г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А56-77951/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.
при участии:
- от истца: Старчоус И.В. (доверенность от 25.09.2020)
- от ответчика: Слепченок В.О. (доверенность от 28.11.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15214/2021) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-77951/2020,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к товариществу собственников жилья ЖК "Ладога"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, ГУП "ТЭК СПБ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с товарищества собственников жилья "ЖК "Ладога" (далее - ТСЖ) о взыскании 861 535,52 руб. задолженности за период с ноября 2019 г. по май 2020 г.; 20276, 09 руб. неустойки по закону за период с 12.12.2019 по 05.04.2020, а также неустойку с 01.01.2021 по день фактической оплаты основного долга, исходя из п. 9.2 ст.15 Федерального закона от 27.07.2020 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением суда от 19.03.2021 требования удовлетворены частично, с ТСЖ в пользу Предприятия взыскано 20 276,09 руб. неустойки, 475 руб. расходов по оплате государственной пошлины, с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 1616 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение изменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что в предоставленных расчетах ответчик производит расчет ГВС по формуле для закрытой системы в ЦТП, которая не подлежит применению, т.к. на спорном объекте система теплоснабжения - открытая в ИТП.
При этом, в данном расчете ответчик некорректно указывает данные по объему ГВС в Гкал, выставленные (предъявленные) ГУП "ТЭК СПБ", которые определены по формуле для другой системы теплоснабжения. Обоснование применения формулы 48 методики ответчик в своем расчёте не предоставил, так как система теплоснабжения в данном случае является открытой, двухтрубной.
Контррасчет ответчика произведен не по показаниям УУТЭ, без учета разницы в тоннах и разницы в градусах за каждый день.
Нормы действующего законодательства и договора теплоснабжения однозначно устанавливают, что определение объема потребленного коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям ОДПУ.
Коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом истцом в рамках заключенного договора теплоснабжения, приобретаются ответчиком не только в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг, но и в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Доказательством объема тепловой энергий, поставленной истцом ответчику по договору в спорный период, определенного истцом по предоставляемым ответчиком показаниям ОДПУ в строгом соответствии с условиями договора теплоснабжения, помимо показаний ОДПУ, являются подписанные исполнителем коммунальных услуг без разногласий акты сверки объемов тепловой энергии.
Также ответчик принимал счета-фактуры, выставляемые истцом исходя из показаний ОДПУ на основании условий договора теплоснабжения и действующего законодательства, без замечаний, и не оспаривал их в последующем.
Утверждение ответчика о том, что стоимость поставленной тепловой энергии подлежит определению как произведение показаний ОДПУ, зафиксировавших объем ГВС в кубических метрах и тарифа на ГВС в рублях за метр кубический воды, не основано на нормах права и противоречит условиям договора теплоснабжения, заключенных между истцом и ответчиком.
По мнению ответчика, по оплате в части горячего водоснабжения подлежит исключительно тепловая энергия, потребленная на подогрев определенного объема горячей воды в куб.м., израсходованного гражданами. Вместе с тем, кроме тепловой энергии, потребленной на подогрев использованной гражданами горячей воды, тепловая энергия потребляется исполнителем коммунальных услуг в целях циркуляции горячей воды во внутридомовой системе. Без данного объема тепловой энергии, потребленной ответчиком, он лишен возможности обеспечить предоставление населению коммунальной услуги по ГВС надлежащего качества.
08.06.2021 в материалы дела представлен отзыв ответчика с возражениями на доводы апелляционной жалобы. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и ТСЖ (абонент) 0504.2011 заключили договор теплоснабжения в горячей воде N 1535.34.038.1, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на нужды МКД по адресу: пр. Косыгина, д. 17, корп. 1, лит. А, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию
С ноября 2019 г. по май 2020 г. Предприятие поставило по договору тепловую энергию, которую ТСЖ в полном объеме не оплатило. В досудебных претензиях Предприятие просило ТСЖ уплатить образовавшуюся задолженность.
