город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2021 г. |
дело N А32-10248/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "РЭО-10" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 по делу N А32-10248/2018
по иску МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
к ответчику - ООО "Управляющая компания "РЭО-10"
о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК "РЭО-10" о взыскании задолженность за горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.06.2017 по 31.10.2017 в размере 1568027 руб. 09 коп., пени за период с 17.07.2017 по 05.04.2020 в размере 457341 руб. 85 коп., пени за период с 01.01.2021 по 25.02.2021 в размере 28706 руб. 96 коп., а также пени за период с 26.02.2021 по день фактической оплаты долга (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 8 л.д. 46-47).
Решением от 19.04.2021 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 1568027 руб. 09 коп. задолженности за период с 01.06.2017 по 31.10.2017, 457341 руб. 85 коп. пени за период с 17.07.2017 по 05.04.2020, 28706 руб. 96 коп. пени за период с 01.01.2021 по 25.02.2021, а также пени, начисленные на сумму задолженности в размере 1568027 руб. 09 коп., исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за период с 26.02.2021 по день фактической оплаты задолженности.
Решение мотивировано тем, что в период с 01.06.2017 по 31.10.2017 истец поставил в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду на общедомовые нужды. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность, предусмотренная пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом неправильно применены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды. Согласно совместным актам обследования многоквартирных домов имеются изолированные стояки, в многоквартирных домах по адресам: ул. Донская, 15а, 17; ул. Пасечная, 18; пер. Строительный, 2, 2б, 4, 4а, 7, 9, 11, отсутствуют полотенцесушители. Контррасчет ответчика соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и необоснованно не принят судом. По расчету ответчика стоимость коммунального ресурса (ГВС) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период фактического потребления с 01.06.2017 по 31.10.2017 составляет 1790901 руб. 80 коп., с учетом оплаты - 1370922 руб. 08 коп. В спорный период обязанность по поверке и надлежащее состояние общедомовых приборов учета была возложена на истца. Истец уклонился от комиссионной проверки по обращению ответчика (письмо от 24.01.2017). Судом не исследованы акты обследования на предмет установления технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, акты периодической проверки готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии и ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии. Названные акты составлены с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Порядка проведения ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. В актах отсутствуют даты их составления, подпись уполномоченного представителя потребителя. У ответчика отсутствуют введенные в эксплуатацию надлежащим образом общедомовые приборы учета.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания "РЭО-10" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" в заседание не явился. Предприятие о судебном заседании извещено надлежащим образом. Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" в период с 01.06.2017 по 31.10.2017 поставляло горячую воду в многоквартирные жилые дома, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "РЭО-10", в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, по следующим адресам: ул. Надежная, 16; ул. Рязанская, 12; ул. Рязанская, 6; пер. Донской, 20; пер. Донской, 22; пер. Строительный, 1; пер. Строительный, 11; пер. Строительный, 2; пер. Строительный, 2 лит. Б; пер. Строительный, 4; пер. Строительный, 4А; пер. Строительный, 5; пер. Строительный, 7; пер. Строительный, 8; пер. Строительный, 9; ул. Виноградная, 150; ул. Виноградная, 152; ул. Гранатная, 16; ул. Донская, 102; ул. Донская, 106; ул. Донская,15 лит. А; ул. Донская, 17; ул. Донская, 17 лит. А; ул. Донская, 19; ул. Донская, 29 лит. Б; ул. Донская, 98 лит. А; ул. Пасечная, 18; ул. Санаторная, 21; ул. Санаторная, 23; ул. Санаторная, 49 корп. 8; ул. Санаторная, 55; ул. Санаторная, 59; ул. Тимирязева, 32 корп. 3; ул. Чехова, 19; ул. Чехова, 26; ул. Чехова, 31; ул. Чехова, 33; ул. Чехова, 35; ул. Чехова, 4.
В обоснование факта поставки тепловой энергии в материалы дела представлены акты о приеме-передаче тепловой энергии. Акты ООО "Управляющая компания "РЭО-10" не подписаны.
