г. Саратов |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А57-20929/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью магазина N 39 "Перспективное" Сотникова А.А., действующего на основании доверенности от 01.11.2021 N 3, представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Животиковой Ю.О., действующей на основании доверенности от 09.10.2019 N 02-15/25326,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью магазина N 39 "Перспективное"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2021 года по делу N А57-20929/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью магазина N 39 "Перспективное" (г. Саратов, ул. им. Академика О.К. Антонова, д. 23А, ОГРН 1026403042896, ИНН 6453004188),
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), публичного акционерного общества Банка "Финансовая корпорация Открытие" (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, строение 4, ОГРН 1027739019208, ИНН 7706092528),
о признании незаконным уведомления, обязании выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью магазина N 39 "Перспективное" (далее - ООО магазин N 39 "Перспективное", общество, заявитель) с заявлением признании незаконным уведомления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 27.07.2020 N 02-02-20/1583 об отказе в выдаче разрешения на строительство, об обязании администрации в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ООО магазин N 39 "Перспективное" разрешение на строительство объекта капитального строительства: магазин.
Решением суда первой инстанции от 04 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО магазин N 39 "Перспективное" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Публичное акционерное общество Банк "Финансовая корпорация Открытие" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу администрации, в котором оставляет рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Представитель комитета по управлению имуществом города Саратова в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО магазин N 39 "Перспективное" на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.02.2005 N 70 на праве аренды сроком на 49 лет до 09.02.2054 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:040413:25 из земель населенных пунктов, площадью 1928 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. им. Академика О.К. Антонова, д. 23А.
20.07.2020 ООО магазин N 39 "Перспективное" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина по адресу: г. Саратов, ул. им. Академика О.К. Антонова, д. 23А, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:040413:25, с приложением проектной документации.
Уведомлением администрации от 27.07.2020 N 02-02-20/1583 обществу отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что представленная проектная документация не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 25.07.2019 N RU 64304000-246.
ООО магазин N 39 "Перспективное", полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство, изложенный в уведомлении от 27.07.2020 N 02-02-20/1583, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Администрация, отказывая заявителю в выдаче разрешения на строительство магазина, указала на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а именно необеспеченность расчетного количества машино-мест для временного хранения легковых автомобилей для расположенного на земельном участке объекта.
В соответствии с частью 26 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет объекты регионального значения как объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ законодательством, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ.
Частью 2 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа (часть 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К таким объектам в соответствии с частью 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены: электро- и газоснабжение поселений; автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; образование; здравоохранение; физическая культура и массовый спорт; обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района.
Отсутствие определения иных объектов в федеральном законодательстве компенсируется развитием данного положения в региональном законодательстве.
На основании части 2 статьи 23.1.1. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" строительство или реконструкция объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения в зоне застроенной территории осуществляется с соблюдением нормативов регионального градостроительного проектирования.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в числе прочего, результаты инженерных изысканий и схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории).
В соответствии с региональными нормативам градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденными постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679-П, для размещения машино-мест в городе следует предусматривать: объекты для хранения легковых автомобилей постоянного населения города, расположенные вблизи от мест проживания; объекты для паркования легковых автомобилей постоянного и дневного населения города при поездках с различными целями.
Требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (таблицы 1.1.1.8, 1.1.1.9, 1.1.1.10).
Согласно пунктам 11.3, 11.31 СП 42.13330.2016, требуемое число машино-мест для хранения автомобилей следует определять в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Для размещения машино-мест в городе следует предусматривать: объекты для хранения легковых автомобилей постоянного населения города, расположенные вблизи от мест проживания; объекты для паркования легковых автомобилей постоянного и дневного населения города при поездках с различными целями.
Требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8 и приложение Ж). При наличии региональных нормативов градостроительного проектирования следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
Таблицей 1.1.1.10 Региональных нормативов определено, что для магазинов-складов (мелкооптовой и розничной торговли, гипермаркеты) предусмотрено 30 - 35 единиц машино-мест; для объектов торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной групп (торговые центры, торговые комплексы, супермаркеты, универсамы, универмаги и т.п.) - 40 - 50 единиц машино-мест; для специализированных магазинов по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы (спортивные, автосалоны, мебельные, бытовой техники, музыкальных инструментов, ювелирные, книжные и т.п.) - 60 - 70.
Парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с требованием ГОСТ 33062-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" парковки размещают на обособленных площадках или в карманах (уширениях проезжей части) глубиной 2,5-5,5 м. Парковки (парковочные карманы) являются частью автомобильной дороги, на которой не должны находится посторонние предметы, в том числе предметы, не относящиеся к элементам обустройства.
Градостроительным планом земельного участка установлено требование по размещению мест автотранспорта на земельном участке с кадастровым номером 48:040413:25.
Представленная заявителем в уполномоченный орган проектная документация содержит сведения о расчетном количестве машино-мест для временного хранения легковых автомобилей на приобъектной стоянке для проектируемого здания. Указанные сведения не учитывают потребность в приобъектной стоянке для существующего здания магазина общей площадью 442,1 кв.м (объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:040413:1313), расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 48:040413:25.
Так, в представленной заявителем в уполномоченный орган проектной документации предусмотрено строительство магазина общей площадью 538,6 кв.м (площадью застройки 586 кв.м) на земельном участке площадью 1928 кв.м, при этом на рассматриваемом земельном участке расположено здание с кадастровым номером 64:48:040413:1313 общей площадью 442,1 кв.м (площадь застройки 514,2 кв.м).
Факт отсутствия в проектной документации указанных сведений обществом не оспаривается.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на правовую позицию, изложенную в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, в котором указано, что собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент.
По мнению заявителя, проектная документация не содержит сведений о каком-либо изменении существующего нежилого здания с кадастровым номером 64:48:040413:1313 площадью 442,1 кв.м, в частности не содержит сведений об изменении параметров данного объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройке, перестройке, расширении, а также замене и (или) восстановлении несущих строительных конструкций, что отвечало бы требованиям реконструкции действующего объекта капитального строительства и применимости к данным правоотношениям положений части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Пунктом 1 СП 42.13330.2016 установлено, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
При этом, согласно пункту 1.3 СП 42.13330.2016, требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Обществом к заявлению от 20.07.2020 был приложен градостроительный план земельного участка от 25.07.2019 N RU64304000-246, на момент выдачи которого действовали как региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679-П, так и СП 42.13330.2016.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что использование заявителем ранее возведенного объекта недвижимости без его приведения в соответствие с действующими нормативами не свидетельствует о наличии у общества права дальнейшей застройки земельного участка, на котором располагается как указанный объект, так и проектируемый объект, с учетом требований действующего законодательства применительно ко всей совокупности объектов, располагающихся на данном земельном участке.
Иное толкование нормативных актов повлечет невыполнение целей обеспечения градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития Саратовской области, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения памятников истории и культуры, защиты территорий от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также создания условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации и Саратовской области социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания и транспортной инфраструктуры и благоустройства, декларированных в пункте 1.3 региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679-П.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 мая 2021 года по делу N А57-20929/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20929/2020
Истец: ООО "Магазин N 39 "Перспективное"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов", ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие", Управление Росреестра по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области