г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А56-77138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Дворкин М.Л., на основании доверенности от 04.12.2020,
от ответчика: представитель Редькин С.В., на основании доверенности от 20.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер N 13АП-12826/2021) Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 по делу N А56-77138/2020, принятое по иску:
истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова дом 1, ОГРН: 1037843025527, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7832000069)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Парадный Пушкин" (адрес: Россия, 196608, Санкт-Петербург, город Пушкин, площадь Привокзальная, дом 6/2, ОГРН: 1147847318112, Дата присвоения ОГРН: 16.09.2014, ИНН: 7820338128)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Парадный Пушкин" (далее - ответчик, Общество, ООО "Парадный Пушкин") об обязании в течение 36 месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 55, лит. А, установлении размера денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу Комитета, как 100 000 руб. в случае неисполнения решения суда в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200 000 руб. в месяц по требованию, указанному в пункте 1 просительной части искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением от 26.02.2021 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права; ссылается на то, что с 2015 года в период владения зданием ООО "Парадный Пушкин" на объекте самовольно произведены работы по ремонту и приспособлению помещений для современного использования (под ресторан); указывает, что частичный демонтаж капитальных кирпичных стен, колонн, выполненный в подвальных помещениях объекта, сколы, трещины на мраморном покрытии пола вестибюля, неудовлетворительное состояние ограды объекта, в любом случае нарушает предмет охраны объекта, обязанность по сохранению неизменности которого перешла при переходе вещных прав на объект ООО "Парадный Пушкин".
Определением от 25.06.2021 ввиду нахождения судьи Баженовой Ю.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Баженовой Ю.С. на судью Тимухину И.А.
В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе совместной проверки прокуратурой Пушкинского района Санкт-Петербурга и Комитетом принадлежащего ООО "Парадный Пушкин" объекта культурного наследия по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 55, лит. А, было установлено, что планировка подвальных помещений объекта не соответствует плану ПИБ от 2013 года, размещенному в информационной системе РГИС; в помещения первого и второго этажей доступ не был обеспечен в полном объеме; цоколь объекта находится в неудовлетворительном состоянии, имеются следы переувлажнения, биопоражения, вывалы отдельных камней; фасады объекта находятся в неудовлетворительном состоянии, облицовочный кирпич загрязнен, имеются места переувлажнения кладки, биопоражения, локальные утраты лицевой кирпичной кладки и штукатурного слоя, участки позднейших ремонтных окрашиваний и цементных обмазок, вандальные надписи, в части оранжереи наблюдаются трещины штукатурного слоя; в оконных проемах установлены металлические и пластиковые решетки, на фасадах и в оконных проемах установлено дополнительное инженерное оборудование (щит ГРЩ вентиляционные трубы), на крыше юго-восточной части здания устроена приточно-вытяжная система; ограда объекта (элемент предмета охраны) находится в неудовлетворительном состоянии, имеются крупные утраты лицевой кирпичной кладки, вывалы отдельных кирпичей, загрязнения, вандальные надписи, кирпичные тумбы складированы рядом на земле; на металлическом ограждении имеются шелушения окрасочного слоя, следы коррозии; заявление на выдачу задания и согласование проектной документации в Комитет не поступало, разрешение Комитета не выдавалось.
Ссылаясь на то, что выявленные факты свидетельствуют о нарушении установленного законом порядка использования объекта культурного наследия, о причинении вреда объекту, его облику, создают угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия, причинения ему иных негативных воздействий, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ).
Режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения разрешает ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (пункты 1.1 и 1.3 статьи 5.1. Закона N 73-ФЗ).
Согласно распоряжению Комитета от 13.03.2018 N 100-р здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 55, лит. А, является объектом культурного наследия регионального назначения "Усадебный дом А.В. Кокорева".
Объект недвижимости приобретен Обществом по договору купли-продажи от 03.11.2015, который согласно акту приема-передачи от 05.11.2015 был передан в неудовлетворительном состоянии, не позволяющем эксплуатировать его без проведения ремонтно-реставрационных работ, а именно: здание находилось в неудовлетворительном состоянии, не позволяющем использовать (эксплуатировать) его без производства ремонтно-реставрационных работ, в здании осуществлены несогласованные в установленном порядке перепланировки, технические планы здания не соответствуют фактическому состоянию помещений (местами отсутствуют перекрытия, снесены перегородки, элементы декора и так далее).
