город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2021 г. |
дело N А53-5373/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Специализированный
застройщик СК10"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.04.2021 (резолютивная часть от 19.04.2021) по делу N А53-5373/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СК10" (ИНН 6163211601, ОГРН 1186196041844)
к административной инспекции Ростовской области (межрайонный отдел N 1)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СК10" (далее - ООО "СЗ СК10", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к межрайонному отделу N 1 административной инспекции Ростовской области (далее - административная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2021 N Р-00759-21 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ста. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - областной закон N 273-ЗС) в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СЗ СК10" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что за неделю до вынесения спорного постановления общество уже было привлечено к ответственности по той же ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" постановлением N 105-214/21, вынесенное по тем же фактам, что и оспариваемое постановление. В настоящем случае ограждение имеет козырек и твердое покрытие под ним, пешеходный настил не примыкает непосредственно к дороге, поэтому тротуар не должен быть оборудован перилами или сплошным экраном, баннерная ткань на ограждении является паспортом объекта строительства размещение указанной баннерной ткани, что является соблюдением требования п. 2 раздела 9 Правил благоустройства и не является нарушением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону 09.02.2021 по адресу: ул. 8 Марта, д. 7, при осуществлении строительных работ ООО "СЗ СК10" не произвело оборудование ограждения строительной площадки, размещенной вдоль тротуара (пешеходной зоны, проезда) тротуаром для пешеходов, отсутствуют деревянные настилы с перилами (сплошной экран), не произведена уборка территории, прилегающей к объекту строительства, на фасаде сооружения (ограждения) произведено крепление баннерной ткани к ограждению, размещены малые архитектурные формы (павильон) на муниципальной территории без соответствующих согласований.
Административная инспекция, зафиксировав выявленные обстоятельства в акте от 09.02.2021, пришла к выводу, что указанное является нарушением пункта 1 раздела 1, пункта 15 раздела 4, пункта 12 раздела 7, пунктов 1 и 9 раздела 8 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 24.10.2017 N 398 (далее - Правила N 398).
В связи с выявленными нарушениями специалистом межрайонного отдела N 1 административной инспекции Ростовской области, в отсутствие законного представителя общества, при наличии доказательств его надлежащего уведомления, в отношении ООО "СЗ СК10" составлен протокол об административном правонарушении от 11.02.2021 N Р-00759-21 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Постановлением от 17.02.2021 N Р-00759-21 ООО "СЗ СК10" привлечено к административной ответственности частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС с назначением административного штрафа в размере 70 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 до 100 000 руб.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пункту 15 раздела 4 Правил благоустройства на территории города запрещается:
- вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю;
- сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, на бульварах, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках;
- загрязнять улицы при перевозке мусора, сыпучих и жидких материалов на подвижном составе, осуществлять перевозку мусора, сыпучих и жидких материалов без средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц;
- выбрасывать мусор из автомобилей;
- сорить на улицах, площадях и других местах общего пользования, выставлять тару с мусором и пищевыми отходами на улицы;
- загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных;
- выбрасывать и сметать мусор на проезжую часть улиц, в ливнеприемники ливневой канализации, загрязнять полотно проезжей части при осуществлении выезда подвижного состава с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д.;
- выбрасывать мусор с крыш, из окон, балконов (лоджий) зданий;
- установка в качестве уличного коммунально-бытового оборудования приспособленной тары (коробки, ящики, ведра и т.п.);
- складирование скола асфальта (фала) и грунта на озелененных территориях, в том числе на газонной части тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий;
- временное складирование органических остатков после сноса и обрезки деревьев на проезжей части улиц и тротуарах, препятствующее движению транспорта и пешеходов;
- складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест;
- мыть автомашины и другие транспортные средства у водоразборных колонок, в открытых водоемах и на их берегах, на площадях, в скверах, парках и в иных неустановленных местах; стирать белье у водоразборных колонок и в открытых водоемах;
- производить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности и в водные объекты, выпускать канализационные стоки открытым способом на тротуары, проезжую часть дорог и в ливневую канализацию;
- производить торговлю фруктами, овощами и другими продуктами на улицах, площадях, стадионах и других местах, не отведенных для этих целей;
- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения на проезжей части дорог;
- размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны без согласования в установленном порядке;
- складировать около торговых точек тару, запасы товаров, производить торговлю без специального оборудования;
- оставлять на улицах тару и остатки некондиционного или нереализованного товара от нестационарных торговых точек;
- купать собак и других животных в местах массового купания людей;
- выгуливать животных в парках, скверах, бульварах, на детских площадках и стадионах в нарушение установленного порядка;
- выжигать сухую растительность;
- ограждать строительные площадки с уменьшением пешеходных дорожек (тротуаров) без согласования в установленном порядке;
- устанавливать малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства без согласования, а также в нарушение установленного порядка;
- обустраивать выгребные ямы на объектах общего пользования;
- наносить на фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений (в том числе кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, информационные таблички и др.) надписи и графические изображения (граффити) в нарушение установленного порядка;
- на центральных улицах развешивать на балконах и лоджиях предметы домашнего обихода, размещать на балконах и лоджиях крупногабаритные предметы обихода, видимые с улицы и ухудшающие вид фасада;
- движение, остановка и стоянка автотранспортных средств на тротуарах, газонах, детских площадках и спортивных площадках;
- оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов;
- стоянка автотранспорта вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части улиц;
- оставление автотранспорта на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта;
- ограждение, в том числе выносными приспособлениями, участков проезжей части в створе фасадов жилых и нежилых зданий (помещений в них), препятствующее свободному движению, остановке и стоянке транспорта.
