5 июля 2021 г. |
дело N А40-236218/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семикиной О.Н., Порывкина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2021 (резолютивная часть от 21.04.2021) по делу N А40-236218/20,
по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261) к ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (ОГРН: 1037739019438, ИНН: 7734003657) о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Попов С.А. по доверенности от 23.04.2021,
от ответчика: Тригубец О.К. по доверенности от 13.11.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неустойки по государственному контракту от 24.04.2018 N 1819187376142554164000000 в размере 86 321 286,12 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 21.04.2021 г., изготовленным в полном объеме 06.05.2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" в пользу Министерство обороны Российской Федерации неустойку в размере 3 500 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 24.04.2018 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ но специальным объектам" (Генподрядчик) заключен государственный контракт N 1819187376142554164000000 на завершение работ по строительству, комплексному обследованию технического состояния и корректировке проектно-сметной документации объекта: "Выполнение полного комплекса работ по строительству и реконструкции объектов военного городка N 2 РВВДКУ г. Рязань" (шифр объекта 44/64).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по обследованиям и обмерам для корректировки проектной документации, корректировку проектной и рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта цена Контракта составляет 339 247 700,00 руб.
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: дата окончания проведения обследований и обмеров - 18.05.2018; дата окончания корректировки проектной документации - 11.06.2018; в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 13.06.2018; дата получения положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 29.07.2018; в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 30.07.2018; дата окончания корректировки рабочей документации - 20.08.2018; дата окончания выполнения строительно-монтажных работ - 16.10.2018; дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 22.01.2019.
В указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 13.12 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передача Генподрядчиком выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), подтверждается подписанием итогового акта приемки выполненных работ.
Обязательства по Контракту в полном объеме Генподрядчиком не исполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 18.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения работ по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически исполненных обязательств) х размер установленной ключевой ставки ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
Таким образом неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "проведение обследований и обмеров" за период с 19.05.2018 по 25.12.2019 составляет 17 305 601,67 руб.; неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "корректировка проектной документации" за период с 14.06.2018 по 25.12.2019 составляет 16 537 776,34 руб.; неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации" за период с 31.07.2018 по 25.12.2019 составляет 15 149 784,39 руб.; неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "корректировка рабочей документации" за период с 21.08.2018 по 25.12.2019 составляет 14 529 617,78 руб.; неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" за период с 17.10.2018 по 25.12.2019 составляет 12 846 308,40 руб.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Неустойка за просрочку исполнения обязательств по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически исполненных обязательств) х размер установленной ключевой ставки ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
Таким образом неустойка за просрочку исполнения обязательств по Контракту за период с 23.01.2019 по 25.12.2019 составляет 9 952 197,54 руб.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Так, пунктом 7.1.10 Контракта установлена обязанность Заказчика до начала проектно-изыскательских работ передает Генподрядчику в установленном порядке Исходные данные, необходимые для выполнение проектно-изыскательских работ
Таким образом, до начала выполнения Ответчиком проектно-изыскательских работ Истец в установленном Контрактом порядке обязан передать исходные данные, а также документацию.
Пунктом 1 ст. 750 ГК РФ установлено, что если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.
Согласно ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Между тем, увеличение сроков выполнения работ произошло в том числе вследствие неисполнения Заказчиком своих встречных обязательств по Контракту, что подтверждено материалами дела.
Соответственно начисление неустойки по этапу прохождение Государственной экспертизы о проверки достоверности сметной стоимости нельзя признать обоснованным по вышеуказанным обстоятельствам и в связи с тем что, что в силу положений Контракта, а также действующего законодательства РФ (п.1, п.10, ст.49 ГК РФ) обязательство по получению положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации лежит исключительно на Заказчике.
Истец в подтверждение требования о взыскании неустойки указывает, что просрочка выполнения обязательств по Контракту в части подписания итогового акта составляет 337 дня за период с 23.01.2019 по 25.12.2019.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки, Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту.
Из условий Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.17, п. 13.12 Контракта).
Поскольку подписание итогового акта это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Суд считает требование истца о взыскание неустойки, за исключением неустойки за несвоевременное подписание итогового акта и по этапу прохождение Государственной экспертизы, обоснованным, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком сроков выполнения работ.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал данное заявление Ответчика обоснованным и снизил взыскиваемую неустойку до 3 500 000 руб.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
В апелляционной жалобе не приведены обстоятельства, которые, по мнению Заявителя апелляционной жалобы, влияют на размер подлежащей взысканию неустойки, но не учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Условия контракта и фактические обстоятельства, характеризующие взаимоотношения сторон по его исполнению, свидетельствуют о том, что все примененные к Ответчику меры ответственности, подлежат ограничению суммой 3 500 000 руб.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2021 (резолютивная часть от 21.04.2021) по делу N А40-236218/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236218/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"