город Москва |
|
29 июня 2021 г. |
дело N А40-23127/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.06.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д. Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 2 по г. Москве и УФНС России по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021
по делу N А40-23127/21
по ООО "Прометей-Сити" (ИНН: 7702648726)
к ИФНС России N 2 по г. Москве; УФНС России по г. Москве
о признании незаконными постановления и решения;
при участии:
от заявителя - Эйюбов Д.В. по доверенности от 18.01.2021;
от заинтересованного лица - 1. Поляков А.Ю. по доверенности от 19.01.2021; Клушина Е.К. по доверенности от 16.11.2020. 2. Третьяков А.В. по доверенности от 13.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021 признаны незаконными и отменены постановление ИФНС России N 2 по г. Москве N 77022033600015700006 от 10.12.2020 о привлечении ООО "Прометей-Сити" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение УФНС России по г. Москве от 14.01.2021 по жалобе общества.
Налоговые органы, не согласившись с принятым решением, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобах.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 03.12.2018 в целях соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и получения денежных средств на расчетный счет заявителя, открытый в уполномоченном банке на территории Российской Федерации в адрес ОАО "ЗНГС-Прометей" направлено заявление с соответствующими банковскими реквизитами долларового счета заявителя в российском банке (ПАО "Сбербанк") и требованием исполнить платеж по этим реквизитам, которое получено ОАО "ЗНГС-Прометей" 03.12.2018, о чем имеется отметка на заявлении.
Заявление направлено председателю правления, Амазаспяну Е.В. - лицу, которое
вправе распоряжаться денежными средствами на счетах ОАО "ЗНГС-Прометей".
12.12.2018 заявителю поступила информация от менеджера банка "EVOCABANK" LLC о том, что заявителем по результатам распределения ликвидационного баланса получены денежные средства от ОАО "ЗНГС-Прометей" в размере 1.118.357.348 армянских драм, что подтверждается копией выписки движения денежных средств по счету N 1660030300031400 от "EVOCABANK" LLC.
12.12.2018 генеральным директором заявителя направлено в "EVOCABANK" LLC письмо с просьбой осуществить возврат указанных денежных средств обратно на счет ОАО "ЗНГС-Прометей" как ошибочно зачисленных, оформлено платежное поручение N 01 от 13.12.2018 B"EVOCABANK" LLC на сумму 1.118.357.348 армянских драм, получатель платежа: ОАО "ЗНГС-Прометей", наименование платежа: возврат ошибочно переведенной суммы.
13.12.2018 от "EVOCABANK" LLC поступил ответ, что возврат денежных средств, полученных от ОАО "ЗНГС-Прометей" не может быть осуществлен.
14.12.2018 ОАО "ЗНГС-Прометей" ликвидировано, что подтверждается справкой о ликвидации юридического лица, полученной от Министерства юстиции Республики Армения.
По мнению налоговых органов, обществом осуществлена валютная операция, не предусмотренная Федеральным законом N 173, тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не представлены доказательства в подтверждение вины общества в совершении административного правонарушения.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В силу подпу. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ, валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Положениями ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Федеральным законом N 173-ФЗ, должны зачисляться на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно определений Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, от 19.05.2009 N 572-О-О, которыми установлены специальные правила и ответственность за их неисполнение, п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона о валютном регулировании и ч. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во взаимосвязи с положениями ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица, - она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "Прометей-Сити" предприняты меры по соблюдению правил и норм валютного законодательства с учетом того, что в условиях невозможности возврата денежных средств ОАО "ЗНГС-Прометей" заявителю необходимо было конвертировать армянские драмы в доллары США в целях дальнейшего зачисления их на долларовый счет в уполномоченном банке Российской Федерации.
Доказательств того, что заявитель имел намерение получить иностранную валюту на условиях заведомо противоправных действующему российскому законодательству, налоговым органом не представлено.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о принятии обществом разумных и достаточных мер, направленных на недопущение административного правонарушения.
При отсутствии фактов противоправного поведения заявителя и в случае принятия им всех зависящих от него мер по недопущению административного правонарушения состав указанного правонарушения отсутствует.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Поскольку вина ООО "Прометей-Сити" налоговым органом не доказана, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Налоговым органом, располагая процессуальными возможностями, не доказано наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной
ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-23127/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23127/2021
Истец: ООО "ПРОМЕТЕЙ-СИТИ", УФНС России по г. Москве
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24399/2021
01.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14860/2022
15.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23127/2021
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24399/2021
29.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31346/2021
20.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23127/2021