В соответствии с пунктом 12 раздела 7 Правил благоустройства уборку дворовых территорий, в том числе очистку дворовых проездов и тротуаров от пыли, мелкого бытового мусора, подметание и мойку тротуаров, покос газонов и сорной растительности, обеспечивают их собственники (владельцы) с учетом границ отведенных и прилегающих территорий. Чистота на дворовой территории должна быть обеспечена в течение всего дня.
Согласно п. 1 раздела 8 Правил благоустройства строительные площадки, объекты производства строительных материалов (растворные узлы и др.) оборудуются ограждением по периметру участка, отведенного под строительство.
Ограждение строительной площадки должно быть оборудовано в соответствии с установленным государственным стандартом и иметь опрятный внешний вид: очищено от грязи, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей. Повреждение ограждения застройщик (при отсутствии застройщика - собственник (владелец) объекта строительства) обязан устранить в течение суток с момента его обнаружения.
В случаях, когда строящийся объект располагается вдоль улиц, проездов, проходов и иных пешеходных зон ограждение должно иметь козырек и деревянный тротуар под ним. Ширина пешеходного настила не должна быть менее 70 см.
В случае примыкания пешеходного настила непосредственно к дороге, тротуар должен быть оборудован перилами или сплошным экраном высотой не менее 1,2 метра со стороны проезжей части.
В пункте 9 раздела 8 Правил благоустройства определено, что запрещается: размещение рекламной и иной информации путем непосредственного нанесения на опоры электросетей, контактных сетей, освещения, деревья, остановочные павильоны наземного общественного транспорта, ограждения дорог и тротуаров, тротуарные покрытия, внешние поверхности зданий, строений, сооружений, ограждений и на другие не предназначенные для этих целей места декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами); крепление баннерной ткани, баннерной сетки и аналогичных материалов непосредственно к зданиям, строениям, сооружениям, ограждениям без использования жестких конструкций.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными заявителем доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11.02.2021, фототаблицей, актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 09.02.2021 и другими материалами административного дела.
Довод ООО "СЗ СК10" о наличии козырька и твердого покрытия под ним признается судом несостоятельным.
Как указано выше, согласно п. п. 1 раздела 8 Правил благоустройства в случаях, когда строящийся объект располагается вдоль улиц, проездов, проходов и иных пешеходных зон ограждение должно иметь козырек и деревянный тротуар под ним. Ширина пешеходного настила не должна быть менее 70 см.
В случае примыкания пешеходного настила непосредственно к дороге, тротуар должен быть оборудован перилами или сплошным экраном высотой не менее 1,2 метра со стороны проезжей части.
Как видно из представленной фототаблицы и акта, указанные требования к покрытию, наличию перил обществом не соблюдены,
Ссылка общества на то, что пешеходный настил не примыкает непосредственно к дороге, поэтому тротуар не должен быть оборудован перилами или сплошным экраном, судом апелляционной инстанции признается как неверное трактование обстоятельств дела и положений Правил благоустройства.
Довод общества о том, что баннерная ткань на ограждении является паспортом объекта строительства, ее размещение не является нарушением, признается апелляционной коллегией ошибочным, поскольку требования п. 9 раздела 8 Правил благоустройства относятся ко всем видам информации, которая может быть помещена непосредственно к зданиям, строениям, сооружениям, ограждениям без использования жестких конструкций, включительно паспорт объекта.
Иных доводов не заявлено.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Основания для отмены решения суда от 27.04.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5373/2021 от 27.04.2021 (резолютивная часть от 19.04.2021) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5373/2021
Истец: ООО "СЗ СК10", ООО "Специализированный застройщик СК10"
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области Межрайонный отдел N1, Межрайонный отдел N1 Административной инспекции Ростовской области