г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-5265/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-5265/21 (130-36)
по заявлению ООО "Сервис Рент"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: 1) Территориальное управление Росимущества в городе Москве 2) ФГБУ "Жилищно-коммунальное управление "Жилищно-коммунальное управление РАН"
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Толкаченко Д.И. по дов. от 15.01.2021; |
от ответчика: |
Ноберцева Л.В. по дов. от 04.03.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сервис Рент" (далее - Заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 15.12.2020 по делу N КУВД-001/2020-13965298/1 MFC-0558/2020-339605 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении Договора аренды нежилого помещения, переданного федеральному государственному предприятию от 03.08.2020 N 1/962.2-13/02-90, заключенного между ФГБУ "ЖКУ РАН" и ООО "Сервис Рент", об обязании.
Решением суда от 13.04.2021 решение Управления Росреестра по г. Москве от 15.12.2020 по делу N КУВД-001/2020-13965298/1 MFC-0558/2020-339605 признать незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по г. Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис Рент" в установленном законом порядке, путем осуществления государственной регистрации Договора аренды нежилого помещения от 03.08.2020 N 1/962.2-13/02-90, а также путем осуществления государственного кадастрового учета части нежилого помещения по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 61/1 с кадастровым номером 77:05:0001009:7923, включающий в себя подвал пом. N IX ком 1, 1а, 2, 3, 4, 4а, 46, пом N Х ком 1, 2, 3, 3а, 4-11, 1-й этаж пом. N XVIII ком. 1, 1а, 16, 2, 2а, 3-16, 18-23 общей площадью 504,5 кв.м.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона (протокол N 2 о результатах аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ЖКУ РАН" от "02.07.2020) между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" (далее - ФГБУ "ЖКУ РАН") и обществом с ограниченной ответственностью "Сервис Рент" (далее - ООО "Сервис Рент") заключен Договор аренды нежилого помещения, переданного федеральному государственному предприятию от 03.08.2020 N 1/962.2-13/02-90 (далее - Договор аренды) в отношении Нежилого помещения, с реестровым номером федерального имущества П13770009125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 61/1, включающего в себя: подвал пом. N IX ком 1, 1а, 2, 3,4,4а, 46; пом.N X ком 1, 2, 3, За, 4-11; 1-й этаж пом. N XVIII ком. 1, 1а, 16, 2, 2а, 3-16. 18- 23 общей площадью 504,5 кв.м. для использования в целях свободного назначения и склад (далее - Помещение).
На основании п. 4.4.4. Договора аренды Арендатор обязуется в течение 15 рабочих дней после подписания настоящего Договора представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти документы для регистрации настоящего Договора в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
04.09.2020 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) ООО "Сервис Рент" были поданы документы, необходимые для государственной регистрации Договора аренды:
Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 04.09.2020 N MFC-0558/2020-339605-1;
Технический план здания, сооружения, помещения, либо объекта незавершенного строительства от 04.09.2020 N б/н;
Оригиналы Договора аренды в 3-х экземплярах и тд.
По указанному факту Управлением было зарегистрировано Дело N КУВД-001/2020-13965298/1 MFC-0558/2020-339605.
По результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных с указанными заявлениями, 15.09.2020 государственным регистратором Управления Шелудяковым Игорем Дмитриевичем было вынесено решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении Договора аренды, оформленное соответствующим уведомлением от 15.09.2020 N КУВД-001/2020-13965298/1.
Причиной, препятствующей осуществлению действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации Договора аренды, послужили замечания к техническому плану помещения от 04.09.2020 N б/н.
В связи с истечением 15.12.2020 года срока приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, установленного в уведомлении от 15.09.2020 N КУВД-001/2020-13965298/1 и неустранении причин, указанных в нем, Управлением было принято решение об отказе ООО "Сервис Рент" в государственном кадастровом учете и государственной регистрации Договора аренды (уведомление от 15.12.2020 N КУВД-001/2020-13965298/1 MFC-0558/2020-339605).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о госрегистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если и не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленном законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких лентах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заяви (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастре учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и приняты соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о госрегистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п.3 ст. 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
На государственную регистрацию в Управление был представлен Договор аренды нежилого помещения, переданного федеральному государственному унитарному предприятию N 1/962.2-13/02-90 от 03.08.2020, подписанный между ФГУП "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук" (сейчас ФГБУ "Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук") и ООО "Сервис Рент", т.е. для регистрации обременения.
