г. Чита |
|
2 июля 2021 г. |
Дело N А78-2455/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Забайкальскому краю Поваляева А.С. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу N А78-2455/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю" (ОГРН 1027500649087, ИНН 7513002013, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047509901614, ИНН 7513005342, далее - инспекция, налоговый орган) от 09.11.2020 N 909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу N А78-2455/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что применение повышенной ставки водного налога создает необоснованную финансовую нагрузку на лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ФКУ "Исправительная колония N 1 Федеральной службы Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя инспекции, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по представленной заявителем в инспекцию налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2020 года проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 21.09.2020 N 995, и вынесено решение от 09.11.2020 N 909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен указанный налог в сумме 4593 руб., начислены пени по нему в сумме 126,46 руб., предъявлен штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 230 руб., сниженный в 4 раза по правилам п. 3 ст. 114 НК РФ.
При этом камеральной проверкой поданной заявителем декларации по водному налогу за 2 квартал 2020 года зафиксировано, что ИК N 1, являясь исправительным учреждением, созданным и действующим только как юридическое лицо в целях управления и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, осуществляет водоснабжение своих работников, а также осужденных, отбывающих наказание, по месту пребывания, и не относящихся к категории "население", а потому является плательщиком водного налога на общих основаниях в силу ст. 333.8 НК РФ, и не вправе применять пониженную ставку налога в размере 162 руб. за 1 тыс. куб.м. водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
ИК N 1, считая такое решение инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и об обязании устранить допущенное нарушение.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Оспоренное в судебном порядке решение инспекции являлось предметом рассмотрения в вышестоящем налоговом органе, который своим решением от 15.02.2021 N 2.14-09/01989 оставил его без изменения, и, следовательно, заявителем соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пунктом 2 статьи 138 НК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель в проверяемом периоде являлся плательщиком водного налога.
Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации
Объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
В случае забора воды в Восточно-Сибирском экономическом районе из подземных водных объектов по бассейну рек и озер ставка водного налога установлена в размере 330 руб. за 1 одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
На основании пункта 1.1 статьи 333.12 НК РФ при расчете водного налога к общим ставкам в 2020 году применяется повышающий коэффициент в размере 2,31.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Таким образом, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена пониженная ставка налога, а квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога является целевое использование конкретного водного объекта.
Согласно пункту 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Право пользования участком недр в целях добычи подземных вод в соответствии со статьей 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) возникает на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обладает лицензией ЧИТ 03774 ВЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения объектов промышленности из скважин N N ЧТ-205, ЧТ- 206 в г. Нерчинск муниципального района "Нерчинский район" Забайкальского края сроком до 31.12.2044.
За 2 квартал 2020 года заявителем в налоговой декларации по водному налогу по скважине N ЧТ-205 отражены объем воды, забранной из водного объекта - 1,053 тыс. м3, налоговая ставка в пределах установленного лимита - 330 руб. за 1000 м3 с повышающим коэффициентом 2,31, а также объем воды - 7,655 м3, налоговая ставка в пределах установленного лимита - 162 руб. за 1000 м3, с суммами налога, подлежащего уплате - 802 руб. и 1240 руб., всего - 2042 руб.
Согласно статье 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
Исправительные учреждения в Российской Федерации созданы и действуют только как юридические лица (статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.2003 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения (часть 1 статьи 81.1 УИК РФ).
В соответствии со статьей 99 УИК РФ исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
Из пункта 2.2 раздела II Устава ИК N 1 следует, что основным видом её деятельности является управление и эксплуатация тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также оказание реабилитационной помощи бывшим заключенным.
Водопользование заявителем осуществляется на основании лицензии с соответствующим целевым назначением, а добытые подземные воды используются работниками заявителя и осужденными, отбывающими наказание в ИК N 1.
Действительно, в НК РФ не содержится определение понятий "население" и "водоснабжение населения".
Между тем в силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации для проживания граждан предназначены жилые помещения.
Согласно статье 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (статья 15 ЖК РФ).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой статьи 2 Закона N 5242-1).
Аналогичные понятия приведены в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила).
Правила не предусматривают при осуждении к лишению свободы или принудительным работам обязательное снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства, поскольку согласно пункту 15 Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Исправительные учреждения в Российской Федерации созданы и действуют только как юридические лица (статья 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Жилые помещения, предоставляемые для временного проживания находящихся под стражей лиц, не соответствуют основным понятиям жилищного фонда и жилого помещения, установленным нормами ЖК РФ.
Таким образом, под термином "водоснабжение населения" следует понимать водоснабжение жилых помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке, а не в местах их временного пребывания, тем более что согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ N 704-О-О от 26.05.2011, исправительное учреждение не является местом жительства лиц, отбывающих там наказание в виде лишения свободы (данное разъяснение КС РФ нашло свое отражение в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 N 26-КА19-9).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12, разъяснено, что в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Осуществление учреждением уголовно-исполнительной системы водоснабжения в отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы, по своей правовой природе не соотносится с водоснабжением населения, поскольку в силу ранее изложенного такое учреждение обязано осуществлять меры, направленные на выполнение уставной деятельности, в том числе связанной с материально-бытовым обеспечением осужденных с необходимыми условиями их содержания.
Кроме того, из материалов дела не следует, что заявитель отнесен к числу ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения населения с утвержденными показателями производственной деятельности.
Осуществление забора воды для водоснабжения указанной категории абонентов по своей правовой природе не является водоснабжением населения, поскольку помещения, в которых они размещены, не предназначены для постоянного проживания граждан, являются местом их временного пребывания и не подпадают под ранее указанное понятие жилого помещения.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании следует признать, что в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ лица, отбывающие наказания в исправительных колониях, не попадают под понятие "население" и, следовательно, применение заявителем льготной ставки водного налога является неправомерным и исчисление водного налога при заборе подземной воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по пониженной ставке необоснованно.
Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2016 N 308-КГ16-9865, от 06.05.2020 N 307-ЭС20- 5028.
Судом также учтено, что заявителем не доказано право на применение льготной ставки водного налога в спорном периоде.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 апреля 2021 года по делу N А78-2455/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2455/2021
Истец: ОСП ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