На момент приобретения Обществом здание входило в список выявленных объектов культурного наследия, утвержденного приказом Комитета от 20.02.2001 N 15, объект "Усадьба А.В. Кокорева (главное здание, сад, ограда с 2 воротами)", под номером 1529.
В 2016-2017 годах по заказу и за счет средств Общества была проведена работа по анализу исторических особенностей объекта, собрана историческая справка из архивов по зданию и проведена историко-культурная экспертиза с целью внесения данного уникального объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, о чем было подписано распоряжение Комитета от 13.03.2018 N 100-р.
В целях приспособления объекта для современного использования Обществом заключен договор с проектной организацией на выполнение работ по комплексному научному исследованию здания, разработке проекта реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия "Усадебный дом А.В. Кокорева". В рамках указанных работ получено разрешение Комитета на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия от 05.07.2019 N 01-53-1221/19-0-1.
Судом установлено, что, действуя в рамках вышеназванного разрешения, Общество выполнило работы по натурным исследованиям, архитектурным обмерам, инженерному обследованию технического состояния несущих конструкций здания.
При этом только 08.12.2020 Комитет согласовал представленную Обществом проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадебный дом А.В. Кокорева", ремонт и приспособление здания к современному использованию (перекрытия 2-го этажа части здания), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 55, лит. А, шифр: 010-2020.
Завершение работ по разработке научной и проектной документации и проведению историко-культурной экспертизы в Комитете запланировано на 3 квартал 2021 года, после чего и должны быть осуществлены работы по реконструкции и реставрации объекта, что, в свою очередь, не оспаривается истцом.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к верному выводу о том, что Общество выполняет требования действующего законодательства по сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия - здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 55, осуществляя необходимые действия, направленные на проведение работ по реконструкции и реставрации объекта в соответствии с регламентом и процедурами, установленными законодательством и Комитетом, тем более, что в период владения зданием ООО "Парадный Пушкин" несогласованные строительные работы на объекте не осуществлялись, предметы охраны, относящиеся к зданию, утвержденные распоряжением Комитета от 17.04.2018 N 149, находятся в сохранности, что также не оспаривается истцом.
Суд также учел, что по результатам проверки здания, осуществленной 10.02.2020 Комитетом и прокуратурой Пушкинского района, в отношении ответчика Комитетом был составлен протокол от 30.06.2020 N 124-2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Постановлением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 21.10.2020 по делу N 5-864/2020, оставленным без изменения решением Санкт-Петербургского городского суда от 15.12.2020 по делу N 12-1325/2020, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Парадный Пушкин" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При этом решением Санкт-Петербургского городского суда от 15.12.2020 по делу N 12-1325/2020 установлено, что факт производства ООО "Парадный Пушкин" перепланировок и ремонта в помещениях здания не подтвержден, а также то, что ответчиком совершались действия, направленные на сохранение объекта культурного наследия и проведен большой объем работ в этом направлении.
Более того, суд указал, что 13.10.2020 Комитетом принято распоряжение N 07-19-438/20 об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Усадебный дом А.В. Кокорева", согласно подпункту 1 пункта 25 которого Комитет установил дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия, а именно: истец возложил на ответчика обязательство в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия со сроком исполнения 36 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Приняв во внимание, что срок исполнения Обществом соответствующих обязательств на дату обращения Комитета с настоящим иском в суд, равно как и на дату принятия решения не истек, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Комитетом вопреки положениям статей 4 и 65 АПК РФ не доказан ни факт нарушения ответчиком соответствующих обязательств, ни факт нарушения Обществом каких-либо охраняемых законом интересов, равно как и не доказано каким именно образом удовлетворение заявленных требований повлечет восстановление этих охраняемых законом интересов.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 по делу N А56-77138/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77138/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ООО "ПАРАДНЫЙ ПУШКИН"