Согласно предмету вышеуказанного Договора аренды (п. 1.1.), Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение ("Имущество"), с реестровым номером федерального имущества П13770009125, расположенное по адресу: Москва, Ленинский проспект, дом 61/1, включающее в себя: подвал пом. N IX 1а, 2, 3, 4, 4а, 46; пом. N X ком 1, 2, 3, 3а, 4-11; 1-й этаж пом. N XVIII ком. 1, 1а, 16, 2, 2 18-23 общей площадью 504,5 кв.м. для использования в целях свободного назначения и склад.
На основании п 1.2. Договора аренды описание и технические характеристики "Имущества" подтверждаются поэтажным планом и экспликацией, которые прилагаются к Договору и являются его неотъемлемой частью.
Сведения о передаваемом в аренду "Имуществе", изложенные в настоящем Договоре, являются достаточными для их надлежащего использования в соответствии с целями, указ; в п. 1.1 настоящего Договора. Цель аренды, указанная в п. 1.1, настоящего Договора, соответствовать цели аренды, указанной в распорядительных документах.
В качестве Приложения к Договору сторонами приобщен план 1-го этажа и подвала здания, содержащий графическое описание помещений, передаваемых в аренду и являются частью данного Здания.
В п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что положения ст.607 ГК Российской Федерации не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором. Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Подобная точка зрения отражена в Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 306-КГ16-17844 и Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2017 N 306-КГ16-18329.
Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.11.2016 учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Право собственности Российской Федерации на помещение по адресу: г.Москва, просп. Ленинский, д.61/1 (далее - Основное помещение) с кадастровым номером 77:05:0001009:7923 (в состав которого входит Помещение) было зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве в порядке, установленном Законом о госрегистрации недвижимости, что подтверждается записью в ЕГРН N 77-77-12/042/2011-941 от 14.03.2012.
Право хозяйственного ведения за ФГБУ "ЖКУ РАН" на Основное помещение было зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве в порядке, установленном Законом о госрегистрации недвижимости, что подтверждается записью в ЕГРН N 77-01/31-568/2003-216 от 02.10.2003.
В ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части Основного помещения сведения о передаваемой в аренду части Основного помещения, так как право собственности и право хозяйственного ведения на Основное помещение было ранее зарегистрировано в Едином государственном недвижимости а, значит, само Основное помещение было ранее поставлено на государственный кадастровый учет и план данного объекта недвижимости, содержащий описание Основного помещения, ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Пункт 1.1. заключенного Договора аренды содержит подробное текстуальное описание арендуемого объекта, основанное на технической документации БТИ.
Кроме того, к Договору приложен план 1-го этажа и подвала здания по адресу: г.Москва, просп.Ленинский, д.61/1, содержащий графическое описание помещений, передаваемых в аренду и являющихся частью данного здания.
Таким образом, сторонами в Договоре аренды подробно была индивидуально определена часть Основного помещения, подлежащая передаче в аренду.
В рассматриваемом случае основанием для кадастрового учета части Основного помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации и в корреспонденции с п. 5 ст. 44 Закона о госрегистрации является сам Договор аренды.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременении объекта недвижимости указаны в ст. 44 Закона о госрегистрации.
Действующее законодательство не содержит требований, согласи которым для того, чтобы часть объекта недвижимости была предметом сделки, в частности, договора аренды, ее необходимо поставить на кадастровый учет.
Следовательно, необходимые документы, отвечающие требованиям ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости, для государственной регистрации Договора аренды указанного нежилого Помещения были представлены ООО "Сервис Рент" в Управление.
При таких обстоятельствах у Управления имелись все сведения о части Основного помещения, а также все основания для осуществления государственного кадастрового учета этой части Основного помещения и для государственной регистрации Договора аренды.
Предоставление же технического плана части Основного помещения, для постановки его на кадастровый учет, в соответствии с действующим законодательством не требовалось.
Как правильно указал суд в своем решении, Управлением не принято во внимание, что в настоящем случае кадастровый учет осуществляется по специальным правилам, предусмотренным ст. 44 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ с учетом функциональной специфики такого учета (конкретизация установленного на объект недвижимости обременения).
Спорные решения Управления нарушают права заявителя на реализацию полномочий владельца спорного объекта в сфере экономической деятельности, как арендатора, поскольку влечет для заявителя последствия в виде незаключенности Договора аренды ввиду отсутствия государственной регистрации.
В рассматриваемом случае основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с п.2 ч.2 ст.14 и в корреспонденции с п.5 ст.44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ является сам Договор аренды.
Необходимость представления Обществом дополнительных документов, в том числе технического плана части помещения законом не установлена.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации Договора аренды, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в обоснование оспариваемого отказа ответчика, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы при рассмотрении дела судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2021 по делу N А40-5265/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5265/2021
Истец: ООО "СЕРВИС РЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