город Томск |
|
1 июля 2021 г. |
Дело N А27-204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-5166/2021) на решение от 08.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-204/2021 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению Некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Кузбасса", город Кемерово (ОГРН 1024240682553, ИНН 4200000319) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178), город Кемерово о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении от 20.11.2020 N42/201/002/2020-745/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности.
В судебном заседании принял участие представитель Некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Кузбасса": Потупало К.Ю. по доверенности от 16.08.2019 (на 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд развития жилищного строительства Кузбасса" (далее - НО "Фонд РЖС", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении от 20.11.2020 N 42/201/002/2020-745/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении сооружения: кабельная линия электроснабжения длиною 50 метров, мощностью 0.4 кВ от ТП5 до жилого дома N 20.
Решением от 08.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на созданное здание помимо правоустанавливающего документа на земельный участок являются разрешение на ввод в эксплуатацию и подготовленный на его основании технический план, а в отношении объектов, указанных в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" технический план, подготовленный на основании проектной документации, с приложением заключения уполномоченного органа, подтверждающего отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости.
Отнесение спорного объекта к категории вспомогательных не имеет в данном случае правового значения, так как сооружения электроэнергетики являются имущественными объектами с особым статусом, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии. Правоотношения, связанные с объектами электроэнергетики, регулируются специальными нормами, которые не могут быть проигнорированы при принятии решений о проведении учётно-регистрационных действий.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), НО "Фонд РЖС" с доводами апелляционной жалобы не соглашается.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление, надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя НО "Фонд РЖС", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление 14.02.2020 поступило заявление НО "Фонд РЖС" о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на сооружение, расположенное по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Кемеровский городской округ, город Кемерово, Ленинский район, западнее жилого дома N 29 по просп. Восточный.
Уведомлением от 03.03.2020 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены, начиная с 03.03.2020 до 02.06.2020, затем уведомлением от 21.05.2020 на срок до 20.11.2020.
Вынесены уведомления от 09.11.2020 о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав, от 20.11.2020 об отказе в государственной регистрации прав N 42/201/002/2020-745/6, поскольку заявителем не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно: со ссылкой на нормы части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ), на пункты 1, 2 статьи 4-5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ "О градостроительной деятельности" (в редакции на 15.12.2015), а также пункт 18 (4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, указано на то, что в акте осмотра электроустановки от 17.10.2016 указана Проектная документация Шифр: 242014-20-ЭМ, при этом в состав технического плана включена Проектная документация шифр: 213-2-ЭС.
Также в ответе Ростехнадзора от 27.07.2020 указано, что заявленный объект является энергоустановкой, в отношении которой осуществляется государственный энергетический надзор, уведомление о готовности ввода объекта в эксплуатацию не поступало.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ имеются основания для признания недействительным оспариваемого отказа в государственной регистрации права Управления, изложенного в уведомлении от 20.11.2020 N 42/201/002/2020-745/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, указан в статье 15 Закона N 218- ФЗ. В частности, таким лицом является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Перечень документов, являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указан в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. Одним из таких документов является, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218- ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляется на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В рассматриваемом случае требования заявителя направлены на учет и регистрацию прав в отношении в отношении сооружения: кабельная линия электроснабжения длиною 50 метров, мощностью 0.4 кВ от ТП5 до жилого дома N 20.
Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В части 17 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. При этом приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать иные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно пунктам 3, 5 части 17 указанной статьи не требуется выдача разрешений на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Из представленного в материалы дела технического плана следует, что кабельная линия электроснабжения 0,4 кВ от ТП5 до жилого дома N 20 (стр.), протяженностью 50 м является сооружением электроэнергетики. Согласно представленным документам, строительство кабельной линии проходило на земельных участках с кадастровыми номерами 42:04:0349002:330, 42:04:0349002:342, на которых в соответствии с договорами аренды земельного участка от 22.10.2013, заключенными с заявителем, осуществлено строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома на основании разрешения на строительство N RU-42305000-75/КС и трансформаторной подстанции соответственно. Жилой дом по адресу: г. Кемерово, проспект Восточный, д. 29 введен в эксплуатацию на основании разрешения от 05.12.2016.
Спорная кабельная линия является неотъемлемой частью инженерно-технической инфраструктуры, обеспечивающей электроснабжение многоквартирного жилого дома N 37 по проспекту Восточный, построенного на основании разрешения на строительство, выданного в порядке статьи 51 ГрК РФ, введен в эксплуатацию, кабельные линии не предназначены для электроснабжения иных лиц, в связи с чем они в силу положений статей 135 ГК РФ, пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ являются объектом вспомогательного назначения, следовательно, выдача отдельного разрешения на их строительство не требуется. И, как следствие, не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав необходимо было представить технический план объекта недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
В Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
Спорное сооружение относится к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Представленный ответ на запрос, поступивший от Ростехнадзора, в совокупности с нормами пункта 2 статьи 4-5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-03 "О градостроительной деятельности" на территории Кемеровской области (в редакции, действующей на момент строительства) подтверждают тот факт, что строительство указанного объекта допускается без получения разрешения на строительство. Дальнейшие правоотношения между заявителем и правообладателем спорного сооружения о правомерности/неправомерности осуществления государственного энергетического надзора, соблюдения его порядка - не относится к правоотношениям по государственной регистрации права и государственному кадастровому учету.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ имеются основания для признания недействительным оспариваемого отказа в государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, изложенного в уведомлении от 20.11.2020 N 42/201/002/2020-745/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-204/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-204/2021
Истец: НО "Фонд развития жилищного Строительства Кузбасса"
Ответчик: Управление Росреестра по Кемеровской области