29 июня 2021 г. |
Дело N А83-13850/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием представителя от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" - Васильева А.А. по доверенности от 11.01.2021 N 116-Д,
в отсутствии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 марта 2021 года по делу N А83-13850/2020, принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (далее - предприятие, заявитель, ГУП РК "Крымэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее по тексту - пенсионный фонд, Управление) от 16.06.2020 N 091S19200005797 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части привлечения предприятия к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 88500,00 рублей; о признании недействительным требования от 15.07.2020 N 091S01200005411; просит обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГУП РК "Крымэнерго".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 марта 2021 года производство по делу прекращено в части признания незаконным требования N 091S01200005411 от 15.07.2020; заявление ГУП РК "Крымэнерго" удовлетворено: суд признал незаконным оспариваемое решение Управления; взыскал с Управления в пользу ГУП РК "Крымэнерго" расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку ГУП РК "Крымэнерго" является правопреемником ГУП РК "Крымские генерирующие системы", которое являлось самостоятельным юридическим лицом на момент совершения правонарушения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания от Управления поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
От ГУП РК "Крымэнерго" до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представились против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением в отношении ГУП РК "Крымские генерирующие системы" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проведенной проверки оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18200002617 от 25.03.2020, в котором указано о непредоставлении в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года в отношении 177 застрахованных лиц.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 13.05.2020 ГУП РК "Крымские генерирующие системы" реорганизовано путем присоединения к ГУП РК "Крымэнерго".
Учитывая указанные обстоятельства пенсионным фондом 16.06.2020 на основании акта N 091S18200002617 от 25.03.2020 вынесено решение N 091S19200005797 о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" как правопреемника Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские генерирующие системы" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 88 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 177 застрахованных лиц.
На основании решения пенсионного фонда вынесено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.07.2020 N 091S01200005411.
Не согласившись с законностью указанных решения и требования, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным оспариваемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что у предприятия как правопреемника ГУП РК "Крымские генерирующие системы" в связи с отсутствием решения о привлечении реорганизуемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, не возникла обязанность по уплате штрафных санкций.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона N 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения об уволенных в связи с этим работниках в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по представлению необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета сведений страхователь в любом случае должен исполнить самостоятельно.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что страхователем - ГУП РК "Крымские генерирующие системы" не представлены в установленный срок сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 (количество застрахованных лиц в отчёте 177) при сроке представления ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом.
Факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-СТАЖ материалами дела подтвержден и сторонами не оспаривается.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ГУП РК "Крымские генерирующие системы" прекратило свою деятельность путём реорганизации в форме присоединения 13.05.2020 о чём свидетельствует соответствующая запись N 2209100190473.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
На момент вынесения решения от 16.06.2020 N 091S19200005797 ГУП РК "Крымские генерирующие системы" прекратило деятельность и не могло являться субъектом привлечения к ответственности. Оспариваемое решение принято в отношении ГУП Республики Крым "Крымэнерго".
Учитывая, что Закон N 27-ФЗ не регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности организации-правопреемника за нарушение порядка представления сведений организацией-правопредшественником, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что в соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ возможно применение к рассматриваемым правоотношениям норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ими регулируются сходные по своей правовой природе отношения.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 50 НК РФ установлено, что на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
То есть, для возникновения обязанности правопреемника по уплате штрафных санкций необходимо наличие решения о привлечении присоединяемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, а организация-правопреемник обязана уплатить штраф за совершение правонарушения организацией-правопредшественником только в случае, если такой штраф был наложен до завершения процесса реорганизации.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что до завершения реорганизации ГУП РК "Крымские генерирующие системы" решение о привлечении к ответственности за совершение вменяемого правонарушения пенсионным фондом не принималось, у правопреемника ГУП РК "Крымэнерго" в связи с отсутствием решения о привлечении реорганизуемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, не возникла обязанность по уплате штрафных санкций.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части заявления о признании незаконным требования Управления N 091S01200005411 от 15.07.2020 в связи с отказом заявителя от части требований поскольку данный отказ не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Доводы апелляционной жалобы изучены и не приняты судом во внимание, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 марта 2021 года по делу N А83-13850/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13850/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