности ИП Михайловой А.Д. установлен "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" код 96.02, соответствует 1 классу профессионального риска и страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0, 20 процентов.
Кроме того, представленными в материалы дела документами не подтверждается, что Предприниматель с 2019 года осуществляет деятельность в сфере предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. Доказательств отражения указанных сведений в налоговой отчетности, подтверждающих, что сумма дохода от вида деятельности "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" составляет основной доход Предпринимателем в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил N 576, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил N 576.
Вместе с тем, правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРИП кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности получателя субсидии для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Законодателем не устанавливается временной период, за который подлежит анализу информация (документация) о хозяйственной деятельности получателя субсидии в целях сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения получателя субсидии используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРИП или в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по первой инстанции в размере 5700 руб. и по апелляционной жалобе в размере 2850 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 апреля 2021 года по делу N А56-103859/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михайловой Анны Дмитриевны - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Михайловой Анне Дмитриевне излишне уплаченную государственную пошлину по первой инстанции в размере 5700 руб., по апелляционной жалобе в размере 2850 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103859/2020
Истец: ИП Михайлова Анна Дмитриевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ГУ Санкт- Петербургское Региональное отделение Фонда Социального Страхования РФ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