Ссылаясь на оставление претензий без удовлетворения, Предприятие обратилось в суд с иском о взыскании 861 535, 52 руб. задолженности за период с ноября 2019 г. по май 2020 г.; 20276, 09 руб. неустойки по закону за период с 12.12.2019 по 05.04.2020, а также неустойку с 01.01.2021 по день фактической оплаты основного долга, исходя из п. 9.2 ст.15 Федерального закона от 27.07.2020 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Суд первой инстанции посчитал, что расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м и оплачивать его исходя из тарифа, установленного уполномоченным органом для населения для оплаты одного куб.м. горячей воды. В связи с изложенным суд полагает верным расчет неустойки, представленный ТСЖ, удовлетворил исковые требования в части.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, следовательно, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В этом случае в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для теплоснабжающих организаций содержит пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды. Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Как следует из материалов дела спорный многоквартирный дом, находящиеся в управлении ответчика, и в который была осуществлена поставка тепловой энергии по спорному договору для удовлетворения нужд граждан в коммунальной услуге горячего водоснабжения оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (отчеты (акты) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя приведены в приложении к настоящему отзыву).
Данный коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии фиксируют поставляемый коммунальный ресурс для удовлетворения нужд граждан в коммунальной услуге горячего водоснабжения в двух единицах измерения: в Гкал и в кубических метрах.
Истец при определении требований по настоящему иску в целях оказания услуги по горячему водоснабжению использовал показания коллективных приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе. То есть использовал единицу изменения в Гкал, которая отражает фактическое потребление тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.
Данная позиция не соответствует требованиям действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
В частности, в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа (от 28.06.2018 по делу N А56-45796/2017, от 10.05.2018 по делу N А56-33212/2017, от 15.03.2018 по делу N А56-75199/2016, от 30.03.2018 по делу N А56-90470/2016, от 21.02.2018 по делу N А56-59771/2016, от 28.11.2017 по делу N А56-85325/2016, от 11.10.2017 по делу N А56-42868/2016) сформирован правовой подход, согласно которому суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
В соответствии с информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0 "Об оплате коммунальных услуг" в настоящее время для граждан действует средневзвешенный тариф на горячую воду, рассчитанный исходя из среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 м3 горячей воды: 0,06 Гкал/м3.
Таким образом, однокомпонентный тариф на горячее водоснабжение в рублях за кубический метр утвержден с учетом норматива расхода тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 куб.м горячей воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Довод подателя жалобы о том, что объем тепловой энергии подлежит определению на основании условий заключенного договора подлежит отклонению, поскольку данный договор является публичны, соответственно, все условия договора, не соответствующие требованиям жилищного законодательства, являются ничтожными и применению не подлежат.
Ссылка истца на то, что ответчик принимал счета-фактуры, выставляемые истцом исходя из показаний ОДПУ на основании условий договора теплоснабжения и действующего законодательства, без замечаний, и не оспаривал их в последующем, не влечет потерю права ответчика на заявление разногласий в суде и указание на завышение сумм, предъявленных к оплате.
Ссылка истца на абзац 5 пункта 42 (1) Правил N 354 является необоснованной в силу следующего.
Абзацем пятым пункта 42 (1) Правил N 354 установлено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Однако как следует из материалов дела и установлено судом коллективные (общедомовые) приборы учета учитывают не только общий объем тепловой энергии потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, но и отдельно определяют объем коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения в ДВУХ единицах измерениях в Гкал и в метрах кубических.
Таким образом, правовых оснований для применения абзаца 5 пункта 42 (1) Правил N 354 в данном случае не имеется.
Ссылка подателя жалобы на то, что в рассматриваемом случае истец не осуществляет поставку в многоквартирные дома горячей воды, как коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения является несостоятельным, поскольку в силу пункта 2 Правил N 124 ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов, под коммунальным ресурсом, в том числе, понимается горячая вода, используемая для предоставления потребителям коммунальных услуг.
Довод подателя жалобы о том, что расчет ответчика осуществлен с учетом средних показателей отклоняется судом, поскольку в приложении к отзыву ответчик представил расчет с применением формулы 5.11, установленной пунктом 48 Методики в разрезе каждого дня месяца спорного периода.
В соответствии со статьей 330, 332 ГК РФ в случае неоплаты потребленной тепловой энергии истец вправе начислить, а ответчик обязан оплатить неустойку в размере, определенном законом или договором.
В соответствии с частью 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету Предприятия размер неустойки, начисленной ТСЖ за период с 12.12.2019 по 05.04.2020 за несвоевременную оплату тепловой энергии, поставленной за период с ноября 209 года по май 2020 года, составил 20276, 09 руб. Представленный расчет проверен судом и признан верным. Апелляционная жалоба по размеру присужденной неустойки доводов не содержит.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2021 по делу N А56-77951/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77951/2020
Истец: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ ЖК "ЛАДОГА"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21646/2022
08.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14867/2021
06.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15214/2021
19.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-77951/20