г. Владимир |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А11-9818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца - территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от ответчика (заявителя) - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" - полномочный представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление N18068);
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента здравоохранения Владимирской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 по делу N А11-9818/2020, по иску территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ОГРН 1023301463570, ИНН 3329007728) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (ОГРН 1023302152851, ИНН 330701318) о взыскании 1 248 809 руб.27 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - ТФОМС Владимирской области, истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению в сумме 111 120 руб. 22 коп., штрафа в сумме 11 112 руб. 02 коп., неустойки в сумме 694 руб. 50 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа директора ТФОМС Владимирской области от 29.04.2020 N 125 проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ ВО "Муромская городская больница N 3". В ходе проверки установлено нецелевое использование ответчиком денежных средств:
-на оплату труда врачу-психиатру Фефелову И.П.;
-на оплату труда социальному работнику Кокориной И.В. По данным фактам составлен акт от 10.06.2020 N 5/1. Поскольку ответчиком не возвращены в бюджет ТФОМС ВО средства ОМС в сумме 1 128 051 руб. 37 коп., израсходованные не но целевому назначению, истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 по делу N А11-9818/2020 исковые требования ТФОМС Владимирской области удовлетворены частично: с Учреждения в пользу ТФОМС Владимирской области взысканы средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 701 545 руб. 35 коп., штраф в размере 70 154 руб. 54 коп., пени за период с 14.07.2020 по 31.08.2020 в сумме 5156 руб. 36 коп., а начиная с 01.09.2020 - пени, исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы задолженности за каждый день просрочки. В остальной части требований отказано. С Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 15 855 руб. 51 коп.
Учреждение, не согласившись с принятым решением, просит его отменить в части удовлетворения иска на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с тем, что все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, связанных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе осуществление выплат стимулирующего характера персоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи больным с острым нарушением психики должны производиться за счет средств областного бюджета на основании программ государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи, утвержденных постановлениями администрации Владимирской области. Указывает, что оплата труда социального работника Кокоревой И.В. произведена в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения".
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В отзыве от 07.06.2021 истец указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. Ответчик в дополнении от 21.06.2021 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Таким образом, предметом проверки апелляционной инстанцией является законность и обоснованность принятого по делу решения лишь в части удовлетворения иска ТФОМС Владимирской области.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора фонда от 29.04.2020 N 127 последним проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, по результатам которой выявлено использование Учреждением средств ОМС не по целевому назначению в размере 1 128 051 руб. 37 коп., о чем составлен акт от 10.06.2020 N 5/1.
В частности, установлено, что в нарушение Федеральных законов от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления администрации Владимирской области от 07.11.2014 N 1139 "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия органов администрации Владимирской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания и порядка межведомственного взаимодействия органов администрации Владимирской области при составлении социальных услуг и социального сопровождения", Раздела V Программ от 12.12.2017 г. N 1050 и от 12.12.2018 г. N 904, ГБУЗ ВО "Муромская ГБ N 3" за счет средств ОМС производились выплаты заработной платы с начислениями социальному работнику Кокориной И.В. в должностные обязанности, которой входит работа по опеке и попечительству недееспособных граждан. За проверяемый период за счет средств ОМС было начислено и выплачено 701 545 руб. 35 коп., в том числе: по статье "Заработная плата" - 538 821 руб. 31 коп., из них за 2018 год - 247 090 руб. 43 коп., за 2019 год - 291 730 руб. 88 коп.; по статье "Начисления на оплату труда" - 162 724 руб. 04 коп., из них за 2018 год - 74 621 руб. 31 коп., за 2019 год - 88 102 руб. 73 коп. (1 приложение N 2.1 на 28 листах).
Согласно выявленным нарушениям к ответчику применены штрафные санкции, предусмотренные частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 112 805 руб. 14 коп - штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования.
26.06.2020 Фондом в адрес Учреждения направлено требование об устранении нарушений в использовании целевых средств, выявленных в ходе проверки 10.06.2020 и о возмещении в бюджет Фонда средств использованных не по целевому назначению и выплате начисленного штрафа в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Требование оставлено без удовлетворения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части оплаты труда социального работника. При этом суд исходил из следующего.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 9 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с положениями части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Согласно частям 1, 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, транспортные расходы, прочие выплаты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
Пунктом 158.2 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно- хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации ОМС, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ ОМС и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом выявлено нецелевое использование Управлением средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 128 051 руб. 37 коп. в виде начисления и выплаты заработной платы за счет средств ОМС врачу-психиатру Фефелову И.П., работающему по совместительству и социальному работнику Кокоревой И.В. за оказание медицинской помощи больным с острым нарушением психики.
Между тем, в системе обязательного медицинского страхования должна осуществляться оплата медицинской помощи, оказанной в соответствии с Программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2018 и 2019 годов, которыми устанавливается перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования.
Социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования, что подтверждается должностной инструкцией социального работника Кокориной И.В.
В должностной инструкции социального работника неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения указано, что социальный работник обязан:
- осуществлять сбор информации о поступивших в неврологическое отделение для больных с ОНМК, больных, их социальном статусе, о наличии документов: страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан, паспорта, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
- осуществлять сбор анамнеза жизни (данные о месте работы, профессии или должности, для инвалидов - род и группа инвалидности);
- изучать возможности социально - бытовой адаптации больных в условиях стационара;
- помогать медицинской сестре палатной БИТа при поступлении пациентов в доставке в отделение;
- знакомить родственников с внутренним трудовым распорядком работы отделения;
- регистрировать статистические карты выбывшего из стационара;
- сообщать данные о выписке пациентов по месту проживания в учреждения ЛПУ;
- регистрировать справки, путевки, санаторно-курортной карты пациентов нуждающихся в санаторно-курортном решении;
- сообщать родственникам о предполагаемой дате выписки пациента из стационара и транспортировке;
- сообщать родственникам о переводе пациентов из БИТа в отделение реабилитации;
- сообщать родственникам о смерти пациента;
- вести документацию социального статуса пациента в медицинской документации.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой полный систематизированный перечень медицинских услуг в здравоохранении.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, предусмотренных названной номенклатурой (пункт 1 части 14 статьи 37 Закона N 323-ФЗ).
На основании, действующего в период проверки, приказа Министерства труда Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД - 75.12. "Государственное управление социальными программами", 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения", 85.3 "Предоставление социальных услуг".
То есть, социальная помощь не относится к медицинской помощи, ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые номенклатурой медицинских услуг не предусмотрены.
Должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, данный перечень должность социального работника не предусматривает.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Таким образом, в части оплаты труда социального работника Кокоревой И.В. ответчиком допущено нецелевое использование средств ОМС. В связи с чем, установив данный факт, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика денежные средства в размере 701 545 руб. 35 коп., а также пени в сумме 5156 руб. 36 коп. за период с 14.07.2020 по 31.08.2020.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
С учетом изложенного с ответчика также обоснованно взыскан штраф в размере 70 154 руб. 54 коп. по акту от 10.06.2020 N 5/1.
Доводы заявителя жалобы повторяют позицию ответчика, приведенную в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела. Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и законность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Решение арбитражного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 по делу N А11-9818/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9818/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "МУРОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 3"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВОЛОХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