В связи с неисполнением ООО "Управляющая компания "РЭО-10" обязательств по оплате задолженности, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменения, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В разделе VII приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В Краснодарском крае норматив на подогрев 1 куб. м воды утвержден приказом РЭК - ДЦиТ Краснодарский край от 18.05.2017 N 2/2017-нп, при этом в соответствии с пунктом 4 названного приказа нормативы вводятся с 01.06.2017.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу -Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Как отмечено выше, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" в период с 01.06.2017 по 31.10.2017 поставляло горячую воду в многоквартирные жилые дома, находящихся в управлении ООО "Управляющая компания "РЭО-10".
Факт поставки горячей воды не оспаривается.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом неправильно применены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды. Согласно совместным актам обследования многоквартирных домов имеются изолированные стояки, в многоквартирных домах по адресам: ул. Донская, 15а, 17; ул. Пасечная, 18; пер. Строительный, 2, 2б, 4, 4а, 7, 9, 11, отсутствуют полотенцесушители. Контррасчет ответчика соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и необоснованно не принят судом.
Судом первой инстанции установлено, что в контррасчете объема и размера платы коммунального ресурса подлежащего оплате ответчиком неверно определен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, что противоречит представленным актам совместного осмотра, зафиксировавших ненадлежащую изоляцию тепловых сетей МКД.
В отношении многоквартирных жилых домов по адресам: г. Сочи, пр-кт Строителей, 7; ул. Донская, 17А, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" произведена корректировка начислений согласно результатам осмотра.
Доводы заявителя о том, что судом не исследованы акты обследования на предмет установления технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, акты периодической проверки готовности к эксплуатации узлов учета тепловой энергии и ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, у ответчика отсутствуют введенные в эксплуатацию надлежащим образом общедомовые приборы учета, отклоняются апелляционным судом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 разъяснено, что действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенные при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
МУП "СТЭ" является гарантирующим поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Управляющая компания "РЭО-10", что подтверждается информацией с официального сайта "Реформа ЖКХ" и ГИС ЖКХ.
Согласно пояснениям истца, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, в силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" осуществило действия по принудительной установке общедомовых приборов учета в обслуживаемых многоквартирных домах ООО "Управляющая компания "РЭО-10", ввиду того, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не исполнена собственниками, передало техническую документацию управляющей организации с целью осуществления содержания в рамках договора управления МКД.
Техническая документация на узлы учета, в том числе акты об установлении наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета, оригиналы паспортов на узлы учета, направлена управляющей организации почтовым отправлением с описью вложения.
Спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовым прибором учета (узлы учета ГВС и ЦО). Приборы учета допущены к эксплуатации, соответствуют Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В материалы дела представлены акты ввода в эксплуатацию (акты допуска), акты периодической проверки общедомовых приборов учета, акты обследования на предмет установления наличия/отсутствия технической возможности установки приборов учета, из содержания которых следует, что общедомовые приборы учета технически исправны, поверены, оснований производить начисления платы за коммунальный ресурс без учета показаний прибора учета не имеется.
Работы по проверке исправности, работоспособности и техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (пункт 18).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (пункт 72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034). Соответствующий акт в материалах дела отсутствует.
Поскольку Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учета, бремя доказывания того, что в жилом доме отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
Указанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.07.2018 N 309-ЭС18-9997 по делу N А43-5398/2017.
В материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы, ссылки на проектные характеристики многоквартирных домов, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета.
Доказательств, подтверждающих неисправность общедомовых приборов учета ГВС в спорный период и свидетельствующих о невозможности принятия к расчетам показания спорных приборов учета, равно как и доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета по спорным адресам, материалы дела не содержат.
Истцом также заявлено пени за период с 17.07.2017 по 05.04.2020 в размере 457341 руб. 85 коп., пени за период с 01.01.2021 по 25.02.2021 в размере 28706 руб. 96 коп., а также пени за период с 26.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Кодекса).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (вступил в силу 01.01.2016) управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет пени проверен судом первой инстанции и признан верным.
В апелляционной жалобе возражений по методике начисления пени не заявлено, контррасчет не представлен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 по делу N А32-10248/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10248/2018
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация -10", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплутационная организация-10"