г. Челябинск |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А47-11472/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2021 по делу N А47-11472/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-102-2020 от 24.07.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, постановление N 40/01-102-2020 от 24.07.2020 признано незаконным и отменено.
Административный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что исходя из представленных обществом отчета по посещению геозон, отчетов траектории движения спецтехники по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), путевых листов не усматривается, что вывоз ТКО в даты 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019, ТКО в виде крупногабаритные отходы (далее - КГО) в даты 31.08.2019, 02.09.2019, 09.09.2019 с площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Бр. Коростелевых, д.68/1 осуществлялся в соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Движение специализированным транспортом производилось не по маршруту N 13, а по маршрутам N 29, 35, 28.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В ГЖИ по Оренбургской области 11.09.2019 поступила жалоба гражданина, содержащая информацию о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, пр. Бр.Коростелевых, д. 68/1.
По данному факту 08.10.2019 должностным лицом административного органа составлено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой выездной проверки, на основании которого 09.10.2019 административным органом вынесено распоряжение N 3716 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Природа". Копия распоряжения вручена представителю общества для ознакомления 09.10.2019.
10.10.2019 административным органом по результату проверки составлен акт проверки N А-3716, из которого следует, что вывоз крупногабаритных отходов осуществлялся ломовозом 31.08.2019 и 09.09.2019, то есть через 8 дней, что не соответствует Правилам N 354. Кроме того, актом проверки зафиксировано, что в представленном обществом отчете о посещении геозон за период с 01.04.2019 по 09.10.2019 отсутствует информация о вывозе отходов 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019, 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019.
По данному факту 28.02.2020 административным органом с участием представителя общества в отношении ООО "Природа" составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-3716, из которого следует, что общество в соответствии с представленным отчетом о посещении геозон за период с 01.04.2019 по 09.10.2019 обслуживание места накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Оренбург, пр. Бр.Коростелевых, д. 68/1, осуществляло ненадлежащим образом. Так, в указанный период вывоз крупногабаритных отходов осуществлялся автомобилем ломовоз (гос. номер х229ах 56) 31.08.2019, следующий 09.09.2019, т.е. через 8 дней. Также информации о вывозе ТКО 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019, 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019 в указанном отчете отсутствует. Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Природа" нарушены требования п. 148.22 Правила N 354, п. 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Представитель общества в протоколе об административном правонарушении сделал отметку о несогласии с вмененным нарушением, указав, что в отчет по посещению геозон в связи со сбоем работы системы Глонасс не вошли даты 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019, 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019.
По результату рассмотрения дела об административном правонарушении 24.07.2020 (резолютивная часть объявлена 23.07.2020) административным органом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-102-202, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. За выявленное правонарушение обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, постановление направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи и получено им 25.08.2020.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель 04.09.2020 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что срок привлечения общества к административной ответственности за невывоз отходов 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019 истек. Относительно невывоза отходов 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу нарушения, поскольку в материалы дела представлен корректный отчет по посещению геозон.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания составлен и вынесено уполномоченными должностными лицами в рамках предоставленных полномочий
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), в соответствии с пунктом 2 которых под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами N 1156, в том числе в части графика вывоза.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, периодичность их вывоза в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) должна осуществляться не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что административный орган вменяет в вину заявителю нарушение указанных выше положений в связи с тем, что вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, пр. Бр.Коростелевых, д. 68/1, осуществлялся автомобилем ломовоз с нарушением установленной периодичности вывоза, поскольку с контейнерной площадки КГО вывезены 31.08.2019, а следующий вывоз осуществлен 09.09.2019, т.е. через 8 дней. Поскольку среднесуточная температура воздуха в августе и сентябре 2019 года составляла свыше +5°С, вывоз отходов должен был производиться не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Кроме того, административный орган вменяет в вину заявителю не вывоз ТКО 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019, 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019, ссылаясь на отсутствие в отчете о посещении геозон в указанные даты сведений о посещении контейнерной площадки автомобилем общества, осуществляющим вывоз отходов.
Вменяемые обществу нарушения не являются длящимися, окончены в день, когда общество не осуществило вывоз отходов, т.е. 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019, 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019; а в отношении КГО - 01.09.2019-08.08.2019.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения лица к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет один год с момента совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку оспариваемое заявителем постановление вынесено 24.07.2020, на момент его вынесения срок привлечения общества к административной ответственности за невывоз отходов 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019 истек.
С учетом истечения сроков привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам, судом первой инстанции правомерно постановление N 40/01-102-2020 от 24.07.2020 по эпизодам 06.05.2019, 19-20.06.2019, 08.07.2019, 11.07.2019 признано недействительным.
В отношении невывоза отходов 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу нарушения в данной части.
В апелляционной жалобе административный орган полагает доказанным совершение административного правонарушения по эпизодам невывоза отходов 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019, так как площадка по ул. Бр.Коростелевых д. 68/1 находится в маршруте N 13.
Между тем, согласно пояснениям общества по причине сбоя в программном обеспечении сформированные ранее отчеты о посещении геозон показали некорректную информацию, в которой не отражены, в том числе даты посещения места накопления отходов специализированным транспортом по спорной контейнерной площадке 02.08.2019, 19.08.2019, 05.10.2019 (записка руководителя отдела АСУ от 01.06.2020).
Транспортное средство, осуществлявшее вывоз отходов по маршруту N 13 находилось в ремонте, вывоз осуществлялся иными транспортными средствами, следовавшими по маршрутам N 29, 35, 28.
В соответствии с корректным отчетом по посещению геозон, представленным обществом в материалы дела, в спорные даты контейнерную площадку 02.08.2019, 19.08.2019 посещал автомобиль с г/н Х 835 ВО 56, а 05.10.2019 автомобиль с г/н Т 057 СВ 56, что подтверждается и имеющимися в материалах дела путевыми листами за указанные даты.
Иных доказательств (за исключением отчета о посещении геозон), что в указанные даты общество не вывозило ТКО, административным органом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности наличия действиях общества события, объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 7.23 КоАП РФ, в связи с чем заявление общества правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2021 по делу N А47-11472/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11472/2020
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд